Опубликовано: 10 августа 2018
Где это находится?Где это находится?

В последние годы стало очень модно вздыхать про разваленную российскую промышленность — мол ничегошеньки мы не производим, заводы стоят, работать некому, одни блогеры в стране… А если что-то и делается, то тоже все неладно: наследие СССР, технологии прошлого века, экономическая нецелесообразность, абсолютная неконкурентоспособность, тлен и бесперспективняк. Да, доля правды в этом, конечно, есть — не поспоришь. Но ведь должны же быть и какие-нибудь достойные примеры? Должны! И их есть у меня!

Тихвинский вагоностроительный завод — крупнейший производитель грузовых вагонов в СНГ и один из самых масштабных объектов транспортного машиностроения в Европе. Это — одно из наиболее передовых подобных производств в мире, а самое главное — оно было создано практически с нуля каких-то десять лет назад. Заглянем вовнутрь?

Строительство вагоностроительного завода началось в январе 2008 года на территории почившего незадолго до этого градообразующего «Трансмаша». Уже в июле было налажено производство первых опытных образцов, а официальное открытие производства состоялось в январе 2012 года.

Сейчас на заводе работает почти 11 тысяч человек. В год здесь производится свыше 17 тысяч грузовых вагонов. Помимо России продукция поставляется в страны СНГ, на Ближний Восток и Гвинею.

Тихвинский вагоностроительный завод

Территория завода — закрытая зона. Попасть сюда можно только по пропуску.

Первым делом — краткий инструктаж по технике безопасности. Нам выдают каски и радионаушники, через которые мы будем слышать нашего экскурсовода.

Коллеги по блогерскому цеху запускают свои стримы, и под вопрос сопровождающего «Все по-русски говорят в группе?» мы отправляемся на экскурсию по вагоносборочному производству.

Тихвинский вагоностроительный завод

По степени технического оснащения Тихвинский вагоностроительный завод стоит в одном ряду с самыми современными предприятиями: некоторые образцы используемого оборудования существуют всего в нескольких экземплярах в мире.

Сегодня здесь ежедневно выпускается 60 грузовых вагонов. Всего сертифицировано около 50 различных моделей.

Здание завода вытянуто в длину и состоит из четырнадцати пролётов, в каждом из которых выполняются какие-нибудь особенные операции. Мы начинаем нашу экскурсию с крайнего четырнадцатого и пройдём через все пролёты до первого.

Тихвинский вагоностроительный завод

Четырнадцатый пролёт разделён на две части. Одну из них занимает склад различных комплектующих, в другой эти самые комплектующие готовят к отправке в сборочные цеха.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тринадцатый пролёт. Здесь производят хопперы — грузовые вагоны для перевозки сыпучих грузов (зерна, грунта, угля, руды). Кузов хоппера имеет форму воронки, в нижней части которой расположены люки, при открытии которых груз самостоятельно высыпается из вагона.

Тихвинский вагоностроительный завод

На Тихвинском заводе производят три типа хопперов: зерновозы, грунтовозы и минераловозы.

Тихвинский вагоностроительный завод

Всего за сутки в этом цеху собирают 16 вагонов.

Тихвинский вагоностроительный завод

Сначала готовят раму. Затем на неё устанавливают стены и крышу. После сборки вагона все швы кузова полностью провариваются.

Тихвинский вагоностроительный завод

Двенадцатый пролёт. Здесь выпускаются люковые полувагоны увеличенной вместимости (103 кубометра) — открытые грузовые вагоны с высокими бортами без крыши, предназначенные для перевозки различных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков.

Тихвинский вагоностроительный завод

В данный момент все заказы на полувагоны выполнены, поэтому оборудование временно законсервировано.

Тихвинский вагоностроительный завод

В одиннадцатом пролёте производятся фитинговые платформы — вагоны, предназначенные для перевозки крупнотоннажных контейнеров. В сутки здесь выпускают 4 таких платформы.

Также в этом цеху раньше собирались полувагоны с глухим дном для использования на Ближнем Востоке. В данный момент оборудование для их производства также законсервировано в ожидании новых заказов.

