Пока мы рукоделили народных кукол в Шугозере, у меня зазвонил телефон:
— Хотите завтра на экскурсию по Волховской ГЭС?
— А фотографировать можно будет?
— Да. Не всё, конечно, но многое.
— Хотим!
Сегодня расскажу вам, что из этого получилось (спойлер: получилось — не очень).
В тот день на Волховскую ГЭС везли какую-то группу из Санкт-Петербурга, в состав которой нас под шумок в последний момент и включили. Когда мы приехали в Волхов, они гуляли по особняку инженера Генриха Графтио, руководителя строительства первых гидроэлектростанций в СССР — Волховской и Нижне-Свирской. Там-то мы в экскурсионную группу и влились.
Создание Волховской ГЭС — первой из возведённых по плану ГОЭРЛО — часто ставят в заслугу Владимиру Ленину, хотя, если начистоту, первый проект электростанции на Волховских порогах был разработан аж в 1899 году инженером Вениамином Добротворским. В то время псевдонима Ленин ещё даже в задумке не было, а будущий «вождь мирового пролетариата» вполне себе не плохо жил на полном пансионе в своей первой ссылке в Шушенском, где развлекался с женой, ходил на охоту да ездил в ближайший город на встречи с другими такими же ссыльными.
Первый проект Волховской ГЭС авторства Генриха Графтио датируется 1902 годом. С 1910 года готовить её строительство начали уже и на государственном уровне. Однако сначала из-за противодействия владельцев угольных электростанций, потом — из-за развязавшейся Первой мировой войны строительные работы удалось запустить лишь после Февральской революции — летом 1917 года. Правда в октябре того же года случилось сами знаете что, и проект электростанции вновь оказался заморожен. В итоге полноценное строительство Волховской ГЭС началось уже после прихода Владимира Ленина к власти и по его личному указу — летом 1918 года.
«Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны». Этот лозунг, оглашённый Лениным в декабре 1920 года, стал чуть ли не системообразующим на все последующие годы существования Советского Союза. Иронично, но спустя без малого сто лет после этого «вся страна» так и не электрифицирована, и в некоторых деревнях свет керосиновых ламп по вечерам — всё также не романтичная традиция, а суровая необходимость.
В 1923—1924 годах на набережной Волхова для Генриха Графтио был построен двухэтажный особняк. Из его окон открывался вид на строительство ГЭС, где тогда было задействовано немногим менее пятнадцати тысяч человек. В декабре 1926 года был произведён пробный запуск турбин, а уже в августе 1927 года Волховская ГЭС вышла на расчётную мощность — 58 МВт, став на тот момент мощнейшей в Европе.
На следующей фотографии — рабочий кабинет Генриха Графтио, расположенный на втором этаже особняка. Вся обстановка — дубовый паркет, фанерные стеновые панели, облицованный белым мрамором камин, двухтумбовый письменный стол, и даже сукно на нём — подлинные.
На первом этаже особняка расположен музей истории города Волхова.
Там можно узнать, например, о том, как электричество с Волховской ГЭС поступало в Ленинград в годы блокады. Для этого по дну Ладожского озера в августе-сентябре 1942 года было проложено пять специальных кабелей. А наступившей после этого зимой, когда Ладога замёрзла, всего за двенадцать дней была устроена и воздушная линия на вмороженных в озёрный лёд столбах.
А вот в 1965 году в Волхов (на железнодорожный вокзал Волховстрой) прибыла первая электричка из Ленинграда.
Ну и так далее, и тому подобное...
Пойдёмте лучше уже ГЭС посмотрим!
Волховская гидроэлектростанция, даром что ей восемьдесят пять лет, трудится на благо страны по сей день, ежегодно вырабатывая 350 миллионов киловатт-часов. Это — особо охраняемый режимный объект, так что даже близко подойти к ней без специального пропуска невозможно.
Так выглядит Волховская ГЭС со стороны города Волхова: синий забор из профлиста, мотки колючей проволоки, грязь.
Из экскурсии мне запомнились два интересных факта.
Во-первых, здание Волховской ГЭС расположено не перпендикулярно течению Волхова, а под углом. Благодаря этому уникальному решению в машинном зале получилось разместить больше гидроагрегатов.
Во-вторых, при строительстве Волховской ГЭС думали о её влиянии и на природу. Например, помимо шлюза для пропуска судов в конструкции станции был предусмотрен специальный рыбоход для ладожского сига, чтобы тот мог подниматься во время нереста к Чудскому озеру. Однако эксперимент не удался — рыба не оценила устроенный для неё ровный канал. По этой причине с 1927 года в Великом Новгороде больше не водится сиг, а новые рыбоходы на других гидропропускных сооружениях строятся уже не ровными, а в виде естественных порогов.
Как можно догадаться, как только мы зашли на территорию Волховской ГЭС — нам строго настрого запретили фотографировать: мол в конце сделаете несколько кадров. По этой причине я не покажу вам ни исторических интерьеров электростанции, ни пункта её управления, ни даже машинного зала.
Когда экскурсия подошла к концу, нас вывели на площадку к замёрзшему шлюзу, где радостно сообщили, что вот теперь-то можно и пофотографировать. Вид с того места открывался лишь в одну сторону — на железнодорожный, и старый с новым автомобильные мосты через Волхов.
На этом экскурсия по Волховской ГЭС закончилась.
А я зарёкся в следующие как минимум лет десять никакие действующие объекты электроэнергетики больше не посещать.
Не переключайтесь!