Печоры. Небольшой городок на границе с Эстонией. Достопримечательность всего одна — Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, но именно благодаря ему Печоры стали одним из самых популярных паломнических мест.
Сразу после Изборска стоит огромный знак, информирующий что мы въезжаем на платную автодорогу. Естественно, дорога — бесплатна, асфальт — паршивенький.
Downtown.
Варваринская церковь. Небольшая деревянная церквушка, расположенная прямо напротив главных ворот Свято-Успенского монастыря. Построена в XVIII веке.
Сторожевой пёс, охраняющий вход в монастырь.
Псково-Печерский Старо-Успенский монастырь. Является одним из крупнейших и самых богатых монастырей в России.
Дата начала в этих местах монашеской жизни неизвестна. «Богом зданная» пещера была известна местным жителям уже 1392 году. В 1470 году в этой пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского, который ископал пещеру, где устроил церковь, посвященную Успению Пресвятой Богородицы. Церковь была освящена в 1473 году, что и считается датой основания монастыря.
Со временем обитель монастыря росла и расширялась. Во времена правления Ивана Грозного из-за начавшейся Ливонской войны монастырь оброс крепостными стенами. Было это во второй половине XVI века.
Петровская башня — главный вход в монастырь.
До постройки Петровской башни вход на территорию монастыря осуществлялся через Никольский храм. Арка слева — как раз и есть старые ворота монастыря.
Укрепления монастыря уникальны тем, что устроены вокруг глубокого оврага с ручьем.
Вниз в долину ручья Каменец от Никольского храма ведёт брусчатая дорога.
Во время строительства укреплений монастырем руководил игумен Коринилий, который пользовался расположением Ивана Грозного, от которого монастырь постоянно получал богатые пожертвования. В 1570 году после новгородского и псковского погромов царь приехал к Печерскому монастырю. Игумен Корнилий вышел навстречу и был убит царём. Причиной этой расправы были подозрения в сочувствии игумена псковским боярам.
Согласно легенде, после убийства раскаявшийся Иван Грозный подхватил тело игумена на руки и понёс его вниз к Успенскому собору, орошая дорогу кровью.
С тех пор дорога, спускающаяся от входа к главной площади монастыря, называется «Кровавый путь».
Монастырские постройки.
Лазаревский храм. Построен в 1800 году. При храме изначально находилась монастырская больница, которая после пожара 1848 года была обращена в дом Настоятеля. После постройки нового настоятельского дома, здесь помещался Епархиальный свечной завод, потом здание стало опять выполнять функции лазарета.
Монастырские постройки.
Закрытая часть монастыря. К слову, большая часть монастыря закрыта для посетителей — прогуляться можно только по довольно ограниченному туристическому маршруту.
Успенский собор. Главный и древнейший соборный храм монастыря.
С сайта Псково-Печерского Старо-Успенского монастыря:
«Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм.
Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.»
Там же находится вход в известные Святые пещеры.
Согласно легенде:
"Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Здесь круглый год держится постоянная температура — около +5°С. Считается, что здесь захоронено более 10000 человек. В стенах галерей выкапывались ниши, куда ставились гробы. Сами ниши замуровывали кирпичом или камнем с керамической или известковой табличкой с надписями, называемой керамидой. В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских.
Считается, что «всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью». Не могу сказать так ли это, я благоговейного трепета не почувствовал, но атмосфера в подземных гротах монастыря действительно какая-то особенная, и я бы даже сказал — умиротворяющая.
Главная площадь монастыря и Сретенский храм.
Святой источник.
«Кровавый путь» и Никольский храм. Вид снизу от Успенского собора.
Михайловский собор. 1827 год.
Очень оригинальный флюгер.
Из-за своего уникального расположения, как я писал выше — монастырь находится в ложбине, стены тоже вынуждены повторять рельеф местности.
Монастырская стена и кельи монахов.
Монастырские стены.
На каждом шагу висят такие таблички. Любителям залезть куда-нибудь делать здесь нечего.
Открыточный вид.
Цвета храмов и соборов монастыря очень яркие. Возможно сказывается близость Эстонии, либо может существуют какие-то другие причины — но выглядит это все не по нашему.
Не переключайтесь!
Продолжение: Порховская крепость