16 апреля 20183207

Путешествия / Индия

#IRFMR. Индийский этап /День 2.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро-Стил-Сити

Официально Россия дружит с Индией чуть больше 70 лет. В 1947 году, когда последняя стала независимой, первым государством, оформившим дипломатические отношения с молодой республикой, стал СССР. Интересно, что произошло это аж за четыре месяца до фактического провозглашения индийской независимости. В 1991 году, когда Советский Союз рвался на части, Индия ответила взаимностью и одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве его государства-продолжателя.

«Хинди руси бхай бхай» — не просто лозунг из прошлого: сотрудничество между двумя странами, зародившееся ещё в середине XX века, вполне успешно продолжается до сих пор. Конечно, особенно крепкой эта дружба была в советские времена: тогда СССР помогал Индии и деньгами, и технологиями, и военной техникой. Даже в самые непростые времена — в конце 1980-х, когда Советский Союз уже вовсю трещал по швам, — в местные промышленные и инфраструктурные проекты продолжали вкладываться сотни миллионов долларов...

Большинство предприятий, созданных когда-то при прямом участии СССР, благополучно функционируют до сих пор. Про два из них — завод тяжёлого машиностроения в Ранчи и металлургический комбинат в Бокаро — я и расскажу вам сегодня...

Накануне вечером некоторые индийцы в честь окончания первого дня автопробега хорошо так напились. Я тогда ограничился роксом виски с колой (ну ладно, после этого ещё пару бутылок пива приговорил), а вот у отдельных членов нашей команды праздник закончился глубоко за полночь. В вопросах алкоголя индийцы очень похожи на русских: выпить, и после этого сесть за руль, чтобы ехать продолжать, — вообще милое дело. Правда, в тот вечер кто-то из постояльцев неудачно припарковал машину, перегородив выезд с гостиничной парковки, поэтому нашим героям пришлось уйти в поисках продолжения банкета пешком.

Утром, пока мы загружали чемоданы в машины, из уст в уста передавалась история о том, как наши индийские друзья вернулись на исходе ночи пьяные, и дверь в гостиницу была зарешечена и заперта на замок, и спасала их девушка из русской части команды, которая как раз в тот момент, когда они уже хотели лезть в гостиницу через окно второго этажа, вышла покурить...

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Второй день автопробега начинается со встречи в местном Ротари-клубе.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Если кто не знает, Ротари — международная ассоциация, объединяющая представителей делового мира и интеллигенции с целью оказания общественных гуманитарных услуг и продвижения идей мира во всём мире.

Первый Ротари-клуб появился в Чикаго в 1905 году. На сегодняшний день по всему миру их существует более 34 тысяч, а ротарианцами являются примерно 1,2 миллиона человек.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Некоторые считают, что «ротарианство равно масонство». На самом деле — это совершенно не так. Отличия между этими двумя движениями — колоссальные. Основных из них два: во-первых, ротарианство, в отличие от масонства, не ставит во главе своей деятельности религию, а, во-вторых, Ротари — организация с открытым членством, стать ротарианцем может практически любой желающий.

У каждого Ротари-клуба есть свой вымпел. Если ротарианец едет в другой клуб, он по традиции берёт его с собой, чтобы провести церемонию обмена с членами другого клуба.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Ротари — одна из организаций, поддерживающих наш автопробег. Более того, в нашей команде — четверо ротарианцев из России, поэтому такие встречи в местных Ротари-клубах имеют не только символическое, но и практическое значение.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Манож Кумар Саху — наш экспедиционный фотограф. Благодаря ему у меня есть огромная куча прекрасных фотографий из автопробега со мной. Обычно ж всё наоборот — во время путешествий я почти всегда нахожусь по другую сторону объектива...

Помнится, было когда-то в Comedy Club: «фотографы, сука, странные: на работе фотографируют сиски и жопы, а на отдыхе — жаб и небо»... Манож на работе фотографирует свадьбы, а на отдыхе — птиц (с последними он даже является номинантом каких-то там международных премий).

