Кронштадт — столица российского флота. Здесь практически сразу после основания Санкт-Петербурга была заложена первая военно-морская база. Отсюда в 1803 году отправилась первая русская кругосветная экспедиция на шлюпах «Надежда» и «Нева». Отсюда же в 1819 году отправились в на поиски Антарктиды шлюпы «Восток» и «Мирный», а всего таких экспедиций было отправлено из Кронштадта около пятидесяти.
Административно Кронштадт — один из районов Санкт-Петребурга. Но это ничуть не помешало ему немного заблудиться в закоулках времени и сохранить некоторые артефакты, которые в северной столице не встретишь вот уже много лет. Сюда хорошо приезжать ностальгировать о недавнем прошлом.
Солнечных дней в нашем северном краю — буквально раз-два и обчёлся, поэтому как только синоптики дали мне надежду на ясное небо, я тут же выехал в сторону острова Котлин, на котором и расположен Кронштадт. И пока петербуржцы стояли в тягучих утренних пробках, жмурясь от первых весенних лучей солнца, я, кутаясь от балтийского ветра, рассматривал через объектив зимующие на базе Балтийского флота военные корабли.
Казалось бы — режимный военный объект. Ан нет — подходи к кораблям хоть вплотную.
Слева — учебный корабль «Перекоп». Справа — неопознанный малый ракетный катер.
На рассвете здесь очень живописно.
Может это прозвучит не очень патриотично, но стоящие в Кронштадте военные корабли выглядят не очень внушительно. Всё это больше похоже на экспозицию какого-нибудь военно-морского музея времён СССР.
Кронштадт расположен на острове Котлин, расположенном посреди Финского залива. Сегодня на остров можно попасть по дамбе, защищающей северную столицу от наводнений. По гребню дамбы проходит петербургская кольцевая автодорога.
Город был основан Петром I зимой 1703—1704 годов, сразу после того как эти земли были отбиты русскими у шведов. Только что были взяты шведские крепости на Неве — Нотебург и Ниеншанц. Тут же Петром I в дельте Невы была основана новая российская столица.
География этих мест такова, что глубина Финского залива рядом с Санкт-Петербургом не превышает пары метров. Единственное глубокое место, через которое корабли могут попасть из Балтийского моря в Неву, находится к югу от острова Котлин, где сегодня и расположен Кронштадт. И вот, как только в Европу пришла зима и шведские корабли поспешили укрыться на зимовку в балтийских портах, по указу Петра I на небольшом островке рядом с Котлином началось возведение крепости. Строительство шло ударными темпами, и каково же было удивление шведов, вернувшихся сюда весной, когда они увидели на некогда своих землях укреплённый русский форт, полностью перекрывший им доступ к Неве. Пётр I назвал форт Кроншлотом - по-русски «Коронным замком».
Позже в разных частях острова Котлин и на небольших островах вокруг него было построено множество военных фортов, надёжно защищавших Санкт-Петребург со стороны Балтики в течение всей его истории. Как-нибудь я обязательно расскажу про них подробнее.
До 1996 года Кронштадт был закрытым военным городом.
Сегодня кронштадтская морская романтика легко уживается с российской суровой действительностью.
Сам город находится в каком-то странном коматозном состоянии. Вроде бы и не умирает, но в то же время выглядит бесперспективно, словно безнадёжный пациент, подключённый к аппарату искусственного жизнеобеспечения.
Но он скорее жив, чем мёртв.
Каждый уважающий себя кронштадтский двор обязательно снабжён высоким забором, за которым находится какой-нибудь секретный военный объект.
На каждом углу висят таблички: «Посторонним вход запрещён».
Если кто не понимает официальных запретов — специально для них существуют неофициальные.
Тех же, для кого ограничений не существует, ждёт знакомство с прекрасным. Пройдя тайными закоулками можно выйти к некогда уникальному в масштабах всего мира инженерному сооружению — Петровскому доку.
Система сухих доков, построенная по личному проекту Петра I, позволяла одновременно ремонтировать до десяти кораблей, которые заходили в доки самостоятельно. После этого через канал вода быстро сливалась в специальный бассейн, из которого, в свою очередь, выкачивалась обратно в Финский залив с помощью паровых машин.
Строительство дока началось в 1719 году и закончилось уже при императрице Елизавете в 1752 году. В XVIII веке ничего поднобного ни у одной из мировых держав не было и в помине.
Сегодня Петровский док никому не нужен и медленно зарастает деревьями.
Морской завод, основанный при Александре II, вроде как ещё жив.
Правда ему чужды капиталистические принципы, поэтому здесь до сих пор социализм.
Ещё немного кронштадтско-прекрасного.
Скамейки. Таких в Санкт-Петербурге практически не осталось.
Ворота.
Архитектурные решения.
На фотографии — здание бывшей Машинной школы Балтийского флота. Когда-то в этом изящном корпусе был расположен полноразмерный макет кочегарки военного корабля с действующим котлом, на котором тренировались молодые новобранцы.
Стены.
Электрощитовая.
А вот Морской собор после реставрации выглядит словно большой сливочный торт. Мне не нравится.
Но Кронштадту всё можно простить за его чугунные ограды.
И за единственные в мире чугунные мостовые.
И пусть здесь местами проявляется Россия, в самых своих худших проявлениях.
Зато стоит отойти на несколько сотен метров в сторону — и вот вам почти Финляндия.
Не переключайтесь!
СПАСИБО ЗА РЕПОРТАЖ. МНОГО НОВОГО УЗНАЛ. ТОЛЬКО ГРУСТНО НЕМНОГО КОГДА ВИДИШЬ, ЧТО ГОРОД ПОНЕМНОГУ УМИРАЕТ. А ВЕДЬ КРАСИВЫЕ МЕСТА. РАВНОДУШИЕ ШТУКА РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ.
Класс! Прогулялась по городу детства. Спасибо!
Здравствуйте ! Ходят ли сейчас Метеоры из Петергофа в Кронштадт ?