История про последний день четвёртого выезда в рамках проекта «Открывая Ленобласть». Сегодня в программе: Центр возрождения ремёсел и музей жителей Приоятья в селе Алёховщина, музей вепсской культуры в деревне Тервеничи и ещё несколько интересных мест, которые мы посетили по пути домой.
После вояжа в отдалённые уголки Ленинградской области питерские блогеры прозвали меня «королём ебеней». Я, конечно, пытался сопротивляться: «Ну какие же это ебеня? Вот если бы мы в Рябов Конец съездили, или хотя бы в Нойдалу — тогда ладно, а так — ну несерьёзно, туда же даже на Феррари можно доехать...»
Без толку.
Утром, пока я перегонял машину с солнцепёка в тень, из уст в уста передавалась шутка: «Вова пошёл перепарковывать машину и по привычке уехал в ебеня».
Днём мы дружно по рации обоими экипажами распевали песню: «На три дня, на три дня, я уеду в ебеня».
Вечером на дежурные вопросы в рабочем чате в телеграме от волнующегося за нас Пашулия — «Ну вы где?», давался ожидаемый ответ: «В ебенях»...
Наверное, на этом можно было бы и закончить сегодняшнее повествование. Но я продолжу.
Итак, село Алёховщина. Находится на берегу реки Ояти. Я был здесь проездом осенью 2015 года и даже ночевал в местной чудо-гостинице.
В Алёховщине находится Центр возрождения ремёсел, в котором пытаются сохранить культуру традиционного народного творчества, в частности гончарного мастерства.
Оятские гончары известные ещё с XVIII века. Эти места издавна славились богатыми залежами высококачественной красной глины, поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Мастера производили вазы, посуду, черепицу и прочие изделия, которые возили потом на продажу в Санкт-Петербург и Финляндию. К концу XIX века в верховьях Ояти насчитывалось до двухсот гончарных мастерских, и отсюда в иной раз отправлялись целые речные караваны с керамикой — иногда сразу до 30 лодок. В советские годы в селе был создан цех керамических изделий. В 2004 году он сгорел.
В Центре возрождения ремёсел сейчас работает всего семеро мастеров. Здесь делают сувенирную продукцию, которая продаётся в окрестных музеях и монастырях, и проводят обучающие мастер-классы для детей, на которые регулярно приходит до шестидесяти человек.
Так выглядит процесс производства глиняного горшка. Раз.
Два.
Готово! Всё занимает не более трёх минут.
В дальнейшем этот горшок обожгут в печи при температуре 1100 градусов, после чего им можно будет пользоваться в хозяйстве.
В соседнем помещении готовые изделия расписывают.
Орнаменты рисуются жидко разведённой глиной, которую выдавливают на заготовки из специальной «груши».
Большая часть узоров состоит из простейших геометрических элементов, основанных на традиционных вепсских символах. Например, волна символизирует жизнь, цветы — вселенную.
Так выглядят готовые изделия.
А из таких деталек делают глиняные браслеты и бусы.
Напротив Центра возрождения ремёсел расположен музей жителей Приоятья.
Большая часть экспонатов — различные артефакты, собранные по домам местных жителей.
Деревянная резьба. Особый интерес вызывают: доска с двуглавым орлом и серпом и молотом и ложка-вилка-ножницы. Очень круто!
Музыкальный уголок.
Советское наследие.
Берега Ояти издавна были заселены вепсами — древним финно-угорским народом, каким-то чудом сохранившим в наш век всеобщей глобализации свои язык, культуру, обычаи и фольклор.
Для начала — вопрос на засыпку: кто из этих кукол русская, а кто — вепсянка?
Большинство ответит, что вепсянка — справа, а русская — слева. Это — неверно. Чистокровные вепсянки, также как и карелки, чаще всего были голубоглазыми.
Переместимся в деревню Тервеничи, стоящую на берегу Погостского озера в двадцати километрах от Алёховщины. Здесь находится музей вепсской культуры.
На сегодняшний день в России проживает всего около шести тысяч вепсов. Этнографически их разделяют на три группы:
— северную (прионежскую) — на юго-западном побережье Онежского озера, с центром в селе Шёлтозеро;
— среднюю (оятскую) — в верхнем и среднем течении реки Оять, с центром в селе Винницы;
— южную — в глухих лесах на границе Ленинградской и Вологодской областей, с центром в селе Шугозеро.
Деревня Тервеничи относится к оятской группе вепсских деревень.
Вепсский язык очень похож на финский. «Здравствуйте» по-вепсски будет «Tervhen».