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Город Ранчи, в котором мы находимся, является столицей индийского штата Джаркханд.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

В целом — ничего особенного: обычный небольшой индийский город с населением чуть более миллиона человек.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

В его окрестностях протекает несколько рек, воды которых водопадами ниспадают с горных возвышенностей, поэтому среди индийцев Ранчи известен как «Город водопадов».

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Помимо этого это — чуть ли не важнейший промышленный и коммерческий центр Восточной Индии.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Здесь расположен один из крупнейших в Индии производственных комплексов, который включает в себя машиностроительный и сталелитейный секторы.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Его сердце — завод тяжёлого машиностроения, построенный в конце 1950-х годов при участии СССР.

Первым делом — завтракаем и фотографируемся с руководством завода.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

После — едем осматривать территорию.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Завод этот — секретный. Говорят, что мы были одной из первых делегаций, кого не просто пустили внутрь, а ещё и фотографировать разрешили. Местные рабочие, конечно, были немного в шоке от всего происходящего.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Территория завода выглядит заброшенной, но это ощущение — обманчиво. Практически все цеха функционируют, хотя налёт лёгкой запущенности есть, это — факт.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Все эти здания были построены в конце 1950-х начале 1960-х годов советскими специалистами.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Зайдём в цех?

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Интересно, что с момента постройки здания завода ни разу не ремонтировались: прошло 60 лет — а выглядят они так, будто их только вчера запустили в эксплуатацию.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Все станки — тоже родом из Советского Союза.

Аббривеатура «НЗТСГ», встречающаяся на каждом шагу, расшифровывается как «Новосибирский завод тяжёлых станков и гидропрессов». Сегодня он называется ПАО «Тяжстанкогидропресс» и является одним из крупнейших подобных предприятий в России.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Завод в Ранчи выпускает продукцию для оборонной промышленности и для атомных станций.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Например, вот из такой стальной лепёшки весом в несколько десятков тонн, будет выточена крышка для реактора АЭС.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Крупнейший в Индии токарный станок.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Поперечно-строгальный станок.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Вообще, я обожаю гулять по производствам. Ходишь, смотришь завороженно на эти огромные станки.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Настоящий рай для больших мальчиков!

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Бэкстейдж.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Заглянем в соседний цех.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Здесь производят шестерни и коробки передач.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

«Make in India» (дословно: «Делай в Индии») — государственная программа, поощряющая развитие производств в Индии. Любым иностранным компаниям, которые производят здесь товары либо же проводят научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работы, предоставляются различные преференции и налоговые льготы, вплоть до полного избавления от налогов в некоторых областях на первые 10 лет.

Цель программы — превратить Индию в крупнейшую производственную державу мира.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Продукция.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Люди.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наша следующая остановка — административный корпус завода.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Здесь для нас проводится экскурсия: главная тема — история возникновения и первые годы становления предприятия.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

После окончания официальной программы — становящаяся традиционной съёмка для местных новостных агентств.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Взмах флагом, и мы отправляемся дальше.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

В Ранчи очень сильны позиции коммунистов. По всему городу встречаются серпасто-молоткастые флаги, портреты Ленина и прочая атрибутика.

В первой половине XX века Ранчи сыграл одну из важнейших ролей в обретении Индией независимости, здесь располагался центр национального движения за освобождение страны от британской колониальной зависимости.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Название «Ранчи» происходит от слова «арчи» из языка местной народности — оаронов. «Арчи» в переводе с оаронского — «бамбуковая палка».

Согласно древней легенде, один из фермеров однажды разозлился на одного из местных идолов, после чего поколотил его своей бамбуковой палкой. Идол трижды крикнул «Арчи! Арчи! Арчи!» и исчез. Со временем «арчи» трансформировалось в «рачи», а позже — в «ранчи».

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

По рассказам друзей, которые бывали в Индии ранее, страна казалась мне адом на земле.

Мне обещали категорически несъедобную кухню и жутчайшую антисанитарию. Одним из главных постулатов было утверждение, что после посещения Индии очень резко снижается порог брезгливости.

