Официально Россия дружит с Индией чуть больше 70 лет. В 1947 году, когда последняя стала независимой, первым государством, оформившим дипломатические отношения с молодой республикой, стал СССР. Интересно, что произошло это аж за четыре месяца до фактического провозглашения индийской независимости. В 1991 году, когда Советский Союз рвался на части, Индия ответила взаимностью и одной из первых признала Российскую Федерацию в качестве его государства-продолжателя.
«Хинди руси бхай бхай» — не просто лозунг из прошлого: сотрудничество между двумя странами, зародившееся ещё в середине XX века, вполне успешно продолжается до сих пор. Конечно, особенно крепкой эта дружба была в советские времена: тогда СССР помогал Индии и деньгами, и технологиями, и военной техникой. Даже в самые непростые времена — в конце 1980-х, когда Советский Союз уже вовсю трещал по швам, — в местные промышленные и инфраструктурные проекты продолжали вкладываться сотни миллионов долларов...
Большинство предприятий, созданных когда-то при прямом участии СССР, благополучно функционируют до сих пор. Про два из них — завод тяжёлого машиностроения в Ранчи и металлургический комбинат в Бокаро — я и расскажу вам сегодня...
Накануне вечером некоторые индийцы в честь окончания первого дня автопробега хорошо так напились. Я тогда ограничился роксом виски с колой (ну ладно, после этого ещё пару бутылок пива приговорил), а вот у отдельных членов нашей команды праздник закончился глубоко за полночь. В вопросах алкоголя индийцы очень похожи на русских: выпить, и после этого сесть за руль, чтобы ехать продолжать, — вообще милое дело. Правда, в тот вечер кто-то из постояльцев неудачно припарковал машину, перегородив выезд с гостиничной парковки, поэтому нашим героям пришлось уйти в поисках продолжения банкета пешком.
Утром, пока мы загружали чемоданы в машины, из уст в уста передавалась история о том, как наши индийские друзья вернулись на исходе ночи пьяные, и дверь в гостиницу была зарешечена и заперта на замок, и спасала их девушка из русской части команды, которая как раз в тот момент, когда они уже хотели лезть в гостиницу через окно второго этажа, вышла покурить...

Второй день автопробега начинается со встречи в местном Ротари-клубе.

Если кто не знает, Ротари — международная ассоциация, объединяющая представителей делового мира и интеллигенции с целью оказания общественных гуманитарных услуг и продвижения идей мира во всём мире.
Первый Ротари-клуб появился в Чикаго в 1905 году. На сегодняшний день по всему миру их существует более 34 тысяч, а ротарианцами являются примерно 1,2 миллиона человек.

Некоторые считают, что «ротарианство равно масонство». На самом деле — это совершенно не так. Отличия между этими двумя движениями — колоссальные. Основных из них два: во-первых, ротарианство, в отличие от масонства, не ставит во главе своей деятельности религию, а, во-вторых, Ротари — организация с открытым членством, стать ротарианцем может практически любой желающий.
У каждого Ротари-клуба есть свой вымпел. Если ротарианец едет в другой клуб, он по традиции берёт его с собой, чтобы провести церемонию обмена с членами другого клуба.

Ротари — одна из организаций, поддерживающих наш автопробег. Более того, в нашей команде — четверо ротарианцев из России, поэтому такие встречи в местных Ротари-клубах имеют не только символическое, но и практическое значение.

Фото: Manoj Kumar Sahoo
Манож Кумар Саху — наш экспедиционный фотограф. Благодаря ему у меня есть огромная куча прекрасных фотографий из автопробега со мной. Обычно ж всё наоборот — во время путешествий я почти всегда нахожусь по другую сторону объектива...
Помнится, было когда-то в Comedy Club: «фотографы, сука, странные: на работе фотографируют сиски и жопы, а на отдыхе — жаб и небо»... Манож на работе фотографирует свадьбы, а на отдыхе — птиц (с последними он даже является номинантом каких-то там международных премий).

Город Ранчи, в котором мы находимся, является столицей индийского штата Джаркханд.

В целом — ничего особенного: обычный небольшой индийский город с населением чуть более миллиона человек.

