Опубликовано: 27 января 2017 | 18:00 | 2 комментария

Путешествия / Российская Федерация / Ленинградская область

Выходные «как раньше». История про Дорогу жизни

Все репортажи из этого путешествия:

1. Выходные «как раньше». История про Дорогу жизни
2. Выходные «как раньше». История про Ладогу

Прошлый уикенд я провёл на даче в Борисовой Гриве — почти как в былые времена, когда мы с друзьями так чуть ли не каждые выходные проводили. Сейчас, конечно, — всё по-другому, но этот факт не помешал нам неожиданно собраться маленькой тёплой компанией, закупиться свежим мясом, молодым сыром и грузинским вином и ещё до обеда в пятницу сбежать из шумного мегаполиса в тихую заснеженную садоводческую глушь.

Вино, правда, мы за три дня так и не выпили — стареем потихоньку (ну или просто научились видеть жизнь живописной и без алкоголя). Зато у меня в багажнике традиционно оказались фотоаппарат и штатив, поэтому, отужинав свежеприготовленным шашлыком, мы, прямо как в молодости, решили прокатиться по ночной Дороге жизни. Было тепло и ясно, где-то наверху еле видно мерцали далёкие звёзды, правда иногда прячущиеся за густыми облаками, которые то появлялись из ниоткуда, перекрывая большую часть неба, то так же неожиданно куда-то исчезали.

Свой сегодняшний очерк я публикую в 74-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, и посвящаю его всем жителям моего города.

Дорога жизни — многогранный термин, священный для каждого петербуржца.

В узком смысле, это — ледовая трасса, связывавшая в зимние месяцы 1941–1943 годов осаждённый Ленинград с Большой землёй, неоккупированной частью СССР. Эта зимняя переправа длиной в 30 километров имела официальное название — «Военно-автомобильная дорога №101» — и действовала две первых блокадных зимы.

Если смотреть шире, то под Дорогой жизни понимают целую сеть сухопутных, водных и ледовых путей, по которым было организовано снабжение города во время блокады, а так же производилась эвакуация его жителей. Это был сложный, состоявший из разных звеньев инженерный механизм, в самые тяжёлые месяцы осады Ленинграда растянувшийся более чем на 350 километров от Ржевского коридора, что на западной окраине города, до железнодорожной станции Заборье, расположенной далеко на востоке Ленинградской области.

Дорога жизни была единственным путём, по которому в город доставлялись продовольствие, подкрепление и боеприпасы, а из города вывозилось мирное население. Всего за время блокады по этой транспортной артерии было эвакуировано более 1,3 миллиона человек, более 500 тысяч из которых было вывезено по ледовой трассе в первую блокадную зиму.

Сегодня «Дорога жизни» — официальное название автодороги А128 «Санкт-Петербург — Морье». Во времена Второй мировой войны это был один из автомобильных участков дороги от западной границы Ленинграда до восточного берега Ладожского озера, где летом располагался порт, а зимой начиналась 30-километровая ледовая переправа.

Именно на этой автодороге и находится сегодня деревня Борисова грива, где я провёл всё своё детство. Кроме этого, все мои бабушки и дедушки — блокадники. Все они прошли через голод, бомбёжки и другие ужасы окружённого Ленинграда и были в разное время вывезены на Большую землю как раз по Дороге жизни. Мой прадед вообще работал там водителем — ежедневно он доставлял муку в осаждённый город, пока не умер от голода в 1942 году. В общем, история Дороги жизни толстыми нитками вшита в историю моей семьи...

Борисова Грива

Когда в 1960-х годах советское правительство взяло курс на увековечивание памяти о Второй Мировой войне, вокруг Ленинграда появился целый комплекс мемориальных сооружений, посвящённый обороне города в 1941–1944 годах — «Зелёный пояс Славы». Некоторые из этих монументов были установлены вдоль Дороги жизни на участке между городом и восточным берегом Ладожского озера. Про них мы сегодня с вами и поговорим.

Первый монумент на сегодняшней Дороге жизни — памятник регулировщице. Начиная с конца ноября 1941 года на всём протяжении ледовой переправы через каждые несколько сотен метров круглосуточно несли вахту девушки и женщины, указывавшие водителям дорогу. Ежедневно в любую погоду и под постоянными обстрелами вражеской авиации они несли свою вахту: днём — с красными флажками, ночью — с зажжёнными керосиновыми лампами.

Дорога жизни

Раньше этот монумент стоял в самом начале Дороги жизни, рядом с железнодорожным переездом у станции Ржевка. Теперь на том месте циклопическая развязка, а вместо старой автодороги — четырёхполосное скоростное шоссе, построенное в начале 2000-х годов. Оригинальный памятник регулировщице был утрачен при его строительстве.

В наши дни памятник восстановили на новом месте - рядом с первым мемориальным километровым столбом на Дороге жизни. Всего их от Санкт-Петербурга до мыса Осиновец — 46, включая столб на нулевом километре.

Дорога жизни

Следующий монумент — «Цветок жизни». Этот мемориал, посвящённый детям-блокадникам, расположен на третьем километре современной трассы.

Дорога жизни

Центр композиции — большая бетонная ромашка с простыми словами — «Пусть всегда будет солнце». Такое обыкновенное, но очень правильное по своей сути пожелание — чтобы над головой было мирное небо.

