Очень давно, в прошлой жизни, я увлекался ралли. И в течение нескольких лет регулярно ездил овощем (читай: зрителем) на различные соревнования, в том числе на этапы WRC (читай: чемпионата мира). Крайний раз имел место в 2013 году в Финляндии. Фотографии с той поездки вот уже почти четыре года как готовы к публикации, но я всё никак не мог написать к ним сопровождающий текст. А так как я на днях принял волевое решение — разобрать до конца этого года все свои старые фотоархивы и опубликовать статьи обо всех без исключения своих путешествиях, то когда же начинать претворять эту идею в жизнь если не сегодня? Суббота — вообще лучший день для закрытия старых долгов...
Ралли — это очень атмосферно и зрелищно. Думаю, нужно будет в этом году снова на какой-нибудь этап чемпионата мира съездить, хотя бы в ту же Финляндию. А пока — подборка фотографий из прошлого: Rally Finland 2013.
Ралли Финляндии (в оригинале — Rally Finland) — одно из известнейших гоночных соревнований, ежегодно проводящееся с 1951 года. С 1971 года, когда появился чемпионат мира по ралли в современном виде (в оригинале — World Rally Championship, сокращённо — WRC), Ралли Финляндии — один из его постоянных этапов (единственное исключение — 1995 год).
Что же такое «этап WRC» с точки зрения зрителя?
Для начала — небольшой ликбез для тех, кто ранее не был знаком с ралли. Соревнования проходят по дорогам общего пользования. Маршрут делится на отрезки двух типов: «спецучастки» («special stages», или сокращённо — «SS»), закрытые на время ралли для остального транспорта, где экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, и стараются показать лучшее время прохождения, и «дорожные секции» («transport stages»), по которым участники перемещаются между спецучастками. Дорожные секции не перекрываются на время проведения ралли, и раллийные экипажи передвигаются по ним, соблюдая все существующие правила дорожного движения.
Обычно этап ралли включает в себя от 15 до 30 спецучастков протяжённостью от 2 до 60 километров каждый. Все они, в зависимости от этапа, проходятся за 3 или 4 дня, в каждый из которых экипажи преодолевают всего около 400 километров. Победитель определятся по итогам суммирования времени прохождения всех спецучастков.
Чтобы снизить вероятность аварий, участники стартуют не одновременно, а с некоторым интервалом (равном обычно двум минутам). И если экипажи не сталкиваются с какими-либо серьёзными неприятностями, то они редко встречаются друг с другом на трассе.
На практике, за один день зритель может успеть посетить три-четыре спецучастка, хотя большинство ограничивается одним-двумя. Вдоль трассы обычно устроены специальные зоны для зрителей, с которых открывается обзор какого либо участка, длиной, как правило, не более пары сотен метров. Каждые две минуты мимо зрителей проносится спортивный болид.
На словах всё это, наверное, звучит не очень захватывающе. Но самое главное на ралли — атмосфера, ради которой сюда и приезжает большинство зрителей. Некоторые смотрят соревнование целыми семьями.
Самые зрелищные места на спецучастках — хорошо известны заранее, и на них всегда аншлаг. Поэтому, чтобы увидеть ралли с самых интересных точек, приезжать нужно сильно заранее, лучше всего — за несколько часов до начала.
Ралли Финляндии проводится в окрестностях города Йювяскюля. Естественными декорациями для мероприятия выступает красивейшая финская природа. В первые десятилетия своего существования ралли носило другое название — «Тысяча озёр».
Этот этап известен своими извилистыми гравийными дорогами с закрытыми поворотами и крутыми трамплинами. Благодаря последним у него есть и неофициальное название — «Ралли тысячи трамплинов» («The Rally of the Thousand Jumps»).
Это — самый быстрый из этапов чемпионата мира. Средняя скорость его прохождения — свыше 125 километров в час. Поэтому иногда Ралли Финляндии также называют «Гран-при ралли» («Grand Prix of rallying»), «Финское гран-при» («Finnish Grand Prix») и «Гравийное гран-при» («Gravel Grand Prix»).
Большая часть участников этапа — финны. К слову, за свою более чем шестидесятилетнюю историю, финские пилоты выигрывали ралли Финляндии более пятидесяти раз.
В 2013 году лучший результат среди финнов показал Микко Хирвонен, выступавший за команду Citroën Total World Rally Team. В общем зачёте он занял четвёртое место.
Из наших соотечественников единственным пилотом, участвовавшим в зачёте WRC, был Евгений Новиков, выступавший за команду Qatar M-Sport World Rally Team.
Это был последний сезон в его карьере, в общем зачёте он пришёл шестым.
Всего в Ралли Финляндии обычно участвует более 100 экипажей, разделённых на несколько классов.
Помимо обычных спецучастков на некоторых этапах существуют ещё «супер-спецучастки» («super special stages»).
Их протяжённость обычно — не более двух километров. Участники стартуют сразу по две машины, и мероприятие это — скорее зрелищное, чем спортивное.
Самый известный из спецучастков на Ралли Финляндии — «Оунинпохья» («Ouninpohja»). Его длина — 33 километра. Это — наиболее скоростной и технически сложный из всех спецучастков, из-за чего в былые годы он неоднократно сокращался организаторами, либо вообще отменялся из соображений безопасности.
Именно здесь располагается один из самых зрелищных трамплинов. Его народное название — «Yellow House Jump» (в переводе — «Трамплин у жёлтого дома»). Действительно, неподалёку от него стоит жёлтый жилой дом.
Некоторые экипажи пролетают здесь на скорости около 170 километров в час более 50 метров.
Рекордным считается прыжок длиной 58 метров.
Помимо основного зачёта, в 2013 году также был зачёт среди ретро-автомобилей, участвовавших в соревнованиях в былые годы. Скорости у них, конечно, совсем не те, но выглядели эти старички тоже довольно зрелищно.
Мои другие репортажи про ралли — можно посмотреть по соответствующему тегу.
Не переключайтесь!
Продолжение: Повторение пройденного. Национальный парк «Реповеси»
Ого, как летают!