#IRFMR. Индийский этап|17 февраля — 17 марта 2018
День 1.

«The road began in Bhilai»: старт автопробега и дорога до Ранчи

Опубликовано: 12 апреля 2018
Где это находится?Где это находится?

Есть древняя индийская притча, повествующая о слепых, щупавших слона с разных сторон и затеявших после этого спор, потому что каждый из них описывал животное по-своему. Один трогал его за бок, другой — за хобот, третий — за бивень, четвёртый — за хвост... Индия — она как тот самый слон, который для каждого — разный. Кто-то находит здесь нищету, грязь, антисанитарию, несъедобную кухню, сомнительные запахи и прочий негатив. Моя Индия — совершенно иная: интересные и прекрасно образованные люди, люксовые отели, великолепного качества хайвеи, изысканная еда... Это — другой мир, совершенно непохожий ни на один известный мне до этого рассказ об этой стране. Многим туристам такая Индия недоступна, а большинство местных жителей вообще не подозревает об её существовании.

Об этом мире, большей частью, правда, виденном мной через окно машины, я и буду рассказывать вам все ближайшие дни. В этом цикле статей вас ждут как обычные дорожные зарисовки, так и некоторый уникальный опыт — посещения секретных военных предприятий, приёмы в королевских семьях, блеск и роскошь. В общем — всё самое лучшее чем только может похвастать «жемчужина Британской короны». Даже не вздумайте переключаться, впереди — много интересного. Ну а моё сегодняшнее повествование — о самом первом дне нашего автопробега.

Здесь самое время упомянуть, что автопробег «India — Russia Friendship Motor Rally» проходит при поддержке Правительства Индии и Посольства Российской Федерации в Нью-Дели, а автомобили для участников предоставлены подразделением Mahindra Adventure, занимающимся организацией и поддержкой различных автомобильно-спортивных мероприятий.

Непосредственный организатор автопробега — Kalinga Motor Sports Club, базирующийся в Бхубанешваре, столице штата Орисса. Калинга, фигурирующее в названии клуба, — древнее королевство, когда-то располагавшееся в этих краях и упоминающееся ещё в древнеиндийском эпосе «Махабхарате».

Раннее утро перед стартом. Вычищенные до блеска машины стоят в ряд перед гостиницей на территории Бхилайского металлургического завода.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Один из участников автопробега — Манож Кумар Саху  — профессиональный фотограф. В некоторых статьях из этого цикла я буду публиковать и его фотографии тоже (все они — помечены соответствующим копирайтом). На первой из них — ваш непокорный слуга.

Старт автопробега и дорога до РанчиФото: Manoj Kumar Sahoo

Всего в автопробеге участвуют 8 человек из разных городов России — от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Номер нашего боевого экипажа — 4.

Старт автопробега и дорога до РанчиФото: Manoj Kumar Sahoo

В одной машине вместе со мной едут Сергей из Новороссийска и Наталья из Новосибирска, нам предстоит бок о бок провести на соседних сидениях 22 дня.

Если российская часть нашего экипажа неделима и неизменна, то индийские участники периодически то приезжают, то уезжают, то мигрируют между разными автомобилями. Первый из индийцев в нашем экипаже — Раджеш, владелец шинного магазина в Бхубанешваре.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

На часах — ровно 8 утра. Наша автоколонна выстраивается у проходной Бхилайского металлургического завода.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Рабочие, спешащие на велосипедах в своих цеха, останавливаются и с интересом разглядывают блестящие на солнце белые внедорожники.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Город Бхилаи выбран для старта автопробега не случайно. Именно здесь в 1955 году начался первый совместный проект Индии и СССР — строительство металлургического завода. Предприятие от и до создавалось специалистами из Советского Союза. «The road began in Bhilai» — слоган как раз про это. Короче, хинди руси бхай бхай!

Изначально индийское правительство пыталось договориться о строительстве металлургического производства с США и государствами Западной Европы, но переговоры зашли в тупик, и в феврале 1955 года было подписано соглашение с СССР.