Тихвинский вагоностроительный завод

Десятый пролёт. Здесь производятся люковые полувагоны со стандартным объёмом кузова (92 кубометра).

Тихвинский вагоностроительный завод

Это — самый массовый из продуктов завода: в сутки в цеху собирают 36 таких вагонов, то есть каждые 34 минуты со сборочной линии выходит новый люковый полувагон.

Тихвинский вагоностроительный завод

Сварка корпусов здесь производится роботами. Над одним вагоном одновременно работают восемь автоматизированных сварочных аппаратов.

Тихвинский вагоностроительный завод

Для примера, в четырнадцатом пролёте, где собирают хопперы вручную, над одним вагоном может одновременно работать максимум четыре сварщика. Если добавить к ним пятого — они уже начнут мешать друг другу.

Тихвинский вагоностроительный завод

Да, смотреть на процесс сварки без защиты для глаз нельзя. Всего нескольких секунд достаточно для повреждения роговицы, при этом симптомы могут проявиться не сразу, а лишь по прошествии нескольких часов.

Тихвинский вагоностроительный завод

Пролёты с седьмого по девятый заняты заготовительным производством. Здесь готовят комплектующие для сборки вагонов.

Тихвинский вагоностроительный завод

В девятом пролёте сталь раскатывают из рулона и перепрофилируют её в зависимости от потребностей: режут на листы необходимого размера и готовят профили для корпусов. Имеющееся в этом цеху оборудование позволяет подготовить комплектующие любой формы и размера.

Тихвинский вагоностроительный завод

В восьмом пролёте располагается гибочный цех.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Подготовка деталей здесь производится современными роботами. Магнитный держатель подхватывает нужную заготовку, устанавливает её на калибровочный стенд, после чего подаёт на гибочный модуль.

В зависимости от размера необходимой детали могут использоваться несколько разных модулей — малые, средние и большие.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Седьмой пролёт. Здесь из листового проката плазменным резаком вырезаются всевозможные детали. Часть из них в дальнейшем сразу пойдёт в сборочные цеха, остальные отправятся на дальнейшую подготовку в гибочный цех в восьмой пролёт.

Имеющееся на заводе оборудование позволяет вырезать детали любой формы из стали толщиной от 1 до 20 мм. Скелеты, которые остаются после резки, в дальнейшем будут отправлены обратно на переплавку в литейный цех. За счёт них литейное производство обеспечивается материалами на 85%, и лишь 15% металла закупается у поставщиков.

Тихвинский вагоностроительный завод

Большая часть заготовок — большие по размеру и тяжёлые, и для их транспортировки используются краны. Последние управляются в основном женщинами. Вообще из 11 тысяч человек, трудящихся на заводе, около 3 тысяч — представительницы прекрасного пола.

Тихвинский вагоностроительный заводТихвинский вагоностроительный завод

По цехам постоянно туда-сюда снуют погрузчики, автомобили и прочая техника, поэтому ходить здесь нужно очень осторожно.

Тихвинский вагоностроительный завод

Безопасные пути перемещения по цехам отмечены на полу зелёными стрелками.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

В шестом и пятом пролётах производится покраска готовых вагонов.

Тихвинский вагоностроительный завод

Здесь сначала вагоны проверяются на брак.

Тихвинский вагоностроительный завод

Если претензий к качеству сборки нет, корпуса отправляются в мойку. Потом на них изолируют тормозное оборудование. После этого вагоны проходят через несколько камер: дробеструйную, где роботами под давлением подаётся дробь, устраняющая грязь и создающая необходимую для покраски шероховатость металла, грунтовочную, сушильную, охладительную, и, наконец, покрасочную.

Тихвинский вагоностроительный завод

В завершение вагоны снова сушат и охлаждают.

Тихвинский вагоностроительный завод

После этого окрашенный кузов перемещается в четвёртый пролёт, где будет происходить его финальная сборка.

