Бытует мнение, что в современной России днём с огнём не сыскать смелых проектов. Ведь как считается: всё самое лучшее создаётся где-то там за бугром — в Европе, в США, на Ближнем Востоке или в Китае, да где угодно, но только не на просторах нашей родины. А максимум на что мы способны — бренчать на балалайках да нефть ковшиками из под земли черпать. Выкусите! Есть и в наших краях достойные проекты, причём даже в такой неоднозначной сфере как современное искусство. Пример тому — Никола-Ленивец, крупнейший в Европе арт-парк.
Я много путешествовал в последние несколько лет и много чего повидал. И могу сказать со всей ответственностью: Никола-Ленивец — место действительно уникальное. Самое крутое здесь то, что вся территория арт-парка в целом представляет из себя одну большую инсталляцию. Здесь и несколько десятков арт-объектов, и извилистая Угра с её высокими берегами, и старая деревня со старой же каменной церковью, и окрестные леса и поля со своими запахами, и пение птиц, и жужжание комаров, и песни ночью у костра — всё это вместе собирается в огромную единую картину, нарисованную на одном из самых удивительных холстов — на русской земле. И главное — картина эта не статична, она — как сама жизнь: объекты в Никола-Ленивце тоже стареют и со временем умирают. Некоторые из них уже бесследно исчезли, другим — ещё только предстоит познакомиться с небытием. Это тяжело передать словами и фотографиями. Есть только один способ прочувствовать Никола-Ленивец — нужно приехать сюда, вдохнуть местные запахи, услышать звуки, которыми пропитаны окрестные леса и поля, дотронуться руками до арт-объектов. И только после этого, наполнившись эмоциями и новыми мечтами и еле слышно простонав «Доставайте опиум, Ватсон. Быстрее, мне плохо!», внезапно понять самую суть настоящего современного искусства...
Деревня Никола-Ленивец, давшая название всему арт-парку, находится в Калужской области на левом берегу Угры. Эта с виду обычная речушка, коих тысячи на русской земле, в былые времена играла немаловажную роль в истории нашей родины. По её руслу проходила граница между различными государствами и княжествами, поэтому берега Угры неоднократно становились ареной различных военных столкновений, упоминания о которых встречаются в летописях начиная с XII века.
Название деревни — Никола-Ленивец — как раз и появилось после одного из таких сражений. Вообще, укреплённое славянское поселение на этом месте существовало испокон веков, но до нас не дошло ни его названия, ни какой-либо внятной информации о нём. Существует легенда, согласно которой однажды в канун празднования Дня святителя Николая на деревню неожиданно напали враги с другого берега Угры. Кто это был — татаро-монгольские ли воины, литовские ли рыцари или ещё кто-то — неизвестно, да и в свете этой легенды — неважно. Важно что набег оказался неожиданным и жители деревни вынуждены были бежать из своих домов. Вражеские воины, вдохновившись лёгкой победой, тут же устроили пир. Но беглецы не ушли далеко, они спрятались в ближайшем лесу, собрали дружину и на рассвете, пока все враги спали, полностью разгромили неприятеля. Отсюда и пошло название Никола-Ленивец: первая часть — от имени святого в чей день состоялась победа, вторая — от лени, то ли нашей, не позволившей встать сразу на защиту своих домов, то ли вражеской, не позволившей выставить дозорных.
В последующие века Угра была важным стратегическим объектом. На её левом берегу, словно грибы после дождя, росли русские форпосты, призванные отражать набеги неприятелей. У реки даже появилось народное название — «Пояс Пресвятой Богородицы».
Кульминация пришлась на 1480 год, когда на Угре произошло «Великой стояние», положившее конец татаро-монгольскому игу. В честь этого события в Никола-Ленивце возвели деревянную часовню, в XIX веке преобразившуюся в каменную Троицкую церковь.
К концу 1980-х годов деревня была на грани вымирания, и наверняка бы в скором времени на картах она стала отображаться сначала как нежилая, а потом и вовсе как урочище, если бы здесь на закате советской эпохи здесь не решили поселиться вольные художники. Долго ли, коротко ли, но в 2006 году в Никола-Ленивце прошёл первый фестиваль лэнд-арта «Архстояние». А там и туристы в эти края потянулись. Деревня ожила.
Всего за годы существования «Архстояния» в окрестностях Никола-Ленивца было создано около ста различных арт-объектов. Часть из них носила исключительно временный характер, поэтому фактически посмотреть в наши дни можно лишь чуть больше тридцати из них.
Самый интересный и запоминающийся — конечно же «Бобур», встречающий всех посетителей арт-парка. Бобур (в оригинале — Beaubourg) — название старейшего квартала Парижа, в котором располагается Центр современного искусства имени Жоржа Помпиду.
«Бобур» В Никола-Ленивце — сложная конструкция, расположенная посреди большого поля и больше похожая не на произведение искусства, а на неведомую инопланетную штуковину, неизвестно как сюда попавшую. Даже днём смотрится очень круто. Но особенно мозгоразрывно «Бобур» выглядит ночью при свете луны.
«Позолоченный телец» (он же — ночью).
