18–19 апреля 2014

История про Морье или Весна идёт — весне дорогу reloaded

Опубликовано: 29 апреля 2014

Всю свою сознательную жизнь я очень трепетно отношусь к истории. Я всегда с интересом изучаю прошлое тех уголков нашей планеты, в которые меня периодически забрасывает судьба. В большинстве случаев прошлое это — очень насыщено. Мы редко над этим задумываемся, но даже самые обычные места, расположенные прямо напротив наших домов, где мы прожили всю свою жизнь, часто таят в себе немало интересных исторических фактов. Иногда достаточно просто внимательно посмотреть вокруг себя по сторонам, и знакомые до прожилок нам реки, луга и леса могут неожиданно открыться совершенно с другой стороны. Конечно, не всегда все очевидно, и, чтобы пазл окончательно сложился, необходимо немного пошевелить мозгами да покопаться в различных исторических источниках. И тогда увлечённому краеведу обязательно откроются интересные подробности о родных местах. Одну из таких историй я и расскажу вам сегодня.

У моей бабушки есть небольшой участок в большом садоводческом массиве рядом с деревней Борисова Грива (кому интересно — небольшая справка о названии деревни). Я провёл в этих местах немало счастливых лет в далёком детстве. Бываю я здесь и в наши дни. Раньше я как-то никогда не задумывался о прошлом этой земли. Впрочем, Борисова грива и не может похвастаться каким-то богатым историческим багажом.

Вот, например, фрагмент карты Санкт-Петербургской губернии 1909 года. На ней можно найти холм с названием Борисова грива, тянущийся с востока на запад километров на десять, но на существование самой деревни пока ещё нет никакого намёка. Хотя, учитывая что в 1909 году здесь уже существовала и железная дорога, проложенная сюда из Ириновки ещё в 1896 году, и стекольный завод, появившийся примерно в это же время, можно смело предположить, что топография на этой карте явно древнее 1909 года минимум лет эдак на пятнадцать. Пусть Борисовой гривы на этой карте нет, зато есть её соседи — Ириновка и Ваганово. Обе деревни — довольно старые. Первая из них — Ириновка — была обозначена ещё на составленной после взятия Кексгольма в 1580 году шведской карте Карельского перешейка под названием «Wiringsland». Древнейшее упоминание о Ваганово (в шведском написании — Vaganofva) встречается на карте Ингерманландии 1678 года.

Морье

Как мы выяснили чуть выше, Борисова Грива — намного моложе своих ближайших соседей. Своё место на карте она займёт лишь в 1914 году. А спустя всего 27 лет через все эти деревни к берегу Ладожского озера протянется легендарная «Дорога жизни» — единственная ниточка, связывающая блокадный Ленинград со всей страной. Современное асфальтовое шоссе повторяет её путь — от Ириновки через Борисову Гриву и Ваганово, и дальше по прямой к берегу Ладожского озера, на берегу которого путешественника ныне встречает монумент «Разорванное кольцо». Но всего сто лет назад путь к озеру пролегал совсем по другим местам — сразу после Ириновки дорога уходила на север к реке Морье, вдоль русла которой тянулась далее до самого берега Ладоги. Именно этот маршрут отображён на приложенной выше старой карте.

За прошедший век всё изменилось до неузнаваемости. Дорога, ведущая к реке Морье, давно заасфальтирована — сегодня это один из отрезков окружной трассы А120, некогда военной закрытой дороги, соединявшей в советские времена различные военные части, ощетинившимся кольцом защищавшие подступы к Санкт-Петербургу (хотя если уж мы говорим про времена Советского Союза, то — к Ленинграду). Её ещё называют «Бетонкой» — изначально она состояла из бетонных плит, которые должны были выдерживать тяжёлую военную технику. Последний же отрезок древней дороги — ведущий вдоль русла реки Морье — сегодня заброшен. Здесь можно встретить лишь немногочисленных рыбаков, собирающихся на речных порогах во время весеннего нереста, да любителей джипов и квадроциклов, периодически бросающих вызов российскому бездорожью.

Вот — фрагмент карты Ленинградской области 1990-х годов. На ней хорошо видно, как всё изменилось за прошедшие сто лет.

Морье

Итак, река Морье. Её длина — чуть больше сорока километров. Морье соединяет озеро Хепоярви, на берегу которого расположен старинный ингерманландский посёлок Токсово, с Ладогой. В прошлом по этой реке проходил речной торговый маршрут.

Вот литографическая копия уже упоминавшейся мной выше карты Карельского перешейка, созданной в 1580 году по указанию шведского полководца Понтуса Де ла Гарди после взятия им Кексгольма в ходе Ливонской войны. Слева внизу на этой карте — Нотебург (читай: Орешек), наверху — Ниен (ныне один из районов Санкт-Петербурга), справа — Кексгольм (читай: Приозерск). По центру в нижней части обозначены два озера, подписанные sjö (по-шведски — «озеро») и Tocksova sjö, в которых легко угадываются современные Хепоярви и Кавголовское озёра. Рядом с ними — деревня Tocksova, в которой есть «kyrkia» (кирха). Река, соединяющая «sjö» и «Laduga» (перевод, думаю, не требуется) — и есть Морье. Около её устья обозначена одноимённая деревня. Также на этой карте можно найти упоминаемую мной выше деревню Wiringsland (ныне — Ириновка), а ещё — Tattarsina (в конце XIX века — Татарщина, ныне — Коккорево), Lepsaris (Лепсари), Korkina (Коркино) и Lembala (Лемболово).

