Пока мы рукоделили народных кукол в Шугозере, у меня зазвонил телефон:
— Хотите завтра на экскурсию по Волховской ГЭС?
— А фотографировать можно будет?
— Да. Не всё, конечно, но многое.
— Хотим!
Сегодня расскажу вам, что из этого получилось (спойлер: получилось — не очень).
В тот день на Волховскую ГЭС везли какую-то группу из Санкт-Петербурга, в состав которой нас под шумок в последний момент и включили. Когда мы приехали в Волхов, они гуляли по особняку инженера Генриха Графтио, руководителя строительства первых гидроэлектростанций в СССР — Волховской и Нижне-Свирской. Там-то мы в экскурсионную группу и влились.
Создание Волховской ГЭС — первой из возведённых по плану ГОЭРЛО — часто ставят в заслугу Владимиру Ленину, хотя, если начистоту, первый проект электростанции на Волховских порогах был разработан аж в 1899 году инженером Вениамином Добротворским. В то время псевдонима Ленин ещё даже в задумке не было, а будущий «вождь мирового пролетариата» вполне себе не плохо жил на полном пансионе в своей первой ссылке в Шушенском, где развлекался с женой, ходил на охоту да ездил в ближайший город на встречи с другими такими же ссыльными.
Первый проект Волховской ГЭС авторства Генриха Графтио датируется 1902 годом. С 1910 года готовить её строительство начали уже и на государственном уровне. Однако сначала из-за противодействия владельцев угольных электростанций, потом — из-за развязавшейся Первой мировой войны строительные работы удалось запустить лишь после Февральской революции — летом 1917 года. Правда в октябре того же года случилось сами знаете что, и проект электростанции вновь оказался заморожен. В итоге полноценное строительство Волховской ГЭС началось уже после прихода Владимира Ленина к власти и по его личному указу — летом 1918 года.
«Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны». Этот лозунг, оглашённый Лениным в декабре 1920 года, стал чуть ли не системообразующим на все последующие годы существования Советского Союза. Иронично, но спустя без малого сто лет после этого «вся страна» так и не электрифицирована, и в некоторых деревнях свет керосиновых ламп по вечерам — всё также не романтичная традиция, а суровая необходимость.
В 1923—1924 годах на набережной Волхова для Генриха Графтио был построен двухэтажный особняк. Из его окон открывался вид на строительство ГЭС, где тогда было задействовано немногим менее пятнадцати тысяч человек. В декабре 1926 года был произведён пробный запуск турбин, а уже в августе 1927 года Волховская ГЭС вышла на расчётную мощность — 58 МВт, став на тот момент мощнейшей в Европе.
На следующей фотографии — рабочий кабинет Генриха Графтио, расположенный на втором этаже особняка. Вся обстановка — дубовый паркет, фанерные стеновые панели, облицованный белым мрамором камин, двухтумбовый письменный стол, и даже сукно на нём — подлинные.
На первом этаже особняка расположен музей истории города Волхова.
Там можно узнать, например, о том, как электричество с Волховской ГЭС поступало в Ленинград в годы блокады. Для этого по дну Ладожского озера в августе-сентябре 1942 года было проложено пять специальных кабелей. А наступившей после этого зимой, когда Ладога замёрзла, всего за двенадцать дней была устроена и воздушная линия на вмороженных в озёрный лёд столбах.
А вот в 1965 году в Волхов (на железнодорожный вокзал Волховстрой) прибыла первая электричка из Ленинграда.
Ну и так далее, и тому подобное...
Пойдёмте лучше уже ГЭС посмотрим!
Волховская гидроэлектростанция, даром что ей восемьдесят пять лет, трудится на благо страны по сей день, ежегодно вырабатывая 350 миллионов киловатт-часов. Это — особо охраняемый режимный объект, так что даже близко подойти к ней без специального пропуска невозможно.
Так выглядит Волховская ГЭС со стороны города Волхова: синий забор из профлиста, мотки колючей проволоки, грязь.
Из экскурсии мне запомнились два интересных факта.
Во-первых, здание Волховской ГЭС расположено не перпендикулярно течению Волхова, а под углом. Благодаря этому уникальному решению в машинном зале получилось разместить больше гидроагрегатов.
Во-вторых, при строительстве Волховской ГЭС думали о её влиянии и на природу. Например, помимо шлюза для пропуска судов в конструкции станции был предусмотрен специальный рыбоход для ладожского сига, чтобы тот мог подниматься во время нереста к Чудскому озеру. Однако эксперимент не удался — рыба не оценила устроенный для неё ровный канал. По этой причине с 1927 года в Великом Новгороде больше не водится сиг, а новые рыбоходы на других гидропропускных сооружениях строятся уже не ровными, а в виде естественных порогов.
Как можно догадаться, как только мы зашли на территорию Волховской ГЭС — нам строго настрого запретили фотографировать: мол в конце сделаете несколько кадров. По этой причине я не покажу вам ни исторических интерьеров электростанции, ни пункта её управления, ни даже машинного зала.
Когда экскурсия подошла к концу, нас вывели на площадку к замёрзшему шлюзу, где радостно сообщили, что вот теперь-то можно и пофотографировать. Вид с того места открывался лишь в одну сторону — на железнодорожный, и старый с новым автомобильные мосты через Волхов.
На этом экскурсия по Волховской ГЭС закончилась.
А я зарёкся в следующие как минимум лет десять никакие действующие объекты электроэнергетики больше не посещать.
Не переключайтесь!
Случайно забрел на информацию об экскурсии на Волховскую ГЭС. Историческое инженерное решение. Но вот ты чудик Вовик какой-то злобный мазохист со своими жалкими комментариями. В жизни наверно ничего путевого не совершил и не создал, возможно только себе подобных никчемных людишек. Жаль, что таких как ты пустышек допускают на интересные объекты, лучше бы ты тухлую водку в вонючих подвалах питера хавал. С лысой лягушки шерсти не взять. Короче ты тухляк по жизни.
Это прекрасно! Комментируйте ещё, прошу!