Зелёным золотом Финляндии являются её бескрайние леса, покрывающие почти 80% её территории. По этому показателю Финляндия с уверенным отрывом занимает первое место среди европейских стран. Где же как не здесь должен располагаться музей, посвящённый лесу. На экскурсию по нему я вас сегодня и приглашаю.
Финский музей культуры леса и лесного хозяйства Лусто расположен недалеко от финского города Пункахарью, на узкой каменистой гряде, пересекающей синие воды сайменской системы.
Музей занимает огромное здание. Чтобы не спеша всё обойти нужно минимум пару часов.
Часть экспозиции исключительно на финском, поэтому не всегда понятно о чём идёт речь.
Ну, с плакатами, тут всё как раз однозначно. Судя по всему — это агитационные плакаты против использования химикатов.
Финляндия издавна занималась заготовкой леса — уже несколько столетий эта страна занимает лидирующие мировые позиции по экспорту древесины и продукции, производимой из дерева. Это сейчас всё производство автоматизировано, а в XIX веке процесс обработки леса был невероятно трудоёмким.
Суровые финские лесорубы, сражаясь с полчищами комаров в непроходимых топях рубили топорами древесных исполинов. Первичная обработка леса происходила тут же на месте — деревья избавляли от сучьев и веток. После этого брёвна по озёрам и специальным лесосплавным каналам сплавлялись до деревообрабатывающих фабрик или портов, откуда их путь лежал уже во все уголки Европы.
Важным этапом была сушка леса — ведь если древесину не высушить должным образом, она начинает гнить.
Издавна леса были непременным атрибутом финских сказаний и легенд. В финском эпосе леса были наполнены удивительными сказочными созданиями. Заблудиться в лесу было очень просто — лесные создания заманивали людей, затуманивая разум. Было достаточно сойти с тропы, чтобы уже никогда не вернуться.
Потерявшись, человек попадал в ловушку, его окутывали густые ветви деревьев, не давая возможности ни ходить, ни кричать. Для освобождения нужно было вывернуть свою одежду наизнанку. Для поиска потерявшихся в лесу очень часто была нужна помощь шамана, который пытался задобрить лесных духов.
Небольшой уголок тишины и релакса, отделённый от музея глухой стеной. Тихо журчит вода, слышится пение птиц, а на панорамной стене периодически появляются движущиеся голограммы различных животных.
Часть музея посвящена продукции, производимой из дерева.
Отдельно в стороне стоят чучела сегодняшних обитателей леса. Главный из них — конечно, медведь. В финском эпосе есть легенды про людей, которые превращались в медведей и впадали вместе с ними в зимнюю спячку. Так же много легенд про дружбу людей и медведей, когда медведь, пойманный в капкан и освобождённый человеком, становился ему верным другом.
В карельском эпосе медведь считался сверхъестественным существом, в котором сосредоточена огромная энергия леса. Именно поэтому медвежьи клыки и когти считались талисманами и дорого ценились.
С появлением пароходов лес стали сплавлять на баржах.
Как я и писал выше — очень важным моментом в процессе заготовки леса является его сушка.
Вместе с тем как мир стал погружаться в пучину технической революции, различные механизмы пришли на помощь в том числе и людям, связанным с заготовкой леса. Например, вот эта огромная машина заменяла собой целую роту землекопов.
Достаточно было протащить её через земельный участок, чтобы получилась канава глубиной с человеческий рост.
А вот такая гиря, весившая несколько тонн, позволяла очищать от леса сразу огромные участки земли.
Для этого её на тросах тянули два трактора.
В Финляндии полноценно присутствуют все четыре времени года, в каждом из которых лес выглядит по своему.
Это и слякотная весна, когда на голых ветках появляются первые почки.
И жаркое лето, когда всё покрывается густой зеленью.
И осень, знаменитая своими яркими красками.
И зима, обнажающая стволы деревьев, когда только сосны и ели могут похвастаться зелёным одеянием.
Я был уверен, что это всё — весь музей мы обошли и можно смело ехать дальше. Но неожиданно был найден небольшой коридор, ведущий в соседний зал.
Зал этот посвящён времени, когда на помощь человеку пришли машины.
Если в начале XX века лесозаготовкой занималась армия лесорубов с остро заточенными топорами, то c 1960-х годов им на смену пришла новая армия, на этот раз уже механизированных монстров.
Вот они все — трактора, прокладывающие дороги через непроходимые дебри, хитроумные комбайны, за секунды кромсающие корабельные сосны, машины, увозящие через болота десятки свежих брёвен.