Литография с карты Карелии, составленной после взятия Кексгольма Понтусом Де ла Гарди

А теперь, как говорится, — слайды. Если летом река Морье иногда практически пересыхает, больше походя на небольшой ручей, то весной — она вполне полноводна.

Морье

Вдоль её берегов тянутся непроходимые лесные чащи, словно сошедшие со страниц древних русских сказок.

Морье

Мы начинаем свою прогулку по правому берегу реки. В самом начале пути расстановлены предупреждающие таблички — рядом находится танковый полигон.

МорьеМорье

Благодаря любителям внедорожной езды, которых я кратко упоминал чуть выше, большая часть дороги представляет из себя труднопроходимую грязевую кашу, преодолеть которую на неподготовленной технике невозможно.

Морье

Нам-то всё равно, сегодня мы гуляем пешком.

Морье

Дорога то петляет вдоль берега реки, то отдаляется от неё на несколько сотен метров. Чем ближе мы подходим к Ладожскому озеру — тем суше становится лес.

МорьеМорье

Если посмотреть внимательно, то можно заметить, что когда-то к строительству лесных дорог подходили намного серьёзнее чем сейчас — раньше с обеих сторон были устроены дренажные канавы, благодаря которым дорога должна была оставаться сухой. До наших дней вся эта система не сохранилась, поэтому сегодня значительные отрезки пути подтопляются во время весенней и осенней распутицы. Часть дороги вообще заросла молодыми деревьями и с трудом угадывается в лесной чаще.

Морье

Морье — настоящая северная река, тихая и неторопливая.

МорьеМорье

На каменистых перекатах хорошо заметен тёмно-бурый цвет её воды.

Морье

На берегу Ладожского озера рядом с устьем реки расположена большая военная часть. Она включает в себя танковый полигон и тянется вдоль ладожского побережья на добрые пять километров, до самого Осиновца.

МорьеМорье

По доброй постсоветской традиции военная часть уже прошла состояние агонии и вот-вот исчезнет.

Морье

Всё течёт, всё меняется. Когда-то рядом с военной частью существовала рыбацкая деревня Морье.

Морье

Информация о ней встречается и в более древних источниках, чем шведские карты конца XVI века. Например, если открыть «Писцовую книгу Водской пятины», составленную в 7008 году от сотворения мира (т.е. в 1500 году от рождества Христова) московским дьяком Дмитрием Китаевым, то там так и будет записано: «деревня Морья на реце на Морье у Ладожского озера».

В густой листве небольшой рощи прямо на берегу реки прячутся старые могильные кресты.

МорьеМорье

Рядом с деревней когда-то давно располагался стекольный завод. В 1844 году он уже обозначался на картах как «бывший». Во второй половине XIX века на его месте появился фарфоровый завод. Сегодня его сохранившиеся корпуса используются военными.

Напротив них грустно возвышается над соснами остов церкви Петра Афонского и Ольги Равноапостольной. Храм был построен а 1906 году по личному указу императора Николая II. Церковь была закрыта в 1930-х годах, позже в ней разместился военный склад — тоже ещё одна печальная характерная черта советской эпохи (вспомним типичный пример этого социалистического обычая — Старицу).

Морье

Сегодня деревня постепенно оживает. По берегам реки строятся новые дома. Старые постепенно уходят в небытие.

Морье

Конец дороги А128 «Санкт-Петербург — Морье» (той самой сухопутной «Дороги жизни»). От Санкт-Петербурга до посёлка Ладожское озеро она открыта для всех, а её последний пятикилометровый участок как раз проходит по территории военной части. Пробраться через её КПП на машине сложно, но при желании можно. Раньше было достаточно бутылки водки да пары пачек сигарет. Сегодня, говорят, всё стало строже. Я не проверял.

Морье

Вид с моста через реку Морье. До устья — пара сотен метров.

Морье

Ладожское озеро здесь пустынно.

Морье

В расположенных на его берегу лесных чащах в изобилии, словно грибы под белыми берёзками, прячутся никому не нужные кирпично-бетонные артефакты — осколки великой советской империи.

МорьеМорье

В обратный путь мы пойдём по левому берегу реки. Здесь тоже некогда существовала дорога. Как она выглядит сегодня — можно посмотреть в моём предыдущем фотоотчёте.

Морье

Вообще, места здесь очень живописные. Главное — уметь остановиться и всю эту красоту заметить.

МорьеМорье

Двухэтажные лягушки — верный признак наступившей весны.

Морье

А вот подозрительно довольный лягух, ни на что не реагирующий и лениво греющийся на тёплом апрельском солнце.

Морье

Залежи лягушачьей икры. Пройдёт месяц, и эта лужа будет заполнена тысячей головастиков.

Морье

А там и лето наступит. Осталось только его дождаться...

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Другие статьи про Борисову Гриву

Другие статьи про Ириновку

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 3 комментария, примите участие в обсуждении!

guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
3
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x