Открывая Ленобласть. 4-й выезд|17–19 июля 2018

Последний день: Алёховщина, Тервеничи и дорога домой

Опубликовано: 31 августа 2018
Где это находится?Где это находится?

История про последний день четвёртого выезда в рамках проекта «Открывая Ленобласть». Сегодня в программе: Центр возрождения ремёсел и музей жителей Приоятья в селе Алёховщина, музей вепсской культуры в деревне Тервеничи и ещё несколько интересных мест, которые мы посетили по пути домой.

После вояжа в отдалённые уголки Ленинградской области питерские блогеры прозвали меня «королём ебеней». Я, конечно, пытался сопротивляться: «Ну какие же это ебеня? Вот если бы мы в Рябов Конец съездили, или хотя бы в Нойдалу — тогда ладно, а так — ну несерьёзно, туда же даже на Феррари можно доехать...»

Без толку.

Утром, пока я перегонял машину с солнцепёка в тень, из уст в уста передавалась шутка: «Вова пошёл перепарковывать машину и по привычке уехал в ебеня».

Днём мы дружно по рации обоими экипажами распевали песню: «На три дня, на три дня, я уеду в ебеня».

Вечером на дежурные вопросы в рабочем чате в телеграме от волнующегося за нас Пашулия — «Ну вы где?», давался ожидаемый ответ: «В ебенях»...

Наверное, на этом можно было бы и закончить сегодняшнее повествование. Но я продолжу.

Итак, село Алёховщина. Находится на берегу реки Ояти. Я был здесь проездом осенью 2015 года и даже ночевал в местной чудо-гостинице.

В Алёховщине находится Центр возрождения ремёсел, в котором пытаются сохранить культуру традиционного народного творчества, в частности гончарного мастерства.

Оятские гончары известные ещё с XVIII века. Эти места издавна славились богатыми залежами высококачественной красной глины, поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Мастера производили вазы, посуду, черепицу и прочие изделия, которые возили потом на продажу в Санкт-Петербург и Финляндию. К концу XIX века в верховьях Ояти насчитывалось до двухсот гончарных мастерских, и отсюда в иной раз отправлялись целые речные караваны с керамикой — иногда сразу до 30 лодок. В советские годы в селе был создан цех керамических изделий. В 2004 году он сгорел.

В Центре возрождения ремёсел сейчас работает всего семеро мастеров. Здесь делают сувенирную продукцию, которая продаётся в окрестных музеях и монастырях, и проводят обучающие мастер-классы для детей, на которые регулярно приходит до шестидесяти человек.

Так выглядит процесс производства глиняного горшка. Раз.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Два.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Готово! Всё занимает не более трёх минут.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

В дальнейшем этот горшок обожгут в печи при температуре 1100 градусов, после чего им можно будет пользоваться в хозяйстве.

В соседнем помещении готовые изделия расписывают.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Орнаменты рисуются жидко разведённой глиной, которую выдавливают на заготовки из специальной «груши».

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Большая часть узоров состоит из простейших геометрических элементов, основанных на традиционных вепсских символах. Например, волна символизирует жизнь, цветы — вселенную.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Так выглядят готовые изделия.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий деньОткрывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

А из таких деталек делают глиняные браслеты и бусы.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Напротив Центра возрождения ремёсел расположен музей жителей Приоятья.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Большая часть экспонатов — различные артефакты, собранные по домам местных жителей.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Деревянная резьба. Особый интерес вызывают: доска с двуглавым орлом и серпом и молотом и ложка-вилка-ножницы. Очень круто!

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Музыкальный уголок.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Советское наследие.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Берега Ояти издавна были заселены вепсами — древним финно-угорским народом, каким-то чудом сохранившим в наш век всеобщей глобализации свои язык, культуру, обычаи и фольклор.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Для начала — вопрос на засыпку: кто из этих кукол русская, а кто — вепсянка?

Большинство ответит, что вепсянка — справа, а русская — слева. Это — неверно. Чистокровные вепсянки, также как и карелки, чаще всего были голубоглазыми.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Переместимся в деревню Тервеничи, стоящую на берегу Погостского озера в двадцати километрах от Алёховщины. Здесь находится музей вепсской культуры.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

На сегодняшний день в России проживает всего около шести тысяч вепсов. Этнографически их разделяют на три группы:
— северную (прионежскую) — на юго-западном побережье Онежского озера, с центром в селе Шёлтозеро;
— среднюю (оятскую) — в верхнем и среднем течении реки Оять, с центром в селе Винницы;
— южную — в глухих лесах на границе Ленинградской и Вологодской областей, с центром в селе Шугозеро.

Деревня Тервеничи относится к оятской группе вепсских деревень.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Вепсский язык очень похож на финский. «Здравствуйте» по-вепсски будет «Tervhen».