Тихвинский вагоностроительный завод

Здесь окрашенный вагон приподнимают на домкратах и заменяют технологические тележки, на которых он перемещался по цехам, на рабочие, на которых он уедет с завода. Затем подключают тормоза и наносят через трафареты нужные надписи, после чего готовый вагон отправляется на склад для последующей отгрузки заказчику.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Здесь обычно все группы, посещающие завод, делают групповое фото. Не будем нарушать традицию и мы.

Тихвинский вагоностроительный завод

Так выглядит склад готовой продукции. Здесь располагается до нескольких сотен вагонов, ожидающих отправки заказчикам. Ещё иногда на складе скапливаются заготовки, стоящие в очередь на покраску.

Тихвинский вагоностроительный завод

Между пролётами вагоны перемещают в крытых трансбордерах — специальных устройствах, созданных для перемещения рельсового транспорта между разными путями.

Тихвинский вагоностроительный завод

В каждый из трансбордеров вмещается до двух вагонов.

Тихвинский вагоностроительный завод

Наша экскурсия продолжается.

В пролётах с третьего по первый производятся колёсные тележки. Отдельно закупаются оси, отдельно колёса, после чего происходит их сборка.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Затем на колёсные пары устанавливаются рамы.

Тихвинский вагоностроительный завод

Тихвинский вагоностроительный завод

Тележка готова.

Тихвинский вагоностроительный завод

Эта цветная тележка была выставлена в центре Тихвина на день города. Каждый желающий мог нарисовать на ней всё что взбредёт в голову. В результате получился вот такой музейный экспонат.

Тихвинский вагоностроительный завод

Считается, что если на заводе есть кошки, значит производство безопасно. А вот если у животного вместо четырёх лап лишь одна — тогда в королевстве что-то не так. Как видим, на Тихвинском вагоностроительном заводе с безопасностью всё нормально.

Тихвинский вагоностроительный завод

Наша экскурсия заканчивается в заводской столовой.

Тихвинский вагоностроительный завод

За сим на сегодня всё.

Тихвинский вагоностроительный завод

Не переключайтесь!

За содействие в подготовке этого репортажа благодарю руководителя отдела по связям с общественностью Юлию Светлову.

* * *

Авторы проекта «Открывая Ленобласть»: газета Metro и Сообщество питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнёр: Сбербанк
Инновационные партнёры: Технопарк «Политехнический» и Motionpix 
Телеком-партнёр: компания МТС
Официальные партнёры: Петровский автоцентр, компания Danone и web-студия PetrogradWeb
Информационные партнёры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, сообщество Наши походы

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Открывая Ленобласть. 4-й выезд»

17–19 июля 2018

Другие статьи про Тихвин

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 15 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

15 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей Егоров

Был там несколько раз , но к сожалению захотелось именно вздыхать ...((

Алексей Егоров

Моя работа постоянно посещать подобные предприятия и в России и в Европе ... к сожалению это предприятие по меркам 21 века мягко говоря не соответствует...

Алексей Егоров

Уровень качества работ, культура производства , условия труда ... даже в России уже немало заводов которые намного ушли вперёд

Алексей Егоров

Придётся ехать на Урал !)))

George Kuznecov

Мне понравился фотоотчёт о вагоностроительном заводе. Рад, что в РФ возрождается машиностроение. Можно легко представить, какими темпами пошло бы развитие производства в стране, если бы Правительство (в тч ВВП), Дума приняли закон о дифференцированных налогах. Как во всех развитых странах.

Станислав

Уже не в первый раз не могу зарегистрироваться здесь через Вконтакте. :-(

Прекрасные фоты. Видно, что 22 век не за горами. Хотелось бы в цифрах. Каков объем продукции в ценах отгрузки на одного сотрудника предприятия в год? А слабо делать вагоны ну хоть для «Ласточек»?

Sidorof

Круто!

Юлия

У меня один вопрос. Такие экскурсии и по ночам проводятся??

Юлия

Муж туда поехал, якобы от центра занятости... Вот и думаю, куда же он поехал((

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
15
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x