Петрозаводск — город невнятный. Казалось бы — столица одного из, если не самого интересного региона России, но вот заняться в ней, так чтобы познавательно, модно, молодёжно — решительно нечем. Программа минимум: прогуляться по Онежской набережной. Максимум: зайти в Национальный музей Карелии. В перерыве — чай с калитками и сочнями в местной столовой. Как говорится: йия тервехексе, и до новых встреч!
Я был здесь очень много раз. Чаще — проездом и без остановки. Реже — по различным делам местами семейной, местами государственной важности. Однажды (хотя точнее — дважды, но с разницей в сорок минут) меня даже занесло в петрозаводский травмпункт, где вусмерть пьяный врач ранним субботним утром был вынужден вытаскивать присосавшихся к Лёхиным ляжкам клещей — такой медицинский туризм «а ля карьяла», когда в радиусе двухсот километров отыскать других докторов просто-напросто негде. В общем, если бы не очередные тяжбы в карельской столице — вряд ли я приехал бы сюда погулять...
От Санкт-Петербурга до Петрозаводска — около четырёхсот километров. Если без пробок — то на машине я доезжаю за три с половиной часа. Альтернатива — «Ласточка», которая отправляется с Ладожского вокзала и на преодоление такого же расстояния тратит времени в полтора раза больше, — такое у нас «скоростное» железнодорожное сообщение, да. Им и воспользуемся.
Пока колёса невпопад стучат по стыкам бывшей Олонецкой железной дороги, пишу Пашулию, мотающемуся в последнее время в Карелию словно на работу:
— Хули в Петрозаводске делать? Есть там чего интересного кроме набережной и музея?
— Бар «Кивач».
— Бля. У меня вся жизнь — бар «Кивач»...
Петрозаводск встречает своих гостей свежеотреставрированным вокзалом. И хотя РЖД всегда стоит в первых рядах по уничтожению архитектурного наследия нашей страны, являясь чуть ли не самым бестолковым и в то же время наглым собственником исторических зданий, в Петрозаводске что-то у них пошло не так. Здание постройки 1955 года — один из последних завершённых проектов эпохи сталинского ампира — здесь приведено к своему первозданному виду. Причём сделано это, на мой взгляд, на «отлично». И теперь петрозаводский вокзал — вообще чуть ли не лучший в России. Это — настоящие «ворота города», за которые не то что не стыдно, ими можно даже гордиться!
Мало того что вокзал снаружи не окружён всякими ларьками и торговыми павильонами, что для России — редкость, у него и интерьеры выглядят почти так же как шесть десятков лет назад. Честно, я зашёл — и обалдел.
Вот, например, зал ожидания. Ну ведь красота же! Для сравнения можете зайти на главные вокзалы нашей страны — Ленинградский в Москве или Московский в Санкт-Петербурге, где каждый клочок площади отдан под кафе или продовольственно-ширпотребную лавку, стены — сплошь завешены рекламой, ну а про наимерзчайшие залы ожидания с убогими железными креслами, к которым и подходить-то противно, я вообще промолчу.
Учитесь, невежды, как должен выглядеть нормальный вокзал в России!
От вокзала вниз к берегу Онежского озера тянется центральная транспортная артерия Петрозаводска — проспект Ленина. Интересно, сколько ещё десятилетий должно пройти, чтобы наша страна наконец избавилась от всех этих мёртворождённых коммунистических топонимов — улиц/проспектов/площадей Дзержинского/Октябрьской революции/40-летия ВЛКСМ?..
Проспект Ленина до 1912 года назывался Святнаволоцкой улицей, с 1912 по 1918 — Бородинской (чем память о крупнейшем сражении Отечественной войны 1812 года не устроила большевиков — вопрос).
Ныне это — неплохой заповедник позднего сталинского ампира. Вообще приятно, что в последние годы во многих городах России (жаль, что не во всех) весь этот советский монументальный классицизм реставрируется и приводится в порядок. Обратите внимание: ни одного кондиционера на фасаде не висит, это ли не счастье?
Ещё одно здание родом из 1950-х — кинотеатр «Победа». Сейчас в нём находится, наверное, самый необычный KFC в России.
На следующей фотографии — единственная сохранившаяся в Петрозаводске деревянная постройка, спроектированная в стиле финского национального романтизма. В прошлом её занимал трест «Кареллес».
Удивительно, но это здание строилось финскими иммигрантами, добровольно (sic!) переселившимися в СССР на заре его существования. Сейчас это кажется какой-то историей из параллельной вселенной, но в 1930—1935 годах в существовавшую в то время Автономную Карельскую Социалистическую Советскую Республику из Финляндии, США и Канады переехало свыше шести тысяч финнов и карелов (очень многие из них уже через несколько лет оказались репрессированы).
Музыкальный театр — ещё один памятник сталинской эпохи. Его, как и петрозаводский вокзал, закончили строить в 1955 году. Около театра на одноимённой площади установлен памятник Кирову. Городская шутка: если посмотреть на него от третьей справа колонны, будет казаться, что у Сержа из штанов торчит самизнаетечто.