В его окрестностях протекает несколько рек, воды которых водопадами ниспадают с горных возвышенностей, поэтому среди индийцев Ранчи известен как «Город водопадов».

Помимо этого это — чуть ли не важнейший промышленный и коммерческий центр Восточной Индии.

Здесь расположен один из крупнейших в Индии производственных комплексов, который включает в себя машиностроительный и сталелитейный секторы.

Его сердце — завод тяжёлого машиностроения, построенный в конце 1950-х годов при участии СССР.
Первым делом — завтракаем и фотографируемся с руководством завода.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
После — едем осматривать территорию.

Завод этот — секретный. Говорят, что мы были одной из первых делегаций, кого не просто пустили внутрь, а ещё и фотографировать разрешили. Местные рабочие, конечно, были немного в шоке от всего происходящего.

Территория завода выглядит заброшенной, но это ощущение — обманчиво. Практически все цеха функционируют, хотя налёт лёгкой запущенности есть, это — факт.

Все эти здания были построены в конце 1950-х начале 1960-х годов советскими специалистами.

Зайдём в цех?

Интересно, что с момента постройки здания завода ни разу не ремонтировались: прошло 60 лет — а выглядят они так, будто их только вчера запустили в эксплуатацию.


Все станки — тоже родом из Советского Союза.
Аббривеатура «НЗТСГ», встречающаяся на каждом шагу, расшифровывается как «Новосибирский завод тяжёлых станков и гидропрессов». Сегодня он называется ПАО «Тяжстанкогидропресс» и является одним из крупнейших подобных предприятий в России.


Завод в Ранчи выпускает продукцию для оборонной промышленности и для атомных станций.

Например, вот из такой стальной лепёшки весом в несколько десятков тонн, будет выточена крышка для реактора АЭС.


Крупнейший в Индии токарный станок.

Поперечно-строгальный станок.


Вообще, я обожаю гулять по производствам. Ходишь, смотришь завороженно на эти огромные станки.

Настоящий рай для больших мальчиков!













Бэкстейдж.
Фото: Manoj Kumar Sahoo



Заглянем в соседний цех.

Здесь производят шестерни и коробки передач.

«Make in India» (дословно: «Делай в Индии») — государственная программа, поощряющая развитие производств в Индии. Любым иностранным компаниям, которые производят здесь товары либо же проводят научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работы, предоставляются различные преференции и налоговые льготы, вплоть до полного избавления от налогов в некоторых областях на первые 10 лет.
Цель программы — превратить Индию в крупнейшую производственную державу мира.


Продукция.

Люди.



Фото: Manoj Kumar Sahoo
Наша следующая остановка — административный корпус завода.

Здесь для нас проводится экскурсия: главная тема — история возникновения и первые годы становления предприятия.


После окончания официальной программы — становящаяся традиционной съёмка для местных новостных агентств.

Взмах флагом, и мы отправляемся дальше.

В Ранчи очень сильны позиции коммунистов. По всему городу встречаются серпасто-молоткастые флаги, портреты Ленина и прочая атрибутика.
В первой половине XX века Ранчи сыграл одну из важнейших ролей в обретении Индией независимости, здесь располагался центр национального движения за освобождение страны от британской колониальной зависимости.

Название «Ранчи» происходит от слова «арчи» из языка местной народности — оаронов. «Арчи» в переводе с оаронского — «бамбуковая палка».
Согласно древней легенде, один из фермеров однажды разозлился на одного из местных идолов, после чего поколотил его своей бамбуковой палкой. Идол трижды крикнул «Арчи! Арчи! Арчи!» и исчез. Со временем «арчи» трансформировалось в «рачи», а позже — в «ранчи».

По рассказам друзей, которые бывали в Индии ранее, страна казалась мне адом на земле.
Мне обещали категорически несъедобную кухню и жутчайшую антисанитарию. Одним из главных постулатов было утверждение, что после посещения Индии очень резко снижается порог брезгливости.
На деле оказалось, что ничего страшного здесь нет: если отбросить культурно-религиозные аспекты, то это — обычная азиатская страна.

Уличная парикмахерская.

Развозка еды.

Торговля фруктами.

Трафик.