Удивительно, но в наши дни смысл памяти о войне очень сильно исказился: все эти странные наклейки на автомобилях «1941–1945. Можем повторить» и прочие проявления дебилизма — я не верю, что наши деды воевали за это!

Дорога жизни

Рядом с «Цветком жизни» — мемориальная берёзовая роща, в которой высажено ровно 900 деревьев. «Их столько, сколько дней суровых было» — именно так гласит установленная там мемориальная плита.

Хотя каждый, кто родился в Ленинграде, знает, что «900 блокадных дней и ночей» — всего лишь советский миф: на самом деле блокада длилась 872 дня, а в 1960-х годах цифру округлили, так красивее.

Дорога жизни

По другую сторону от «Цветка жизни» — траурный курган, на вершине которого под сенью молодых берёз — восемь гранитных плит, с увековеченными страницами дневника ленинградки Тани Савичевой. Почти вся её семья погибла в период с декабря 1941 по май 1942 года. Сама Таня умерла в эвакуации летом 1944 года в возрасте 14 лет.

Дорога жизни

Всего в дневнике было девять страниц (одну из них авторы мемориала зачем-то пропустили), на шести из которых указаны даты смерти Таниных родственников — мамы, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Эти строки, выведенные неуверенным детским почерком, — такой же страшный символ Второй мировой войны, как и концлагерь в Освенциме.

Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 часутра в 1942 г.

Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.

Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.

Савичевы умерли

Умерли все

Осталась одна Таня

Дорога жизни

Рядом с двенадцатым километровым столбом Дороги жизни находится сохранённый участок оригинальной трассы. В те времена это была обычная просёлочная грунтовая дорога.

Дорога жизни

В четырёх километрах далее — следующий монумент, «Катюша», символизирующий легендарную систему залпового огня. Когда-то на этом месте дислоцировались зенитные части, прикрывавшие Дорогу жизни.

Дорога жизни

Там где трасса выходит на берег Ладожского озера расположен самый известный монумент Дороги жизни — «Разорванное кольцо». Здесь, в одном из мест где начиналась ледовая переправа, установлены две железобетонные арки, общим весом более 30 тонн. Они символизируют кольцо блокады, а разрыв между ними — Дорогу жизни.

Ещё несколько лет назад это был уютный немного заросший мемориал. Для меня и моих друзей он был почти домашним — в молодости мы часто приезжали сюда ночью из Борисовой Гривы, и иногда даже залезали на одну из арок.

Теперь на месте былого «камерного» и уютного памятника — разгул номенклатурного официоза: деревья вокруг вырублены, территория мемориала облагорожена, а непосредственно под «Разорванным кольцом» устроен Вечный огонь. От былого уюта не осталось и следа, зато иностранных туристов привозят целыми группами.

Дорога жизни

Крайняя точка сухопутного участка Дороги жизни — мыс Осиновец. Отсюда и дальше на север — до самого устья реки Морье — во времена войны располагался крупный транспортный узел, включавший в себя порт и большую железнодорожную станцию. Сегодня на их месте — танковый полигон и военная часть.

На мысу в Осиновце стоит одноимённый 70-метровый маяк, занимающий 9 место в списке самых высоких «традиционных» маяков мира. Его лампа расположена на высоте 74 метров над уровнем Ладожского озера, а свет виден примерно за 40 километров. Во время войны маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни.

Это место так же знаменательно тем, что прямо у подножия маяка расположен огромный песчаный пляж, на котором я провёл несколько прекрасных юношеских лет. Тогда, когда собственных машин ещё не было и в помине, мы большой компанией парней и девчонок чуть ли не каждый день ездили сюда на электричке из Борисовой Гривы купаться.

Осиновецкий маяк

Сегодня — всё иначе.

Зато можно сорваться среди тёмной ночи, приехать на машине прямо на берег Ладожского озера, припарковаться под исполинскими соснами и долго-долго смотреть вдаль...

Дорога жизни

Туда, куда в неизвестность 76 лет назад отправлялись за мукой для осаждённого Ленинграда первые ГАЗ-АА, легендарные «Полуторки»...

Ладожское озеро

Как-нибудь я соберусь с силами и подготовлю подробный материал про Дорогу жизни. А на сегодня — всё.

Всех с праздником снятия блокады Ленинграда!

Believe to understand...

Понравился этот пост? Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке, вКонтакте или Твиттере — там публикуются анонсы всех постов.
Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS.

Ещё рекомендую подписатся на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени.

2 комментария

Отправить ответ

avatar
20000
Загрузить изображения
 
 
 
 
 
Загрузить аудио или видео
 
 
 
 
 
Татьяна

Спасибо за репортаж! Умеете Вы рассказывать! Торкнуло! :)

Алим

Спасибо Вам, Володя за этот репортаж. Грустно стало от того, что мало кто теперь вспоминает эти годы испытаний для ленинградцев. Как говорят: «Без прошлого нет будущего.» Низкий поклон этим мужественным людям. Вечная Слава и Вечная им Память.

wpDiscuz

Постоянный адрес страницы:

Структура: / / / / Выходные «как раньше». История про Дорогу жизни