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Очень интересна культура вепсов. Здесь христианство тесно переплетается и с местными древними языческими верованиями и с традиционными русскими обрядами, причём обычаи эти сохраняются до сих пор (вспомним, например, «Святой камень» неподалёку от деревни Чурручей).

В наши дни, конечно, эти традиции постепенно уходят в прошлое, но в отдалённых вепсских деревнях вера в них всё ещё достаточно сильна. Например вепсы верят, что всё окружающее их пространство от дома до леса населено различными духами, добрыми и злыми, с которыми необходимо жить в мире и согласии. Есть хозяин избы — Пертинижанд и его жена — Пертинемаг, есть хозяин леса — Мецижанд, есть дух воды — Ведегейне.

В былые времена любой вепс с детства знал различные магические обряды на случай встречи с каждым из духов.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Очень важной частью вепсской культуры являются национальные куклы-обереги, сопровождающие деревенских жителей в течение всей их жизни. Обычаи создания тряпичных кукол до сих пор сохраняются на всей территории Русского Севера, например их легко можно встретить в поморских деревнях на берегах Белого моря.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Традиционная вепсская выпечка — калитки с картофелем или кашей. Такие открытые пирожки также очень популярны в Карелии и Финляндии.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Ещё одна важная черта вепсской жизни — украшенные вышивкой полотенца. В прошлом каждая вепсская девушка начинала ткать их с детского возраста. Большинство полотенец служило исключительно декоративной роли — ими украшали стены, окна, иконы и не использовали в быту.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

В прошлом вепсы всегда жили большими семьями, по 3-4 поколения в каждой. Жизнью такой семьи руководил её глава — старейший мужчина, дед или отец — ижанд. Его жена — емаг — ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

До 1917 года вепсов официально называли чудью (хотя существует и другое значение этого термина: в более широком плане чудь — собирательное название древних финно-угорских народов, населявших северо-восток Европы). Как бы там ни было, именно от чуди происходит название Чудского озера и, возможно, города Чудово.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

На окраине деревни стоит Покрово-Тервенический женский монастырь — один из самых молодых в России. Обитель появилась в 1991 году. Когда-то на этом месте существовала приходская церковь, разрушенная в советские времена.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Неподалёку от дороги, ведущей из Алёховщины к трассе «Кола» вдоль Ояти, стоит деревня Акулова Гора. Некогда здесь находилась усадьба русского художника Василия Поленова. До наших дней сохранился парк со старым прудом и кедровой рощей.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

В 2004 году на месте бывшего усадебного дома была построена деревянная церковь Василия Великого. На мой взгляд, это — один из самых красивых храмов, построенных в наше время: архитектурные традиции выдержаны идеально — именно так строили церкви в старые времена. Чудесное место!

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Ещё один женский монастырь, расположенный в этих краях — Введено-Оятский. Этой обители, по меньшей мере, — 600 лет.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

Последняя точка, которую мы посетили в этот день, — деревня Сторожно, стоящая на берегу Ладожского озера. Здесь находится Стороженский маяк. Его высота — 71 метр, и он занимает седьмое место в списке самых высоких «традиционных» маяков мира. Стороженский маяк всего на метр выше своего брата-близнеца — Осиновецкого маяка, который, в свою очередь, занимает девятую строчку в списке.

В хорошую погоду свет каждого из маяков виден примерно за сорок километров.

Открывая Ленобласть. Четвёртый выезд. Третий день

За сим четвёртый выезд в рамках проекта «Открывая Ленобласть» можно считать закрытым. Отдельный раздел, посвящённый этому путешествию, можно посмотреть по ссылке — https://kezling.ru/travels/open-lo-4/. Всем спасибо, было классно!

Не переключайтесь!

* * *

Авторы проекта «Открывая Ленобласть»: газета Metro и Сообщество питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнёр: Сбербанк
Инновационные партнёры: Технопарк «Политехнический» и Motionpix 
Телеком-партнёр: компания МТС
Официальные партнёры: Петровский автоцентр, компания Danone и web-студия PetrogradWeb
Информационные партнёры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, сообщество Наши походы

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Открывая Ленобласть. 4-й выезд»

17–19 июля 2018

Другие статьи про Вепсский лес

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 3 комментария, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Татьяна Прокофьева

Ты молодец, клевые местечки твои ебени)

Екатерина

Добрый день, Владимир. Меня зовут Екатерина. Хочу выразить благодарность за прекрасную статью и наглядные фото! Наша компания занимается разработкой информационно-туристских буклетов Ленинградской области. Можно ли использовать ваши авторские фотографии для буклета по Сельскому туризму Ленинградской области?

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
3
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x