Спустя несколько лет на месте небольшой деревни Бхилаи вырос современный город с торговыми центрами, кинотеатрами, парками и бассейнами, а построенный на территории завода госпиталь стал крупнейшим медицинским заведением штата.

В наши дни здесь проживает уже более миллиона человек, а Бхилайский металлургический завод является крупнейшим в Индии производителем стальных рельсов и одним из крупнейших производителей стального листа.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Общая фотография перед стартом автопробега.

Старт автопробега и дорога до РанчиФото: Manoj Kumar Sahoo

Взгляд с другой стороны.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Старт автопробегу дают генеральный директор завода и депутат верхней палаты Парламента Индии от штата Чхаттисгарх.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

С этого момента и до самого финиша наша жизнь подчинена жёсткому графику.

Если кто-то думает, что участие в подобном автопробеге — увеселительная прогулка, то я его разочарую. Официально — это спортивное мероприятие, где каждый день расписан практически поминутно. В иные дни приходится проводить в машине по 10-12 часов. Причём рулят все по очереди, отсидеться на пассажирском сидении — не удастся. Каждый вечер, после преодоления нескольких сотен километров, — официальные мероприятия в разных городах. Каждое утро — ранний подъём и выезд. В иные разы поспать удаётся от силы 4-5 часов, при этом свободного времени — практически нет (только если сократить и без того короткий сон).

Например, за 22 дня автопробега мы лишь дважды смогли самостоятельно выбраться погулять по индийским городам (один раз — на час, другой — на два) и всего пару часов провели на пляже в Гоа (хотя много дней ехали вдоль побережья океана)...

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Наш путь лежит на восток Индии — в город Ранчи. Там расположено ещё одно предприятие, созданное много лет назад при участии СССР, — завод тяжёлого машиностроения.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

От Бхилаи до Ранчи — около 650 километров, или примерно 12 часов пути.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Раджеш без остановки болтает по мобильному, каждый раз после разговора извиняясь и объясняя, что так делать за рулём ни в коем случае нельзя.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Мы с интересом смотрим по сторонам.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

В целом, если наблюдать из окна машины, Индия визуально практически ничем не отличается от других стран Азии. С первого раза и не определишь где ты — то ли в Индонезии, то ли в Камбодже, то ли в Мьянме...

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Больше всего Индия, конечно, похожа на Китай. Мы проехали по индийским дорогам почти 9000 километров, и везде что-то строится: дороги, жилые дома, какие-то производства... Невооружённым глазом видно, что страна развивается какими-то невероятными темпами.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Дорожное движение здесь — довольно хаотичное, хотя, если разобраться, то и оно подчинено довольно жёсткой системе. Конечно, тех кто попадает сюда впервые, манера вождения индийцев может привести в шок. Но после Шри-Ланки или Марокко — очень даже ничего.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

В Индии, как и в Мексике, — огромное количество лежачих полицейских. Они — не очень высокие, зато идут всегда группой, чаще по 3-4 штуки, но в иных местах и по 10. Если проезжать их на скорости — машину сильно подбрасывает, поэтому хочешь не хочешь, а скорость скидывать перед ними приходится.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Наш путь лежит через Райпур, где накануне собирались все участники автопробега. Там мы заезжаем на приём к губернатору штата.

Старт автопробега и дорога до РанчиФото: Manoj Kumar Sahoo

Пара слов о безопасности. Любое мало-мальски значимое место в Индии всегда охраняется военными. Например, чтобы посетить какой-нибудь более-менее известный индуистский храм, необходимо сначала сдать все вещи в камеру хранения, а потом пройти досмотр похлеще чем перед посадкой на самолёт.

Всё это — из-за терактов. Например, с 1980 по 2015 год в Индии их произошло почти 10 тысяч (в них погибло немногим менее 19 тысяч человек)... С одной стороны — много. С другой, если вспомнить сколько народа проживает в Индии (если кто забыл — то 1,3 миллиарда), — всё не так уж и страшно.

