Опубликовано: 25 февраля 2022

Со вчерашнего утра с Украины сплошным ворохом летят жуткие фронтовые сводки. Происходящее похоже на страшный сон, верить в который моё естество просто отказывается. Всё это — будто фильм ужасов, в котором самое пугающее то, что это — вовсе не кино. Очень хочется спрятаться от всех этих душераздирающих историй, фотографий, видео хоть куда, не знать ничего, вернуться в позавчера, когда мир ещё был другим. Где можно вернуться к последней сохранённой версии реальности, покажете?..

В таких исторических поворотах, когда от их крутизны уже физически мутит, неожиданно начинаешь понимать людей, которые вдруг ни с того ни с сего ударяются в религию. И возможно, не будь у меня семьи, я бы сейчас тоже на несколько дней уехал в какой-нибудь тихий монастырь, чтобы спрятаться там от всех этих од в поддержку «специальной военной операции» и просто побыть пару дней наедине с собой. Но выбирать не приходится — я остаюсь в Санкт-Петербурге. И покуда «валить» никуда не планирую, то расскажу вам про одно духовное место, куда я совершенно случайно попал за месяц до нынешних событий, когда небо над крупнейшей страной Европы ещё было мирным. Добро пожаловать из шумной неспокойной реальности в тихую Важеозерскую обитель.

В середине января дела государственной важности в очередной раз вынудили меня отправиться в Петрозаводск. Ранним утром — туда, после обеда — обратно, на круг — без малого девятьсот километров, терпимо. С делами вышло не очень, настроение было припущенным, и, рассекая на ста тридцати снежно-грязевую морось на знакомой до прожилок «Коле», я подумывал: а не свернуть ли мне куда-нибудь с шумной трассы — прогуляться да подышать свежим воздухом.

Под эти размышления я неожиданно вспомнил, как ещё десять с небольшим лет назад, первый раз собираясь в Кижи, отметил для себя один монастырь. Расположенный буквально в паре шагов от шумной федеральной трассы он сильно отличался от всех виденных мной до этого «традиционных» русских обителей своим резным деревянным храмом, построенном в исконно финском стиле и своим видом скорее похожим на лютеранский, чем на православный, и такими же резными братскими корпусами. В ту поездку мы до Важеозерской обители так и не добрались, и я на целые десять лет про неё совершенно забыл, а здесь она как-то неожиданно всплыла из моей памяти. «Наверное, знамение», — ухмыльнулся я, и через несколько километров свернул с загруженной фурами «Колы» на тихую лесную дорогу, ведущую к монастырю.

К её отполированному ледяному полотну, извивающемуся во все стороны будто огромная белоснежная змея, клонились утяжелённые многокилограммовыми снежными шапками здоровенные деревья. В воздухе висел морозный туман, укрывавший своей пеленой верхушки старых сосен, так что со стороны казалось, будто я еду куда-то в горы.

Дорога на Интерпосёлок

Был вторник, 19 января. Православный мир праздновал Крещение Господне (христианский праздник, когда, согласно евангельскому повествованию, к проводившему ритуальные омовения в Вифаваре Иоанну Крестителю пришёл Иисус из Назарета, после этого начавший своё общественное служение в роли Мессии).

До революции на Руси в этот день было принято совершать крестные ходы на «иордань» — вырубленную на реках или озёрах прорубь в виде креста, где происходило «водосвятие» — освящение воды в ходе специального молебна, после чего ей можно было окроплять всех и вся (людей, иконы, гвардейские знамёна, дома, хозяйственные постройки и даже домашнюю скотину и птицу) или просто пить. Именно благодаря этому обычаю, например, получила своё название знаменитая Иорданская лестница в Зимнем дворце: по ней императорская семья выходила к вырубавшейся каждый год на Неве «иордани». Интересно, что распространённый ныне обычай купания на Крещение, ещё в конце XIX века не имел распространения и многими священниками наоборот — осуждался, как имеющий языческие корни.

Я очень далёк от любого христианского ритуализма. Но с другой стороны, когда как не в такой праздник ехать посещать православную святыню, тем более такую забвенно-патриархальную, бесконечно далёкую от мракобесия современного мира, где крещенское омовение давно превратилось в какой-то публичный показ купальников, большинство участников которого в жизни не слышали ни про один христианский догмат.

Дорога на Интерпосёлок

Пятнадцатикилометровая дорога заканчивается в населённом пункте с незамысловатым коммунистическим названием Интерпосёлок. Он появился в начале 1930-х годов, когда в США началась Великая депрессия, и многие успевшие эмигрировать за океан финны и карелы устремили свои взоры на молодой СССР. В последнем в это время как раз бурно цвели различные национальные движения, те же карельский и финский языки изучались в школах, на них издавались газеты, переводилась литература. С начала экономического кризиса в «капиталистическом аду» прошло всего несколько месяцев, и из США с Канадой, а заодно и из Финляндии, в существовавшую в то время в составе РСФСР Автономную Карельскую Социалистическую Советскую Республику потянулся поток переселенцев, надеявшихся обрести лучшую жизнь в «социалистическом раю». В Нью-Йорке и Торонто в то время работали специальные комитеты, которые занимались вербовкой финноязычных эмигрантов, готовых отправиться на строительства социализма в СССР. С 1930 по 1935 годы в Советскую Карелию переехало из-за границы свыше семи тысяч человек, и в финскую историографию даже был введён отдельный термин, посвящённый этому периоду, — «Karjalan kuume» («Карельская лихорадка»).

