Прошлый уикенд я провёл на даче в Борисовой Гриве — почти как в былые времена, когда мы с друзьями так чуть ли не каждые выходные проводили. Сейчас, конечно, — всё по-другому, но этот факт не помешал нам неожиданно собраться маленькой тёплой компанией, закупиться свежим мясом, молодым сыром и грузинским вином и ещё до обеда в пятницу сбежать из шумного мегаполиса в тихую заснеженную садоводческую глушь.
Вино, правда, мы за три дня так и не выпили — стареем потихоньку (ну или просто научились видеть жизнь живописной и без алкоголя). Зато у меня в багажнике традиционно оказались фотоаппарат и штатив, поэтому, отужинав свежеприготовленным шашлыком, мы, прямо как в молодости, решили прокатиться по ночной Дороге жизни. Было тепло и ясно, где-то наверху еле видно мерцали далёкие звёзды, правда иногда прячущиеся за густыми облаками, которые то появлялись из ниоткуда, перекрывая большую часть неба, то так же неожиданно куда-то исчезали.
Свой сегодняшний очерк я публикую в 74-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, и посвящаю его всем жителям моего города.
Дорога жизни — многогранный термин, священный для каждого петербуржца.
В узком смысле, это — ледовая трасса, связывавшая в зимние месяцы 1941–1943 годов осаждённый Ленинград с Большой землёй, неоккупированной частью СССР. Эта зимняя переправа длиной в 30 километров имела официальное название — «Военно-автомобильная дорога № 101» — и действовала две первых блокадных зимы.
Если смотреть шире, то под Дорогой жизни понимают целую сеть сухопутных, водных и ледовых путей, по которым было организовано снабжение города во время блокады, а так же производилась эвакуация его жителей. Это был сложный, состоявший из разных звеньев инженерный механизм, в самые тяжёлые месяцы осады Ленинграда растянувшийся более чем на 350 километров от Ржевского коридора, что на западной окраине города, до железнодорожных станций Подборовье и Заборье, расположенной далеко на востоке Ленинградской области.
Дорога жизни была единственным путём, по которому в город доставлялись продовольствие, подкрепление и боеприпасы, а из города вывозилось мирное население. Всего за время блокады по этой транспортной артерии было эвакуировано более 1,3 миллиона человек, более 500 тысяч из которых было вывезено по ледовой трассе в первую блокадную зиму.
Сегодня «Дорога жизни» — официальное название автодороги А128 «Санкт-Петербург — Морье». Во времена Второй мировой войны это был один из автомобильных участков дороги от западной границы Ленинграда до восточного берега Ладожского озера, где летом располагался порт, а зимой начиналась 30-километровая ледовая переправа.
Именно на этой автодороге и находится сегодня деревня Борисова грива, где я провёл всё своё детство. Кроме этого, все мои бабушки и дедушки — блокадники. Все они прошли через голод, бомбёжки и другие ужасы окружённого Ленинграда и были в разное время вывезены на Большую землю как раз по Дороге жизни. Мой прадед вообще работал там водителем — ежедневно он доставлял муку в осаждённый город, пока не умер от голода в 1942 году. В общем, история Дороги жизни толстыми нитками вшита в историю моей семьи...
Когда в 1960-х годах советское правительство взяло курс на увековечивание памяти о Второй Мировой войне, вокруг Ленинграда появился целый комплекс мемориальных сооружений, посвящённый обороне города в 1941–1944 годах — «Зелёный пояс Славы». Некоторые из этих монументов были установлены вдоль Дороги жизни на участке между городом и восточным берегом Ладожского озера. Про них мы сегодня с вами и поговорим.
Первый монумент на сегодняшней Дороге жизни — памятник регулировщице. Начиная с конца ноября 1941 года на всём протяжении ледовой переправы через каждые несколько сотен метров круглосуточно несли вахту девушки и женщины, указывавшие водителям дорогу. Ежедневно в любую погоду и под постоянными обстрелами вражеской авиации они несли свою вахту: днём — с красными флажками, ночью — с зажжёнными керосиновыми лампами.
Раньше этот монумент стоял в самом начале Дороги жизни, рядом с железнодорожным переездом у станции Ржевка. Теперь на том месте циклопическая развязка, а вместо старой автодороги — четырёхполосное скоростное шоссе, построенное в начале 2000-х годов. Оригинальный памятник регулировщице был утрачен при его строительстве.
В наши дни памятник восстановили на новом месте - рядом с первым мемориальным километровым столбом на Дороге жизни. Всего их от Санкт-Петербурга до мыса Осиновец — 46, включая столб на нулевом километре.
Следующий монумент — «Цветок жизни». Этот мемориал, посвящённый детям-блокадникам, расположен на третьем километре современной трассы.