Первыми в лес приходят трактора. Их задача проложить просеки, по которым к месту приедет уже более тяжёлая техника.
Трактора бывают гусеничные и колёсные. Гусеничные — более проходимые.
Перевозкой леса занимаются так называемые форвардеры. Форвардеры представляет собой машины для транспортировки леса, отличающиеся от обычных лесовозов повышенной проходимостью. Они, как и трактора, могут быть как колёсными, так и гусеничными. Форвардер обязательно снабжен манипулятором, с помощью которого он загружается и разгружается.
Кроме отрядов тракторов и форвардеров на лесозаготовках орудуют отряды харвестеров. Харвестером называется лесозаготовительная машина, выполняющая сразу несколько функций — она одновременно рубит деревья, спиливает с них все сучья, и распиливает их на равные по длине брёвна. Более продвинутые харвестеры могут сразу выполнять первичную обработку древесины, например, снимать кору.
Родиной харвестеров являются скандинавские страны — Финляндия и Швеция.
Один из самых известных в мире монстров — Valmet 901, производства конца 1980-х годов.
Это харвестер является одной из самых производительных лесозаготовительных машин в мире, его обновлённые модификации выпускаются по сей день. Кстати, весит такая штуковина почти 17 тонн.
Рядом с техникой стоят экраны, на которых можно посмотреть эти машины в работе. Честно говоря — потрясает. Огромный манипулятор орудует огромными деревьями словно детальками конструктора «Лего». Огромная пила спиливает дерево у основания, после этого ролики протаскивают спиленный ствол через специальные пилы для сучьев. Проходит буквально несколько секунд и огромная корабельная сосна, несколько мгновений назад подпиравшая небосвод, уже обработана и аккуратно уложена.
Следующий монстр — более старый Pika-75. Этот харвестер стал первым популярным коммерческим лесозаготовительным комбайном. Всего в годы производства — с 1975 по 1982 год — было произведено 25 таких машин, все из которых использовались в Финляндии. Представленный в музее экземпляр является последним из произведённых.
Pika 75 — самая большая из машин, представленных в музее.
Дедушка всех харвестеров — Pika-50. Он был разработан в конце 1960-х годов. Именно на его базе был позже создан Pika-75.
Интересной особенностью Pika-50 является то, что он может складывать обработанные брёвна себе в небольшой кузов. Кузов состоит из двух частей — в верхнюю укладывается 1-2 больших ствола, а в нижнюю помещается 8-12 обработанных брёвен длинной до 4 метров.
Харвестры — не обязательно огромные монстры, размером с небольшой дом. Вот, например, небольшой гусеничный харвестер, так же использовавшийся для заготовки древесины.
Ещё один представитель армии харвестеров — Timberjack Plustech. Эта машина не имеет колёс или гусениц, а, словно фантастический жук-мутант, передвигается на шести огромных лапах. Я почему-то был уверен, что в реальности таких машин не существует. Для интересующихся — классное видео этого чудища в действии.
В уголке скромно стоит небольшой погрузчик. Им можно поуправлять и с помощью манипулятора поиграться с несколькими деревянными калабашками. Через 5 минут, после того как разберёшься в несложном управлении, на лицо снисходит дурацкая улыбка, выдающая неожиданно накатывающий детский восторг.
Сначала я построил из калабашек пирамиду. Потом я стал размахиваться и швыряться ими об стену. Стоящая рядом финская семья, приехавшая в музей с детьми, смотрела на меня с некоторым ужасом, видимо я, с дурацкой улыбкой бешено дёргающий рычаги и с грохотом обрушивающий деревянные бруски на хлипкую сетку, был похож, в лучшем случае, на маньяка. Но мне было всё равно, что обо мне подумают, и если бы мы не торопились — я бы с радостью просидел в этой тесной засаленной машине пару часов.
В углу зала стоит огромная башня из бензопил.
Судя по обглоданным рукояткам, все бензопилы — боевые и попали сюда прямо с лесозаготовок.
Финские лесорубы останавливаются вот в таких небольших бытовках. Внутри созданы все условия для комфортного пребывания.
Комната механика.
На стенах — инструмент для обслуживания всей этой бешеной механизированной армии монстров.
На сегодня — всё. Завтра я покажу как выглядела несколько столетий назад граница между королевством Швеция и Российской империей.
Не переключайтесь!
Продолжение: Гора Хауккавуори