Есть древняя индийская притча, повествующая о слепых, щупавших слона с разных сторон и затеявших после этого спор, потому что каждый из них описывал животное по-своему. Один трогал его за бок, другой — за хобот, третий — за бивень, четвёртый — за хвост... Индия — она как тот самый слон, который для каждого — разный. Кто-то находит здесь нищету, грязь, антисанитарию, несъедобную кухню, сомнительные запахи и прочий негатив. Моя Индия — совершенно иная: интересные и прекрасно образованные люди, люксовые отели, великолепного качества хайвеи, изысканная еда... Это — другой мир, совершенно непохожий ни на один известный мне до этого рассказ об этой стране. Многим туристам такая Индия недоступна, а большинство местных жителей вообще не подозревает об её существовании.
Об этом мире, большей частью, правда, виденном мной через окно машины, я и буду рассказывать вам все ближайшие дни. В этом цикле статей вас ждут как обычные дорожные зарисовки, так и некоторый уникальный опыт — посещения секретных военных предприятий, приёмы в королевских семьях, блеск и роскошь. В общем — всё самое лучшее чем только может похвастать «жемчужина Британской короны». Даже не вздумайте переключаться, впереди — много интересного. Ну а моё сегодняшнее повествование — о самом первом дне нашего автопробега.
Здесь самое время упомянуть, что автопробег «India — Russia Friendship Motor Rally» проходит при поддержке Правительства Индии и Посольства Российской Федерации в Нью-Дели, а автомобили для участников предоставлены подразделением Mahindra Adventure, занимающимся организацией и поддержкой различных автомобильно-спортивных мероприятий.
Непосредственный организатор автопробега — Kalinga Motor Sports Club, базирующийся в Бхубанешваре, столице штата Орисса. Калинга, фигурирующее в названии клуба, — древнее королевство, когда-то располагавшееся в этих краях и упоминающееся ещё в древнеиндийском эпосе «Махабхарате».
Раннее утро перед стартом. Вычищенные до блеска машины стоят в ряд перед гостиницей на территории Бхилайского металлургического завода.
Один из участников автопробега — Манож Кумар Саху — профессиональный фотограф. В некоторых статьях из этого цикла я буду публиковать и его фотографии тоже (все они — помечены соответствующим копирайтом). На первой из них — ваш непокорный слуга.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
Всего в автопробеге участвуют 8 человек из разных городов России — от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Номер нашего боевого экипажа — 4.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
В одной машине вместе со мной едут Сергей из Новороссийска и Наталья из Новосибирска, нам предстоит бок о бок провести на соседних сидениях 22 дня.
Если российская часть нашего экипажа неделима и неизменна, то индийские участники периодически то приезжают, то уезжают, то мигрируют между разными автомобилями. Первый из индийцев в нашем экипаже — Раджеш, владелец шинного магазина в Бхубанешваре.
На часах — ровно 8 утра. Наша автоколонна выстраивается у проходной Бхилайского металлургического завода.
Рабочие, спешащие на велосипедах в своих цеха, останавливаются и с интересом разглядывают блестящие на солнце белые внедорожники.
Город Бхилаи выбран для старта автопробега не случайно. Именно здесь в 1955 году начался первый совместный проект Индии и СССР — строительство металлургического завода. Предприятие от и до создавалось специалистами из Советского Союза. «The road began in Bhilai» — слоган как раз про это. Короче, хинди руси бхай бхай!
Изначально индийское правительство пыталось договориться о строительстве металлургического производства с США и государствами Западной Европы, но переговоры зашли в тупик, и в феврале 1955 года было подписано соглашение с СССР.
Спустя несколько лет на месте небольшой деревни Бхилаи вырос современный город с торговыми центрами, кинотеатрами, парками и бассейнами, а построенный на территории завода госпиталь стал крупнейшим медицинским заведением штата.
В наши дни здесь проживает уже более миллиона человек, а Бхилайский металлургический завод является крупнейшим в Индии производителем стальных рельсов и одним из крупнейших производителей стального листа.
Общая фотография перед стартом автопробега.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
Взгляд с другой стороны.
Старт автопробегу дают генеральный директор завода и депутат верхней палаты Парламента Индии от штата Чхаттисгарх.
С этого момента и до самого финиша наша жизнь подчинена жёсткому графику.
Если кто-то думает, что участие в подобном автопробеге — увеселительная прогулка, то я его разочарую. Официально — это спортивное мероприятие, где каждый день расписан практически поминутно. В иные дни приходится проводить в машине по 10-12 часов. Причём рулят все по очереди, отсидеться на пассажирском сидении — не удастся. Каждый вечер, после преодоления нескольких сотен километров, — официальные мероприятия в разных городах. Каждое утро — ранний подъём и выезд. В иные разы поспать удаётся от силы 4-5 часов, при этом свободного времени — практически нет (только если сократить и без того короткий сон).
Например, за 22 дня автопробега мы лишь дважды смогли самостоятельно выбраться погулять по индийским городам (один раз — на час, другой — на два) и всего пару часов провели на пляже в Гоа (хотя много дней ехали вдоль побережья океана)...
Наш путь лежит на восток Индии — в город Ранчи. Там расположено ещё одно предприятие, созданное много лет назад при участии СССР, — завод тяжёлого машиностроения.
От Бхилаи до Ранчи — около 650 километров, или примерно 12 часов пути.
Раджеш без остановки болтает по мобильному, каждый раз после разговора извиняясь и объясняя, что так делать за рулём ни в коем случае нельзя.
