Сегодняшний Каяани — маленький город, расположенный по пути к северному полярному кругу. Когда-то здесь находился пограничный форпост воинственного Шведского королевства. Во времена Финского княжества через город проходил великий дегтярный путь. В наше время Каяани — милый городок, по которому приятно не спеша прогуляться под лежащим почти на крышах домов тяжёлым серым северным небом.
Место, где сегодня расположен Каяани было обитаемо ещё в конце ледникового периода. Долгое время здесь существовало лишь небольшое поселение — удалённость от других городов и суровый северный климат выступали отличной демографической метлой.
Рост города начался в конце XVII века — стратегически важное расположение города недалеко от русских границ требовало строительства укреплений. В 1604 году посреди реки Каяанийоки была построена шведская крепость. В 1651 году поселение получает статус города, Каяани становится важным военным центром.
В центре города — старая ратуша, построенная ещё в 1831 году.
На стенах жилых домов — вот такие интересные геометрические мотивы.
Недалеко от центра — большая деревянная лютеранская церковь.
Год постройки — 1896.
Город расположен на берегах реки Каяанийоки.
Регион Оулу, в котором расположен Каяани, издавна снабжал практически всю Европу смолой. Дёготь, производимый в окрестностях Каяани, сплавлялся по реке Каяанийоки и далее через озеро Оулуярви в город Оулу, откуда далее через Ботнический залив поставлялся во все концы Европы. К началу XIX века Оулу становится крупнейшим в мире поставщиком смолы, и для удобства сплава бочек с дёгтем в Каяани строится специальный дегтярный шлюз.
Для этой цели использовались специальные длинный узкие лодки.
Шлюз, построенный в 1838 году, более 75 лет исправно выполнял свою работу, пока не был закрыт в начале XX века — появившаяся в регионе железная дорога взяла на себя основные объёмы поставки смолы.
Восстановленный в 1984 году дегтярный шлюз является единственным в мире сооружением такого рода.
Размеры шлюза — впечатляют: при совсем небольшой ширине — метра два, не больше — его глубина составляет на вскидку не меньше 10 метров.
В лучшие годы через шлюз перевозилось до 25 тысяч баррелей смолы в год.
Посреди реки Каяанийоки на небольшом островке расположены руины старинной крепости Каяанинлинна.
Прямо через крепость проходит автомобильный мост.
На первый взгляд это может показаться варварством: построить мост прямо на руинах древнего замка. Но если углубиться в изучение вопроса, то окажется, что мост на этом месте существовал с давних времён. Ещё во времена процветания крепости она была соединена с соседними берегами реки деревянными мостами.
В середине XIX века на руинах крепости был построен большой деревянный мост, который и был заменён бетонным в 1930-х годах.
Строительство крепости началось в 1604 году во времена правления шведского короля Карла IX.
Остров выбранный для крепости был совсем маленький, поэтому большая часть хозяйственных построек находилась за крепостными стенами на обоих берегах реки.
Изначально крепость представляла из себя невысокую стену с двумя башнями, которая окружала небольшой двор с деревянными строениями.
В конце XVII века крепость была достроена до сегодняшних размеров, а гарнизон увеличен вдвое. В те времена Каяанинлинна была самой северной крепостью в Европе.
Во времена Северной войны русские войска после почти сорокадневной осады взяли крепость. Произошло это в феврале 1716 года. Через месяц крепость была взорвана.
Каяани был возвращён Швеции по условиям Ништадтского договора в 1721 году.
Шведы планировали восстановить крепость — но этим планам уже так и не суждено было сбыться, хотя небольшой шведский гарнизон всё же располагался на острове вплоть до 1809 года, пока Финляндское княжество не вошло в состав Российской империи.
Не переключайтесь!
Продолжение: Гора Вуокатинваара