Очень интересна культура вепсов. Здесь христианство тесно переплетается и с местными древними языческими верованиями и с традиционными русскими обрядами, причём обычаи эти сохраняются до сих пор (вспомним, например, «Святой камень» неподалёку от деревни Чурручей).
В наши дни, конечно, эти традиции постепенно уходят в прошлое, но в отдалённых вепсских деревнях вера в них всё ещё достаточно сильна. Например вепсы верят, что всё окружающее их пространство от дома до леса населено различными духами, добрыми и злыми, с которыми необходимо жить в мире и согласии. Есть хозяин избы — Пертинижанд и его жена — Пертинемаг, есть хозяин леса — Мецижанд, есть дух воды — Ведегейне.
В былые времена любой вепс с детства знал различные магические обряды на случай встречи с каждым из духов.
Очень важной частью вепсской культуры являются национальные куклы-обереги, сопровождающие деревенских жителей в течение всей их жизни. Обычаи создания тряпичных кукол до сих пор сохраняются на всей территории Русского Севера, например их легко можно встретить в поморских деревнях на берегах Белого моря.
Традиционная вепсская выпечка — калитки с картофелем или кашей. Такие открытые пирожки также очень популярны в Карелии и Финляндии.
Ещё одна важная черта вепсской жизни — украшенные вышивкой полотенца. В прошлом каждая вепсская девушка начинала ткать их с детского возраста. Большинство полотенец служило исключительно декоративной роли — ими украшали стены, окна, иконы и не использовали в быту.
В прошлом вепсы всегда жили большими семьями, по 3-4 поколения в каждой. Жизнью такой семьи руководил её глава — старейший мужчина, дед или отец — ижанд. Его жена — емаг — ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.
До 1917 года вепсов официально называли чудью (хотя существует и другое значение этого термина: в более широком плане чудь — собирательное название древних финно-угорских народов, населявших северо-восток Европы). Как бы там ни было, именно от чуди происходит название Чудского озера и, возможно, города Чудово.
На окраине деревни стоит Покрово-Тервенический женский монастырь — один из самых молодых в России. Обитель появилась в 1991 году. Когда-то на этом месте существовала приходская церковь, разрушенная в советские времена.
Неподалёку от дороги, ведущей из Алёховщины к трассе «Кола» вдоль Ояти, стоит деревня Акулова Гора. Некогда здесь находилась усадьба русского художника Василия Поленова. До наших дней сохранился парк со старым прудом и кедровой рощей.
В 2004 году на месте бывшего усадебного дома была построена деревянная церковь Василия Великого. На мой взгляд, это — один из самых красивых храмов, построенных в наше время: архитектурные традиции выдержаны идеально — именно так строили церкви в старые времена. Чудесное место!
Ещё один женский монастырь, расположенный в этих краях — Введено-Оятский. Этой обители, по меньшей мере, — 600 лет.
Последняя точка, которую мы посетили в этот день, — деревня Сторожно, стоящая на берегу Ладожского озера. Здесь находится Стороженский маяк. Его высота — 71 метр, и он занимает седьмое место в списке самых высоких «традиционных» маяков мира. Стороженский маяк всего на метр выше своего брата-близнеца — Осиновецкого маяка, который, в свою очередь, занимает девятую строчку в списке.
В хорошую погоду свет каждого из маяков виден примерно за сорок километров.
За сим четвёртый выезд в рамках проекта «Открывая Ленобласть» можно считать закрытым. Отдельный раздел, посвящённый этому путешествию, можно посмотреть по ссылке — https://kezling.ru/travels/open-lo-4/. Всем спасибо, было классно!
Не переключайтесь!
* * *
Авторы проекта «Открывая Ленобласть»: газета Metro и Сообщество питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнёр: Сбербанк
Инновационные партнёры: Технопарк «Политехнический» и Motionpix
Телеком-партнёр: компания МТС
Официальные партнёры: Петровский автоцентр, компания Danone и web-студия PetrogradWeb
Информационные партнёры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области, сообщество Наши походы
Ты молодец, клевые местечки твои ебени)
Добрый день, Владимир. Меня зовут Екатерина. Хочу выразить благодарность за прекрасную статью и наглядные фото! Наша компания занимается разработкой информационно-туристских буклетов Ленинградской области. Можно ли использовать ваши авторские фотографии для буклета по Сельскому туризму Ленинградской области?
Здравствуйте, свяжитесь со мной по почте: vladimir@kezling.ru