Ряд эмигрантов осел в Петрозаводске (где до сих сохраняется построенное ими в стиле финского романтизма здание треста «Кареллес»), другие оказались разбросаны по новообразованным рабочим поселениям, одним из которых как раз и стал Интерпосёлок. В 1931 году на базе разрушенного незадолго до этого Важеозерского монастыря был образован лесосовхоз «Интернационал», в котором поселились первые 25 эмигрантов.

Занятно почитать описание этого процесса в прессе того времени. Вот, например, цитата из статьи в журнале «Карело-Мурманский край» (№7-8 за 1932 год):

Ещё недавно в стране капитала совхозники «Интенационала» были разрозненными рабами, притупляющая нищета и бесправие были их уделом. Теперь они хозяева в своей стране.

Журнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годЖурнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годИсточник: Электронная библиотека «Кольский Север»Журнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годЖурнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годИсточник: Электронная библиотека «Кольский Север»

Журнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годЖурнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годИсточник: Электронная библиотека «Кольский Север»Журнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годЖурнал «Карело-Мурманский край». №7-8, 1932 годИсточник: Электронная библиотека «Кольский Север»

Спустя буквально несколько лет некоторые из «хозяев своей страны» были заклеймены как «враги народа», после чего расстреляны. К 1935 году поток переселенцев в СССР начал резко иссякать. Те немногие, кому удавалось живыми удрать из «социалистического рая» обратно в «капиталистический ад», рассказывали там такие ужасы о советских реалиях, что новых желающих переселяться уже не было. Вскоре Советский Союз спрятался от мира за «железным занавесом», и мы так до сих пор и не подозреваем, а наверное — никогда уже и не узнаем, сколько финских и карельских переселенцев были в итоге репрессированы и растерзаны красными палачами в годы Большого террора.

В наши дни в Интерпосёлке регулярно проживает всего три десятка человек. Общественный транспорт сюда не ходит. В посёлке нет ни фельдшера, ни аптеки, ни магазина. Молодёжи тоже нет. И если будущего у Интерпосёлка — скорее всего нет, то расположенный на его окраине монастырь — наоборот постепенно набирается сил, и даже с осторожной уверенностью смотрит в завтрашний день.

Согласно преданию, Важеозерская обитель была основана духовным учеником Александра Свирского старцем Геннадием, который поселился в землянке на берегу озера Важе около 1500 года. В последующие четыреста лет монастырь, как и многие другие русские обители, переживал взлёты и падения, то закрываясь, то вновь возрождаясь. Сразу после революции монастырь был разорён, и позднее в его строениях разместился лесосовхоз «Интернационал». После Второй мировой войны в стенах бывшей обители была устроена колония для малолетних преступников, а потом — психиатрическая больница. Сразу после развала Советского Союза монастырь был возрождён как женский, а в 2000 году преобразован в мужской, коим с тех пор и является. Сейчас на территории Важеозерской обители проживает 25 человек, большинство из которых — богорадники (читай: трудники).

Важеозерский монастырь

В монастыре — очень тихо. Не видно ни иноков, ни трудников, никого, будто обитель — вымерла. Только к расположенной посреди скованного льдом безмолвного озера часовне, в которой устроена купель, нет-нет да и устремится специально приехавший сюда откуда-нибудь издалека верующий.

Важеозерский монастырьВажеозерский монастырь

Территория Важеозерского монастыря — опрятна и ухожена. Со стороны всё это очень похоже на чудесный уголок Финляндии, каким-то чудом переместившийся вглубь олонецких лесов.

Важеозерский монастырьВажеозерский монастырь

Главный монастырский храм — Преображенская церковь. Её возвели в 1885 году.

Важеозерский монастырь

Щедро украшенный резными карнизами и белоснежными наличниками, храм выкрашен в необычный коралловый цвет. Три входа, расположенные с разных сторон, украшены массивными крыльцами с резными перилами и колоннами.

Важеозерский монастырь

Чуть в стороне от деревянной Преображенской церкви расположена каменная церковь Всех Святых. Её тоже построили в конце XIX века.

Важеозерский монастырьВажеозерский монастырь

Третья монастырская церковь — Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштадтского.

Важеозерский монастырь

Она, правда, больше похожа на какой-нибудь сказочный русский терем, чем на православный храм.

Важеозерский монастырь

Ещё на территории монастыря расположено несколько братских корпусов, настоятельский и игуменский дома, хлебопекарня, трапезная и мастерские.

Важеозерский монастырь

Все они соединены между собой узкими тропками, прокопанными через полуметровый снежный наст.

Важеозерский монастырьВажеозерский монастырь

Важеозерский монастырь

Несколько раз пройдя по каждой из тропок, заглянув одним глазком во все церкви и даже в хлебопекарню, я решил напоследок запустить коптер. В пятидесяти метрах над землёй висела морозная дымка. Лишь поднявшись до её границы чудо китайской инженерной мысли ругнулось на неподходящие погодные условия и камнем устремилось в ближайший сугроб. Причина падения оказалась банальной — пропеллеры за несколько минут полёта покрылись толстенной коркой льда.

Несколько фотографий я, конечно, успел сделать — но они туманны и размыты, будто на них не Важеозерский монастырь, а Сайлент Хилл какой-то. Ни один коптер при съёмке этих кадров в итоге не пострадал.

Важеозерский монастырь

Важеозерский монастырь

Важеозерский монастырь

Важеозерский монастырь

За сим на сегодня всё.

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Комментариев пока нет, начните обсуждение!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x