Опубликовано: 10 марта 2012

Был я тут как-то в Тихвине. В один из дней мы поехали в лесную глушь, чтобы познакомиться с культурой одной из малых народностей России — вепсов. Программа дня была насыщенной: пытались встать на беговые лыжи (все мои попытки закончились неудачами и невообразимыми кувырками по сугробам), попили чаю в поле у костра, пообедали в забытой столовой советских времён, после чего местный экскурсовод рассказала нам про обычаи вепсов и провела мастер-класс по созданию народных кукол-оберегов.

Посёлок Шугозеро.

Вепсская игрушка

Так выглядит примерно 99,8% небольших российских населённых пунктов.

Вепсская игрушка

Но жителям Шугозера повезло — депрессивность посёлка очень хорошо сглаживается красотой окружающей природы.

Вепсская игрушка

Когда-то эти земли принадлежали вепсам — финно-угорскому народу, проживающему в Прионежье, а так же в глухих лесах на востоке сегодняшней Ленинградской области. В царской России их называли чудью. В СССР — переселяли и истребляли. Ныне их осталось всего около шести тысяч.

Вепсская игрушка

Вепсы занимались в основном земледелием. Конечно, были распространены рыбная ловля и охота, но они играли вторичную роль. В основном, своими обычаями и образом жизни они мало отличались от остальных северных народностей, проживающих на этих территориях — карелов и саамов.

Вепсская игрушка

Но были у вепсов и свои отличительные черты, в частности — в области различных верований.

Вепсы верили, что в их домах обязательно проживали мифологические существа: Пертинижанд — хозяин избы, и Пертинемаг — его жена. Пертинижанд, или, по-нашему, домовой считался покровителем семьи. Его появление перед жителями дома обычно служило предупреждением о грядущих бедах.

Вепсская игрушкаВепсская игрушка

Были у вепсов и свои особые культы: культ деревьев и культ воды.

Не только вепсы, но и финны и карелы, во все времена считали свою связь с окружающими их лесами священной. Я немного затрагивал эту тему, рассказывая про финский музей леса. Вепсы были уверены, что в лесу проживает множество духов — злых и добрых. Главным среди лесных обитателей был Мецижанд — хозяин леса. Каждый вепс знал различные магические обряды на случай неожиданной встречи с ним.

Вепсская игрушка

Наиболее почтительно вепсы относились к воде — считалось, что если осквернить воду — она обязательно ответит страшными болезнями. В воде жил свой хозяин — дух воды Ведегейне, злой и коварный. Вепсские рыбаки часто пытались его задобрить, отдавая ему часть своего улова; иногда жертвовали пироги, табак и вино.

Вепсская игрушкаВепсская игрушка

Отдельным большим пластом в вепсской культуре стоят национальные куклы. Такая кукла-оберег сопровождала человека в течение всей его жизни и являлась знаком человека, его символом.

Почему-то головы всех этих игрушек очень недвусмысленно напоминают задницы.

Вепсская игрушка

Из книги «Русская тряпичная кукла» (Г. Дайн, М. Дайн — Москва, Культура и традиции, 2007):

Рукотворная игрушка служила своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, можно заметить, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для  народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Отличительной чертой вепсских игрушек была огромная грудь.

Вепсская игрушка

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала её ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Вепсская игрушка

У малых народов существовало множество разных типов кукол-оберегов, для каждой из которых была отведена своя важная роль.

«Филипповка». Её делали на посиделках на Филиппов день — в ноябре после окончания полевых работ. Такая кукла должна была оберегать руки женщины от усталости и травм, а так же скрашивать тяжёлый женский труд, превращая его в удовольствие.

«Десятиручка». Такая кукла должна была помогать молодой хозяйке. Её дарили обычно девушкам на свадьбу, чтобы у женщины всё ладилось по хозяйству, и чтобы она всё успевала.

Вепсская игрушкаВепсская игрушка

«Убоженька». Такая кукла изображала убогого человека — с большой головой и без рук. Считалось, что играя с такой куклой, дети учились одинаково относится к любым людям и принимать их такими, какие они есть.

Вепсская игрушкаВепсская игрушка

Ну и разные другие куклы и игрушки.

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Ну и, как и обещал, небольшой мастер-класс по изготовлению народной куклы. Называется она «Кубышка-травница».

Такая кукла, наполненная душистой лекарственной травой, защищала от болезней в доме. Согласно поверью, если её немного помять в руках — помещение сразу наполняется травяным духом, отгоняющим любые болезни.

Всё было сделано в течение 20 минут собственными руками. Комментировать не буду — по фотографиям всё должно быть понятно.

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Вепсская игрушка

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Январские развлечения»

19–21 января 2012

Другие статьи про Вепсский лес

Обсуждение статьи

Уже оставлено 13 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

13 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
нина степанова

очень интересно и необычно! наверное, эти обереги здорово помогают! спасибо.нина

Дарья

Владимир, боюсь заходить в гости, так много всего интересного, а ты теперь еще и за рукоделие взялся :) Вообще я часто к тебе заглядываю, хоть ничего и не говорю. А в этот раз принесла тебе награду: darievna-creative.blogspo...log-post_29.html. Спасибо за интересные рассказы!

Дарья

Прямо куча скрытых талантов! :)

А захожу частенько, когда время есть, много тут всякого интересного у тебя

Дарья

You are welcome!

К слову, каждый год в Остине проходит глобальная конференция sxsw.com/interactive, туда съезжается вся интеллектуальная элита, включая интернетную. Длится где-то полторы недели. Много всяких разных конференций и всего другого посмотреть. Проходит в начале марта, уже началась регистрация на новый год. Я Мише уже про это сказала :)

Юрий Штейн

Когда-то вепсы жили и в Тверской,Вологодской губерниях!Их даже в грунтовые казаки брали и селили по западным рубежам Московского Царства при Иване Грозном,а их земли заселяли русские из Псковской и Новгородской губерний!Однако у тамошних русских вера в обереги осталась!!

Амон

Статья поверхностная, а иллюстрации — вообще ужас. Как же можно валить в одну кучу народные куклы ( которым лица изображать категорически запрещалось) и каких-то чудищ в чулочной технике?

И на фотографиях мастер класса вовсе не Вепсская кукла, а Кубышка-травница. Её наполняли не только ветошью, но и прокладывали пахучими травами. И она два года пахла в доме. Через два года набивку меняли... В общем, уже есть несколько замечательных книг по русским куклам, нужно прочесть, чем писать. Это книга Зиминой «Текстильные обрядовые куклы», книга Котовых «Народная кукла», знаменитая книга Галины м Марии Дайн «Русская тряпичная кукла». Нужно прочесть, прежде, чем писать такие статьи. Тем более. книги лежат в интернете в открытом доступе.

Всего доброго.

Екатерина Новоселова

Статья в целом понравилась, для общего развития подходит.

По поводу лиц, похожих на попы... кому что видится :) По- моему, похоже на очень упитанную щекастую физиономию :)

Olga Smirnova

Они и сейчас там живут (верхневолжские карелы, тверские карелы). Моя родня — оттуда.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
13
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x