Деревянная скульптура тельца с позолоченными рогами состоит из трёх ярусов: на нижнем — голубятня, на двух верхних — смотровые площадки. Идея «Позолоченного тельца» — микс из библейского сюжета о спасительном Ноевом ковчеге и образа агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощённого в бронзовой статуе Быка с Уолл-стрит.
С верхнего яруса «Позолоченного тельца» открывается прекрасный вид на ещё один арт-объект — «Вселенский разум».
Это — крупнейшая инсталляция в Никола-Ленивце («Вселенский разум» — ночью).
Вот описание арт-объекта с сайта парка:
Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле учёные очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает ни чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.
«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга.
Сюда, как основная направляющая, ведёт двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету.
По задумке скульптурный «Вселенский разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации.
Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.
«Дом над лесом».
Маленький деревянный дом кубической формы, размещённый на прямоугольной площадке из досок, на 6 метров поднятой над землёй. Опорами для площадки служат два ствола мёртвых вязов и крутая деревянная лестница, по которой только и можно подняться в домик.
Все арт-объекты очень удачно вписаны в окружающий ландшафт.
Так как все они расположены на довольно большой территории, то прогулка между ними сама по себе является отдельным самостоятельным арт-объектом. Это сложно передать словами, но когда прогуливаешься по тропам Никола-Ленивца — эта мысль кажется очень простой и естественной.
«Шишкин дом».
Согласно официальной легенде, шишек, собранных в окрестностях Никола-Ленивца, не хватило для создания объекта, поэтому их пришлось вывозить из окрестных лесов.
«Сарай».
По замыслу создателя, находясь внутри объекта, посетитель должен ассоциировать его стены и крышу с небом, усеянным звёздами. Странно, но на мой взгляд — ну сарай и сарай...
В середине XX века рядом с Никола-Ленивцем археологи обнаружили древнее городище — укреплённый пункт вятичей. Поселение было окружено земляным валом и состояло из нескольких жилых домов, расположенных в два ряда, а так же хозяйственных построек, в которых хранили урожай и припасы. Жители городища занимались выплавкой железа, причём добыча руды производилась прямо в соседних болотах.
На месте древнего городища был создан современны одноимённый арт-объект, отсылающий зрителей к языческим обрядам, которые когда-то проводились на этом месте. Всё это выглядит несколько жутковато, но вполне себе атмосферно. Однозначно, лайк!
Сердце Никола-Ленивца — Троицкая церковь. От неё открывается вид на ещё два арт-объекта — «Маяк» и «Ухо».
Рядом расположен небольшой арт-центр, в котором можно купить вкуснейшие пирожки и различные сувениры, созданные местными мастерами.
За церковью — старый погост.
Арт-парк «Никола-Ленивец» разделён на две части широкой грунтовой дорогой. Про арт-объекты, расположенные в западной его части, я вам рассказал выше. Пришло время прогуляться по восточной части парка, также известной как ландшафтный парк «Версаль».
На входе — композиция «Борьба дятлов с долгоносиками».
«Комната художника» в «Арке Бернаскони».
На ярких табличках — информация о произрастающих не территории Никола-Ленивца деревьях.
Просто и оригинально!
«Штурм неба».
Бельведер «Ленивый зиккурат».
Если вдруг кто не знает, зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.
«Стена сарая».
Действительно — «Стена сарая». Прямо как в «О чём говорят мужчины»:
Смотрю — висит картина, жёлтый параллелепипед. Подпись: «Жёлтый параллелепипед». Я думаю, ну, вообще-то, сто лет назад Малевич что-то в этом роде уже нарисовал, тема закрыта. Ладно, иду дальше: два треугольника — красный и синий. Подпись: «Два треугольника — красный и синий». А я-то думаю, что это? А это, оказывается, два треугольника...
Ну, иду дальше, смотрю — туалет. Верёвочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать: это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»? Я подумал, туда же всё равно писать нельзя, потому что: либо туалет не работает — закрыто, нельзя, либо ты нассышь в произведение искусства, прямо в душу художнику! И пошел искать произведение искусства под названием «Туалет работает».
У нас примерно такая же ситуация случилась во время прогулки по Никола-Ленивцу. Смотрим: стоят какие-то домики, и указатель, такой же как к арт-объектам, — «Туалет». И вот мы, словно герои вышеуказанного фильма, стоим и думаем: на самом деле это туалет, или это — арт-объект «Туалет». Наши размышления прервал Лёха, уверенно зашедший в один из домиков и защёлкнувший за собой щеколду. Вот теперь гадаем - он просто в туалет сходил, или же по полной программе освоил арт-объект «Туалет»?..
А это — создание новой инсталляции в рамках фестиваля «Архстояние — 2016». Под землёй будет закопан настоящий Mercedes-Benz Geländewagen, попасть в который можно будет только через люк в крыше. Называться так и будет — «Закопанный Гелендваген».
«Ротонда».
На её крыше — смотровая площадка. Вдалеке можно рассмотреть купола Троицкой церкви в деревне Никола-Ленивец.
Внутри «Ротонды» — немножко рекламы от вашего покорного слуги. Так сказать, увековечил себя. Теперь надпись «kezling.ru» — тоже часть арт-объекта.
Не переключайтесь!