В 2020 году Республика Карелия отмечала юбилей: сто лет назад в Петрозаводске было провозглашено создание Карельской трудовой коммуны (по-карельски — Karjalan työkommuunni). В то время на подведомственной ей территории оказалось сто пятьдесят тысяч человек, из которых карелов было около 60%. В наши дни население Карелии — около шестисот тысяч человек, и карелов из них — менее 6% (если в абсолютных цифрах — то в два раза меньше чем столетие назад).
К слову, в современной Карелии только один государственный язык — русский (хотя его знают не все местные жители). В некоторых деревнях в быту продолжают использоваться карельский, вепсский и финский, которые, однако, не могут иметь государственного статуса из-за отсутствия кириллического начертания. Интересно, что до 1991 года такие нюансы никого не волновали и государственными языками Карельской АССР были в равной степени русский и финский.
Согласно республиканской конституции, одно из официальных названий республики — Карьяла. К слову, исторически Karjala — название области, ныне оказавшейся разделённой между Россией и Финляндией и к Петрозаводску никакого отношения не имеющей. Если руководствоваться этнокультурными принципами, то Петрозаводск — скорее окраина Русского Севера (напомню, условная граница последнего с исторической Карьялой проходила примерно по той же линии, где долгое время граничили Олонецкая губерния (губернским городом которой до революции и был Петрозаводск) и Великое княжество Финляндское, то есть как минимум километрах в восьмидесяти к западу от современной карельской столицы).
Об этом мало кто знает, но в Петрозаводске есть свой «Старый город» — небольшой квартал деревянной жилой и общественной застройки конца XIX века. Здесь карельская столица очень похожа на Восточную Финляндию — на какие-нибудь Иматру или Лаппеенранту.
«Старый город» ютится на берегу реки Неглинной. Этот квартал начал застраиваться ещё в двести пятьдесят лет назад, довольно быстро превратившись в своего рода посад, заселённый беднейшими слоями населения — вдовами, отставными солдатами, инвалидами, рабочими заводов, а также мелкими ремесленниками — кузнецами, бондарями, кожевенниками, печниками, плотниками.
Район этот — жилой. Вот — один из местных дворов, заросший и запущенный.
Часть зданий «Старого города» была выкуплена музеем-заповедником «Кижи», силами которого не первый год ведётся их восстановление и сохранение. Вот, например, дожившая до наших дней кузница конца XIX века. Сложенная из природного камня она как и сто с лишним лет назад до сих пор выполняет свою функцию: здесь, к примеру, был выкован герб Республики Карелии, который ныне украшает фасад здания Правительства.
Превращённый в жилой дом флигель дома Букина. Начало XX века.
Дом Орехова. Конец XIX века.
Петрозаводск — город рельефный. Многие дворы занимают сразу несколько уровней, которые соединены лестницами.
Машина времени: дощатые двери с кодовыми замками. В Петербурге таких уже лет пятнадцать как не сыскать.
За каменными домами позднесоветской эпохи прячутся деревянные бараки времён её расцвета. Построенные в 20–30-х годах прошлого столетия в качестве временного жилья они до сих пор заселены. А местные власти, вместо того чтобы переселить людей в новые современные квартиры, почему-то считают достаточным просто обшить эти находящиеся в аварийном состоянии дома какого-то страшного цвета металлическими панелями. Мол и так сойдёт!
На фото, к слову, ещё не самый плохой вариант — неподалёку от вокзала, например, можно встретить сохранившиеся бараки финского концлагеря № 5, в которых тоже до сих пор живут люди.
Детей в Петрозаводске почему-то не любят, заставляя их играть вот здесь. Боюсь представить, в какое болото превращается эта «площадка» после дождя. Про внешний вид — лучше вообще промолчу.
Альтернативный вариант. А ведь кто-то же эти детские площадки разрабатывает и даже, наверное, считает что они — хорошие. Расстрою: они — бесконечно ужасны!
На противоположном берегу Петрозаводской губы виднеется село Соломенное, ныне являющееся отдалённым районом карельской столицы. Оно старше Петрозаводска как минимум на триста лет. Интересно, что современное название села — не что иное как обрусевший ойконим, изначально связанный с финским словом salmi — пролив.
Пролив там действительно есть. Он соединяет озеро Логмозеро с Петрозаводской губой. Через пролив перекинут понтонный мост, около которого десять лет назад мы впервые столкнулись с особенностями карельского гостеприимства. За прошедшие годы, к слову, ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону.
Местами Петрозаводск — почти Финляндия. Жаль, что подобных мест на весь город пока — раз, два и обчёлся.
Единственная официальная городская достопримечательность — Онежская набережная.
Расположенная на ней скульптура «Рыбаки», подарок американского побратима Петрозаводска — города Дулута, — один из самых известных петрозаводских символов.
Петрозаводский порт.
Улица Свердлова (бывшая Большая Подгорная).
Улица Куйбышева (бывшая Соломенская).
Вялая торговля домашними овощами и солениями на одном из центральных перекрёстков.
Экстравагантная кафельная плитка в ванной гостиничного номера.
Йия тервехексе!
Не переключайтесь!