Мы с интересом смотрим по сторонам.
В целом, если наблюдать из окна машины, Индия визуально практически ничем не отличается от других стран Азии. С первого раза и не определишь где ты — то ли в Индонезии, то ли в Камбодже, то ли в Мьянме...
Больше всего Индия, конечно, похожа на Китай. Мы проехали по индийским дорогам почти 9000 километров, и везде что-то строится: дороги, жилые дома, какие-то производства... Невооружённым глазом видно, что страна развивается какими-то невероятными темпами.
Дорожное движение здесь — довольно хаотичное, хотя, если разобраться, то и оно подчинено довольно жёсткой системе. Конечно, тех кто попадает сюда впервые, манера вождения индийцев может привести в шок. Но после Шри-Ланки или Марокко — очень даже ничего.
В Индии, как и в Мексике, — огромное количество лежачих полицейских. Они — не очень высокие, зато идут всегда группой, чаще по 3-4 штуки, но в иных местах и по 10. Если проезжать их на скорости — машину сильно подбрасывает, поэтому хочешь не хочешь, а скорость скидывать перед ними приходится.
Наш путь лежит через Райпур, где накануне собирались все участники автопробега. Там мы заезжаем на приём к губернатору штата.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
Пара слов о безопасности. Любое мало-мальски значимое место в Индии всегда охраняется военными. Например, чтобы посетить какой-нибудь более-менее известный индуистский храм, необходимо сначала сдать все вещи в камеру хранения, а потом пройти досмотр похлеще чем перед посадкой на самолёт.
Всё это — из-за терактов. Например, с 1980 по 2015 год в Индии их произошло почти 10 тысяч (в них погибло немногим менее 19 тысяч человек)... С одной стороны — много. С другой, если вспомнить сколько народа проживает в Индии (если кто забыл — то 1,3 миллиарда), — всё не так уж и страшно.
Вообще, на мой взгляд, Индия — безопаснейшая страна. За исключением нескольких мест, которые я посетил уже после окончания автопробега, я мало где чувствовал себя настолько спокойно и безопасно как здесь.
В Индии есть нефть, но имеющихся запасов хватает лишь на обеспечение части внутренних потребностей, поэтому приходится импортировать её из стран Персидского залива. Так что бензин и дизельное топливо здесь — довольно дорогие, хотя, конечно, дешевле чем в Европе.
Всего в Индии — 5,5 миллионов километров дорог. Это — второй показатель в мире после США.
При этом в последние годы крайне активно строятся скоростные шоссе. По официальному плану только в ближайшие 5 лет здесь должно быть открыто около 80 тысяч километров новых хайвеев. Уже сейчас по всей стране сдаётся до 100 километров скоростных трасс ежедневно.
Большинство крупных индийских городов соединено между собой платными скоростными хайвеями. Нет, конечно и на них периодически бывает довольно плотный трафик — грузовики, мопеды, тук-туки, а иногда — коровы, буйволы и даже слоны, но всё же перемещаться по стране можно относительно комфортно и даже быстро.
Честно, до поездки в Индию я был уверен, что здесь — какой-то перманентный транспортный коллапс. Ан нет — всё оказалось очень даже неплохо, в целом как и в других странах Азии.
Конечно, местный колорит чувствуется везде. Скоростная трасса может неожиданно завернуть в какую-нибудь густонаселённую деревню, на ней без предупреждения могут быть установлены лежащие полицейские, либо же какая-нибудь корова может спать прямо посреди дороги.
Самый шик индийских хайвеев — грузовики, несущиеся на полной скорости прямо по встречке. Местным дальнобойщикам иногда лень искать разрыв между встречными потоками и там разворачиваться, поэтому они просто едут туда, куда им нужно.
Если такого нарушителя остановит полиция — ему ничего не будет, достаточно лишь сделать грустные глаза, уверенно сказать: «Простите меня!» и пообещать никогда больше так не делать.
Да, движение в Индии — левостороннее, наследие Британкой империи.
Мне казалось, что в Индии на каждом шагу будут встречаться слоны. Но мы объехали всю страну и видели их ровно два раза: один раз в Мадурае во время парикрамы (ритуального обхода) вокруг храма Минакши, другой — в первый день автопробега.
Слон, гружёный каким-то скарбом, как ни в чём не бывало, плёлся навстречу нам прямо по скоростной трассе. Рядом с ним по обочине бежала какая-то ребятня.
Кстати, азиатский слон внесён в Красную книгу как вымирающий вид (за сто лет их популяция сократилась почти в 6 раз), а в Индии находится под защитой аж с конца XIX века.
Пока мы едем, индийцы из других экипажей периодически рассказывают по рации интересные факты о городах, которые встречаются на нашем пути.
«Самбалпур — город-побратим Твери, родины российского путешественника Афанасия Никитина, который был одним из первых европейцев, достигших Индии (Васко да Гама прибыл сюда лишь на четверть века позднее).»
Поздним вечером мы добираемся до Райпура.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
Не переключайтесь!
Продолжение: День 2. Наследие СССР: Ранчи и Бокаро-Стил-Сити
Спасибо, Владимир! А то прожил заметную час жизни,а об Индии только слышал. Теперь, за 9000 км по ее дорогам, как и побываю. Хороших попутчиков в путешествиях и удачи!
Спасибо, Володя! Интересно читать о твоих впечатлениях и сравнивать их со своими.
Thank you Vladimir for being a part of this expedition