На деле оказалось, что ничего страшного здесь нет: если отбросить культурно-религиозные аспекты, то это — обычная азиатская страна.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Уличная парикмахерская.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Развозка еды.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Торговля фруктами.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Трафик.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Учеников школ государство обеспечивает всем необходимым — формой, учебниками, велосипедами и даже компьютерами. Всё это делается для того, чтобы повысить процент грамотного населения (на данный момент писать и читать умеют около 75% индийцев в возрасте старше 15 лет, для примера в 1991 году этот показатель был на треть ниже). Но многие семьи, особенно в деревнях, не отправляют детей в школы, заставляя их с ранних лет участвовать в сельскохозяйственных работах.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

На аварийных участках трасс установлены знаки с черепом и костями.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Второй промышленный центр, который мы посещаем сегодня — Бокаро-Стил-Сити, один из самых индустриализированных городов Индии.

Когда-то на этом месте были лишь джунгли. Но в середине XX века здесь были найдены богатые залежи железа, угля и марганца и в 1960-х годах при участии СССР был построен крупнейший в Индии металлургический комбинат.

История металлургического гиганта в Бокаро — как бы повторяет историю Бхилайского комбината. Сначала — длительные бесплодные переговоры с США, после которых правительство Индии вновь обращается к Советскому Союзу с предложением о строительстве ещё одного металлургического завода.

Говорят, что строительство завода велось невиданными темпами. Одновременно на ней работало свыше 70 тысяч человек — такого размаха Индия доселе не видела. Вскоре после запуска предприятия вокруг него вырос город металлургов – Бокаро-Стил-Сити. Сегодня в нём проживает около 600 тысяч человек.

Мы лишь заезжаем к административному комплексу комбината, где у нас намечено очередное официальное мероприятие.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Вскоре наш путь лежит дальше.

Как я уже рассказывал, дорожное строительство ведётся в Индии какими-то непостижимыми темпами. Только скоростных трасс тут сдаётся примерно по 100 километров в сутки, а количество возводимых обычных дорог — просто не поддаётся учёту. Времена, когда по Азии было тяжело перемещаться на автомобиле — постепенно уходят в прошлое.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

На большинстве железнодорожных переездах обязательно стоят ограничители высоты, чтобы зазевавшийся водитель очередного негабаритного грузовика не снёс все провода.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

А то от этих дальнобойщиков всё что угодно можно ожидать...

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Февраль здесь — чуть ли не самое засушливое время года, и по обоим сторонам дороги стоят высушенные рисовые террасы. Но всего несколько месяцев спустя, когда начнётся сезон дождей, всё пространство вокруг будет покрыто свежей зеленью.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

В Восточной Индии принято переносить грузы на голове.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Индийская женщина может переместить таким образом всё что угодно — тазик, вязанку дров, стопку кирпичей.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Мне кажется, если ей надо будет перенести на голове слона, то она и с этим легко справится.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Каждые пару часов наш конвой делает остановку: либо для «tea brake» — попить чаю, либо для «pee brake» — сами понимаете для чего.

Во время очередного «pee brake» организаторы предупреждают нас, чтобы мы внимательно смотрели под ноги, — местные леса кишат ядовитыми змеями.

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

Наследие СССР: Ранчи и Бокаро Стил Сити

За сим на сегодня всё.

The show will go on!

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Будьте в курсе!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке, вКонтакте, в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS.

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube.

Благодарности:

Kalinga Motor Sports ClubMahindra AdventureПравительство ИндииПосольство Российской Федерации в Нью-Дели

Оставлено 7 комментариев, будьте следующим!

avatar
25000
Загрузить изображения
 
 
 
 
 
Загрузить аудио или видео
 
 
 
 
 
Rajesh Rathod

Superb photos

Vladimir Kezling

Thank you, my friend! ;)

Gaurav Rathod

Awesome pics...

Vladimir Kezling

Thnx! =)

Михаил Батхан
Михаил Батхан

Спасибо! Интересно очень. Возвращаюсь в столь недавнее, но уже прошедшее ...

Андрей
Андрей

Классно, контраст в Индии зашкаливает)) А такой пробег, это офигенная возможность все по максимуму посмотреть! Красава!

Постоянный адрес страницы: https://kezling.ru/travels/irfmr/india-3/

Структура: / / / #IRFMR. Индийский этап. День 2. Наследие СССР: Ранчи и Бокаро-Стил-Сити