Центр композиции — большая бетонная ромашка с простыми словами — «Пусть всегда будет солнце». Такое обыкновенное, но очень правильное по своей сути пожелание — чтобы над головой было мирное небо.
Удивительно, но в наши дни смысл памяти о войне очень сильно исказился: все эти странные наклейки на автомобилях «1941–1945. Можем повторить» и прочие проявления дебилизма — я не верю, что наши деды воевали за это!
Рядом с «Цветком жизни» — мемориальная берёзовая роща, в которой высажено ровно 900 деревьев. «Их столько, сколько дней суровых было» — именно так гласит установленная там мемориальная плита.
Хотя каждый, кто родился в Ленинграде, знает, что «900 блокадных дней и ночей» — всего лишь советский миф: на самом деле блокада длилась 872 дня, а в 1960-х годах цифру округлили, так красивее.
По другую сторону от «Цветка жизни» — траурный курган, на вершине которого под сенью молодых берёз — восемь гранитных плит, с увековеченными страницами дневника ленинградки Тани Савичевой. Почти вся её семья погибла в период с декабря 1941 по май 1942 года. Сама Таня умерла в эвакуации летом 1944 года в возрасте 14 лет.
Всего в дневнике было девять страниц (одну из них авторы мемориала зачем-то пропустили), на шести из которых указаны даты смерти Таниных родственников — мамы, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Эти строки, выведенные неуверенным детским почерком, — такой же страшный символ Второй мировой войны, как и концлагерь в Освенциме.
Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 часутра в 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.
Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.
Савичевы умерли
Умерли все
Осталась одна Таня
Рядом с двенадцатым километровым столбом Дороги жизни находится сохранённый участок оригинальной трассы. В те времена это была обычная просёлочная грунтовая дорога.
В четырёх километрах далее — следующий монумент, «Катюша», символизирующий легендарную систему залпового огня. Когда-то на этом месте дислоцировались зенитные части, прикрывавшие Дорогу жизни.
Там где трасса выходит на берег Ладожского озера расположен самый известный монумент Дороги жизни — «Разорванное кольцо». Здесь, в одном из мест где начиналась ледовая переправа, установлены две железобетонные арки, общим весом более 30 тонн. Они символизируют кольцо блокады, а разрыв между ними — Дорогу жизни.
Ещё несколько лет назад это был уютный немного заросший мемориал. Для меня и моих друзей он был почти домашним — в молодости мы часто приезжали сюда ночью из Борисовой Гривы, и иногда даже залезали на одну из арок.
Теперь на месте былого «камерного» и уютного памятника — разгул номенклатурного официоза: деревья вокруг вырублены, территория мемориала облагорожена, а непосредственно под «Разорванным кольцом» устроен Вечный огонь. От былого уюта не осталось и следа, зато иностранных туристов привозят целыми группами.
Крайняя точка сухопутного участка Дороги жизни — мыс Осиновец. Отсюда и дальше на север — до самого устья реки Морье — во времена войны располагался крупный транспортный узел, включавший в себя порт и большую железнодорожную станцию. Сегодня на их месте — танковый полигон и военная часть.
На мысу в Осиновце стоит одноимённый 70-метровый маяк, занимающий 9 место в списке самых высоких «традиционных» маяков мира. Его лампа расположена на высоте 74 метров над уровнем Ладожского озера, а свет виден примерно за 40 километров. Во время войны маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни.
Это место так же знаменательно тем, что прямо у подножия маяка расположен огромный песчаный пляж, на котором я провёл несколько прекрасных юношеских лет. Тогда, когда собственных машин ещё не было и в помине, мы большой компанией парней и девчонок чуть ли не каждый день ездили сюда на электричке из Борисовой Гривы купаться.
Сегодня — всё иначе.
Зато можно сорваться среди тёмной ночи, приехать на машине прямо на берег Ладожского озера, припарковаться под исполинскими соснами и долго-долго смотреть вдаль...
Туда, куда в неизвестность 76 лет назад отправлялись за мукой для осаждённого Ленинграда первые ГАЗ-АА, легендарные «Полуторки»...
Как-нибудь я соберусь с силами и подготовлю подробный материал про Дорогу жизни. А на сегодня — всё.
Всех с праздником снятия блокады Ленинграда!
Не переключайтесь!
Продолжение: История про Ладогу
Спасибо за репортаж! Умеете Вы рассказывать! Торкнуло! :)
Спасибо Вам, Володя за этот репортаж. Грустно стало от того, что мало кто теперь вспоминает эти годы испытаний для ленинградцев. Как говорят: «Без прошлого нет будущего.» Низкий поклон этим мужественным людям. Вечная Слава и Вечная им Память.
Спасибо автору...возможно мы даже знакомы...все истории и рассказы про Борисову Гриву, Ладогу, все фотки как из моего детства двадцатилетней давности...пляжа у маяка правда давно нет