Вообще, на мой взгляд, Индия — безопаснейшая страна. За исключением нескольких мест, которые я посетил уже после окончания автопробега, я мало где чувствовал себя настолько спокойно и безопасно как здесь.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

В Индии есть нефть, но имеющихся запасов хватает лишь на обеспечение части внутренних потребностей, поэтому приходится импортировать её из стран Персидского залива. Так что бензин и дизельное топливо здесь — довольно дорогие, хотя, конечно, дешевле чем в Европе.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Всего в Индии — 5,5 миллионов километров дорог. Это — второй показатель в мире после США.

При этом в последние годы крайне активно строятся скоростные шоссе. По официальному плану только в ближайшие 5 лет здесь должно быть открыто около 80 тысяч километров новых хайвеев. Уже сейчас по всей стране сдаётся до 100 километров скоростных трасс ежедневно.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Большинство крупных индийских городов соединено между собой платными скоростными хайвеями. Нет, конечно и на них периодически бывает довольно плотный трафик — грузовики, мопеды, тук-туки, а иногда — коровы, буйволы и даже слоны, но всё же перемещаться по стране можно относительно комфортно и даже быстро.

Честно, до поездки в Индию я был уверен, что здесь — какой-то перманентный транспортный коллапс. Ан нет — всё оказалось очень даже неплохо, в целом как и в других странах Азии.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Конечно, местный колорит чувствуется везде. Скоростная трасса может неожиданно завернуть в какую-нибудь густонаселённую деревню, на ней без предупреждения могут быть установлены лежащие полицейские, либо же какая-нибудь корова может спать прямо посреди дороги.

Самый шик индийских хайвеев — грузовики, несущиеся на полной скорости прямо по встречке. Местным дальнобойщикам иногда лень искать разрыв между встречными потоками и там разворачиваться, поэтому они просто едут туда, куда им нужно.

Если такого нарушителя остановит полиция — ему ничего не будет, достаточно лишь сделать грустные глаза, уверенно сказать: «Простите меня!» и пообещать никогда больше так не делать.

Да, движение в Индии — левостороннее, наследие Британкой империи.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Мне казалось, что в Индии на каждом шагу будут встречаться слоны. Но мы объехали всю страну и видели их ровно два раза: один раз в Мадурае во время парикрамы (ритуального обхода) вокруг храма Минакши, другой — в первый день автопробега.

Слон, гружёный каким-то скарбом, как ни в чём не бывало, плёлся навстречу нам прямо по скоростной трассе. Рядом с ним по обочине бежала какая-то ребятня.

Кстати, азиатский слон внесён в Красную книгу как вымирающий вид (за сто лет их популяция сократилась почти в 6 раз), а в Индии находится под защитой аж с конца XIX века.

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Пока мы едем, индийцы из других экипажей периодически рассказывают по рации интересные факты о городах, которые встречаются на нашем пути.

«Самбалпур — город-побратим Твери, родины российского путешественника Афанасия Никитина, который был одним из первых европейцев, достигших Индии (Васко да Гама прибыл сюда лишь на четверть века позднее).»

Старт автопробега и дорога до Ранчи

Поздним вечером мы добираемся до Райпура.

Старт автопробега и дорога до РанчиФото: Manoj Kumar Sahoo

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «#IRFMR. Индийский этап»

17 февраля — 17 марта 2018

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Благодарности

Kalinga Motor Sports ClubMahindra AdventureПравительство ИндииПосольство Российской Федерации в Нью-Дели

Обсуждение статьи

Уже оставлено 3 комментария, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Станислав

Спасибо, Владимир! А то прожил заметную час жизни,а об Индии только слышал. Теперь, за 9000 км по ее дорогам, как и побываю. Хороших попутчиков в путешествиях и удачи!

Михаил Батхан

Спасибо, Володя! Интересно читать о твоих впечатлениях и сравнивать их со своими.

Ramesh Mahapatra, General Secretary, KMSC

Thank you Vladimir for being a part of this expedition

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
3
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x