Сегодня я приглашаю вас поближе познакомиться с особенностями жизни в финской провинции Саво. Мы прогуляемся по местному краеведческому музею, а так же поднимемся на борт нескольких пароходов — единственных оставшихся от огромного сайменского флота начала XX века. Напомню, речь идёт о финском городе Савонлинна — именно он когда-то являлся столицей провинции Саво. Позже этот регион разделился на два — Северный Саво, со столицей в Куопио, и Южный Саво — со столицей в Миккели. А Савонлинна осталась в стороне от политической жизни Финляндии став крупным туристическим центром.
Прошедший по Скандинавии пару десятков тысяч лет назад огромный ледник оставил множество отполированных пологих гранитных выступов — так выглядит практически вся Сайма.
Здание краеведческого музея расположено как раз на такой гранитной глыбе, в небольшом двухэтажном здании недалеко от крепости.
Макет Савонлинны конца XIX века.
Крепость Олавинлинна.
Основная часть населения провинции Саво занималась либо сельским хозяйством, либо валкой и сплавом леса. Люди жили в небольших хуторах, состоящих из двух-трёх домов, или на фермах. Как раз на одной из таких ферм мы останавливались во время этой поездки.
Гордостью Саво являются бесчисленные водоёмы сайменской озерной системы с разбросанными россыпями островов. Логично предположить, что основным и порой единственным средством передвижения являлись лодки.
Издавна финны жили в согласии с природой. Даже сейчас при покупке земельного участка сразу указано количество и максимальная площадь возможных строений. При этом дома строятся на основе типовых проектов, разработанных с учётом природных особенностей конкретного региона.
Один из самых известных обитателей Саймы — сайменская нерпа. Их осталось чуть больше 200 особей.
Типичный интерьер крестьянского дома. Дом строился обязательно из дерева. Центральное место занимала огромная печь.
С середины XIX века через Сайму прокладывается множество водных маршрутов. На верфях Выборга и Варкауса строятся десятки пароходов.
В те времена провинция Саво являлась одним из главных европейских экспортёров древесины. Лес сплавлялся через сайменский канал в Балтийское море, откуда позже попадал во все уголки Европы. Со временем финны одумались и значительно сократили вырубку своих лесов. Действительно, зачем уничтожать свои лесные массивы, когда можно купить древесину по бросовой цене у России.
Четыре корабля, пришвартованных недалеко от музея — всё что осталось от некогда огромного сайменского флота, существовавшего в начале XX века.
Паровой буксир «Ахкера» является старейшим музейным кораблём в Савонлинне — его история началась аж в 1871 году. Корабль предназначался для буксировки древесины из центральной Финляндии к берегам Балтийского моря — его ежедневными маршрутами были водные пути через Сайменский канал в Котку, Выборг и Петербург.
Баржа «Микко» — последняя сохранившаяся деревянная баржа из сайменского флота. В первой половине XX века по Сайме курсировало около 200 аналогичных судов. Сегодня баржа «Микко» считается единственной существующей в мире самоходной баржой с деревянным корпусом.
Паровая шхуна «Салама» — один из первых финских пароходов. Корабль был построен в Выборге в 1874 году. Интересная деталь — хоть «Салама» и является пароходом, но всё же ней присутствуют мачты для парусов — это было необходимо для лучшей манёвренности судна.
«Салама» вмещала 60 пассажиров, а так же имела трюм для перевозки зерна.
Пассажирский пароход «Савонлинна» — флагманский корабль созданной в начале XX века на Сайме пароходной компании.
Корабль был спущен на воду в 1904 году и использовался на различных водных маршрутах по Сайме и Сайменскому каналу.
В то время пароход «Савонлинна» являлся самым быстрым судном в регионе — например, чтобы дойти от Савонлинны до Лаппеенранты кораблю требовалось всего 7 часов. По меркам начала XX века это очень неплохой результат. Жители региона называли пароход «Сайменским экспрессом».
Рядом с музеем находится небольшой финский хутор, по-фински — торппа. Как-нибудь я соберусь и расскажу про то как жили крестьяне на сайменских берегах в конце XIX века — мы знакомились с их бытом в феврале, гуляя по национальному парку «Линнансаари».
От торппы — отличный вид на Олавинлинну.
Совсем скоро, буквально минут через 20, выложу ещё один пост — про крупнейшую в мире деревянную церковь.
Не переключайтесь!
Продолжение: Удивительная деревянная церковь в Керимяки