Финской дорогой зелёного золота|3–5 июня 2011

Краеведческий музей в Савонлинне

Опубликовано: 21 июня 2011

Сегодня я приглашаю вас поближе познакомиться с особенностями жизни в финской провинции Саво. Мы прогуляемся по местному краеведческому музею, а так же поднимемся на борт нескольких пароходов — единственных оставшихся от огромного сайменского флота начала XX века. Напомню, речь идёт о финском городе Савонлинна — именно он когда-то являлся столицей провинции Саво. Позже этот регион разделился на два — Северный Саво, со столицей в Куопио, и Южный Саво — со столицей в Миккели. А Савонлинна осталась в стороне от политической жизни Финляндии став крупным туристическим центром.

Прошедший по Скандинавии пару десятков тысяч лет назад огромный ледник оставил множество отполированных пологих гранитных выступов — так выглядит практически вся Сайма.

Краеведческий музей в Савонлинне

Здание краеведческого музея расположено как раз на такой гранитной глыбе, в небольшом двухэтажном здании недалеко от крепости.

Краеведческий музей в Савонлинне

Макет Савонлинны конца XIX века.

Краеведческий музей в Савонлинне

Крепость Олавинлинна.

Краеведческий музей в Савонлинне

Основная часть населения провинции Саво занималась либо сельским хозяйством, либо валкой и сплавом леса. Люди жили в небольших хуторах, состоящих из двух-трёх домов, или на фермах. Как раз на одной из таких ферм мы останавливались во время этой поездки.

Краеведческий музей в Савонлинне

Гордостью Саво являются бесчисленные водоёмы сайменской озерной системы с разбросанными россыпями островов. Логично предположить, что основным и порой единственным средством передвижения являлись лодки.

Краеведческий музей в Савонлинне

Издавна финны жили в согласии с природой. Даже сейчас при покупке земельного участка сразу указано количество и максимальная площадь возможных строений. При этом дома строятся на основе типовых проектов, разработанных с учётом природных особенностей конкретного региона.

Один из самых известных обитателей Саймы — сайменская нерпа. Их осталось чуть больше 200 особей.

Краеведческий музей в Савонлинне

Типичный интерьер крестьянского дома. Дом строился обязательно из дерева. Центральное место занимала огромная печь.

Краеведческий музей в Савонлинне

С середины XIX века через Сайму прокладывается множество водных маршрутов. На верфях Выборга и Варкауса строятся десятки пароходов.

Краеведческий музей в Савонлинне

В те времена провинция Саво являлась одним из главных европейских экспортёров древесины. Лес сплавлялся через сайменский канал в Балтийское море, откуда позже попадал во все уголки Европы. Со временем финны одумались и значительно сократили вырубку своих лесов. Действительно, зачем уничтожать свои лесные массивы, когда можно купить древесину по бросовой цене у России.

Краеведческий музей в Савонлинне

Четыре корабля, пришвартованных недалеко от музея — всё что осталось от некогда огромного сайменского флота, существовавшего в начале XX века.

Краеведческий музей в Савонлинне

Паровой буксир «Ахкера» является старейшим музейным кораблём в Савонлинне — его история началась аж в 1871 году. Корабль предназначался для буксировки древесины из центральной Финляндии к берегам Балтийского моря — его ежедневными маршрутами были водные пути через Сайменский канал в Котку, Выборг и Петербург.

Краеведческий музей в Савонлинне

Баржа «Микко» — последняя сохранившаяся деревянная баржа из сайменского флота. В первой половине XX века по Сайме курсировало около 200 аналогичных судов. Сегодня баржа «Микко» считается единственной существующей в мире самоходной баржой с деревянным корпусом.

Краеведческий музей в Савонлинне

Паровая шхуна «Салама» — один из первых финских пароходов. Корабль был построен в Выборге в 1874 году. Интересная деталь — хоть «Салама» и является пароходом, но всё же ней присутствуют мачты для парусов — это было необходимо для лучшей манёвренности судна.

Краеведческий музей в Савонлинне

«Салама» вмещала 60 пассажиров, а так же имела трюм для перевозки зерна.

Краеведческий музей в Савонлинне

Пассажирский пароход «Савонлинна» — флагманский корабль созданной в начале XX века на Сайме пароходной компании.

Краеведческий музей в Савонлинне

Корабль был спущен на воду в 1904 году и использовался на различных водных маршрутах по Сайме и Сайменскому каналу.

Краеведческий музей в Савонлинне

В то время пароход «Савонлинна» являлся самым быстрым судном в регионе — например, чтобы дойти от Савонлинны до Лаппеенранты кораблю требовалось всего 7 часов. По меркам начала XX века это очень неплохой результат. Жители региона называли пароход «Сайменским экспрессом».

Краеведческий музей в Савонлинне

Рядом с музеем находится небольшой финский хутор, по-фински — торппа. Как-нибудь я соберусь и расскажу про то как жили крестьяне на сайменских берегах в конце XIX века — мы знакомились с их бытом в феврале, гуляя по национальному парку «Линнансаари».

Краеведческий музей в Савонлинне

От торппы — отличный вид на Олавинлинну.

Краеведческий музей в Савонлинне

Совсем скоро, буквально минут через 20, выложу ещё один пост — про крупнейшую в мире деревянную церковь.

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Финской дорогой зелёного золота»

3–5 июня 2011

Обсуждение статьи

Комментариев пока нет, начните обсуждение!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x