Учеников школ государство обеспечивает всем необходимым — формой, учебниками, велосипедами и даже компьютерами. Всё это делается для того, чтобы повысить процент грамотного населения (на данный момент писать и читать умеют около 75% индийцев в возрасте старше 15 лет, для примера в 1991 году этот показатель был на треть ниже). Но многие семьи, особенно в деревнях, не отправляют детей в школы, заставляя их с ранних лет участвовать в сельскохозяйственных работах.

На аварийных участках трасс установлены знаки с черепом и костями.



Второй промышленный центр, который мы посещаем сегодня — Бокаро-Стил-Сити, один из самых индустриализированных городов Индии.
Когда-то на этом месте были лишь джунгли. Но в середине XX века здесь были найдены богатые залежи железа, угля и марганца и в 1960-х годах при участии СССР был построен крупнейший в Индии металлургический комбинат.
История металлургического гиганта в Бокаро — как бы повторяет историю Бхилайского комбината. Сначала — длительные бесплодные переговоры с США, после которых правительство Индии вновь обращается к Советскому Союзу с предложением о строительстве ещё одного металлургического завода.
Говорят, что строительство завода велось невиданными темпами. Одновременно на ней работало свыше 70 тысяч человек — такого размаха Индия доселе не видела. Вскоре после запуска предприятия вокруг него вырос город металлургов – Бокаро-Стил-Сити. Сегодня в нём проживает около 600 тысяч человек.
Мы лишь заезжаем к административному комплексу комбината, где у нас намечено очередное официальное мероприятие.
Фото: Manoj Kumar Sahoo
Фото: Manoj Kumar Sahoo
Вскоре наш путь лежит дальше.
Как я уже рассказывал, дорожное строительство ведётся в Индии какими-то непостижимыми темпами. Только скоростных трасс тут сдаётся примерно по 100 километров в сутки, а количество возводимых обычных дорог — просто не поддаётся учёту. Времена, когда по Азии было тяжело перемещаться на автомобиле — постепенно уходят в прошлое.

На большинстве железнодорожных переездах обязательно стоят ограничители высоты, чтобы зазевавшийся водитель очередного негабаритного грузовика не снёс все провода.

А то от этих дальнобойщиков всё что угодно можно ожидать...


Февраль здесь — чуть ли не самое засушливое время года, и по обоим сторонам дороги стоят высушенные рисовые террасы. Но всего несколько месяцев спустя, когда начнётся сезон дождей, всё пространство вокруг будет покрыто свежей зеленью.

В Восточной Индии принято переносить грузы на голове.

Индийская женщина может переместить таким образом всё что угодно — тазик, вязанку дров, стопку кирпичей.

Мне кажется, если ей надо будет перенести на голове слона, то она и с этим легко справится.

Каждые пару часов наш конвой делает остановку: либо для «tea brake» — попить чаю, либо для «pee brake» — сами понимаете для чего.
Во время очередного «pee brake» организаторы предупреждают нас, чтобы мы внимательно смотрели под ноги, — местные леса кишат ядовитыми змеями.



Фото: Manoj Kumar Sahoo
За сим на сегодня всё.
Не переключайтесь!






Superb photos
Thank you, my friend! ;)
Awesome pics...
Thnx! =)
Спасибо! Интересно очень. Возвращаюсь в столь недавнее, но уже прошедшее ...
А я уже мыслями в будущем, на чемодане практически сижу! =) Когда про индийскую часть дописывать буду — пока и не знаю...
Классно, контраст в Индии зашкаливает)) А такой пробег, это офигенная возможность все по максимуму посмотреть! Красава!
Спасибо Вам огромное!Давно искали информацию про этот завод.его строил отец моего мужа.Было очень интересно на него посмотреть.
Спасибо за статью о заводе в Ранчи. Мой отец в 1963—1965 гг. Шатсков Александр Васильевич был в командировке в Ранчи на строительстве этого завода. Являлся главным специалистом по поставке оборудования с Коломенского Завода Тяжелого Станкостроения. Мы с матушкой тоже были в Ранчи с отцом. Только теплые Воспоминания о том времени и о Индии. Специалисты из Индии приезжали потом к нам на завод. Отец до последних дней жизни с теплотой вспоминал индийских друзей из Ранчи
Мой отец работал на этом заводе в 1965—1966 годах