Опубликовано: 23 ноября 2017

На самом востоке Ленинградской области, там где начинаются Вологодские земли, расположен Вепсский лес. Этот загадочный и таинственный край издавна был заселён вепсами — древним финно-угорским народом, каким-то чудом сохранившим в наш век всеобщей глобализации свои язык, культуру, обычаи и фольклор. Здесь до сих пор живы предания о лесных духах, населяющих густые непролазные чащи, а воздух пропитан дохристианскими языческими верованиями. Здесь деревни наяву уходят в небытие, и часто непонятно — то ли в них ещё живёт кто-то, то ли всё — нежилая, то ли — вообще урочище. Здесь — дремучие леса. Здесь — порожистые реки. Здесь — топкие болота.

Всего триста километров от Санкт-Петербурга — и попадаешь в другой мир. Сегодня о нём знают лишь охотники и рыболовы, приезжащие сюда за добычей, да любители трофи-рейдов, которые проводились здесь до недавнего времени. Путешественники заезжают сюда редко и, если такое случается, сразу вызывают нездоровый интерес у местных жителей. Да и попасть-то сюда нелегко — большинство дорог, ведущих в гущу Вепсского леса, давно проезжи только для подготовленных внедорожников, а на некоторые без гусеничной техники — вообще лучше и не соваться. На обычной машине можно проехать лишь краешком, чуть-чуть прикоснувшись к этому волшебному краю. Но даже в этом случае — без чудес не обойдётся.

Осень в нашем северном краю — время ранних сумерек. В седьмом часу вечера уже темнеет, поэтому, чтобы успеть хоть что-то посмотреть, выезжать нужно пораньше.

На часах — начало шестого утра, а я уже вываливаюсь из дома. Впереди — долгий путь, сначала до Тихвина, потом — на Шугозеро, куда меня уже как-то заносила судьба, и дальше — к окраинам Вепсского леса.

Сказки вепсского леса

Извилистая грунтовка вьётся мимо недвижимых озёр. Вдоль их берегов стройными рядами золотятся берёзы — все равны, как на подбор. В общем, золотая осень во всей своей красе.

Сказки вепсского леса

Несмотря на то, что эти заповедные места издавна обжиты человеком, выглядят они, будто мы находимся где-то далеко-далеко в глуши, словно на многие километры вокруг нет ни дорог, ни посёлков. И если здесь, вдоль трассы, возникает такое ощущение, то как же тогда должны выглядеть действительно глухие участки Вепсского леса?

Сказки вепсского леса

Вепсы проживали здесь испокон веков. До 1917 года их официально именовали чудью.

Сказки вепсского леса

В советские времена шла целенаправленная борьба на искоренение малых народов, в паспортных службах сообщали: «Нет такой национальности!», и вписывали в паспорт «Национальность: русский». В школах детям запрещалось разговаривать на родном языке, это считалось некультурным. Всё это привело к тому, что многие малые народы вообще исчезли, другие — оказались на грани исчезновения.

На сегодняшний день в России проживает всего около шести тысяч вепсов. Этнографически их разделяют на три группы:
— северную (прионежскую) — на юго-западном побережье Онежского озера, с центром в селе Шёлтозеро;
— среднюю (оятскую) — в верхнем и среднем течении реки Оять, с центром в селе Винницы;
— южную — в глухих лесах на границе Ленинградской и Вологодской областей, с центром в селе Шугозеро.

Сказки вепсского леса

Большая часть Вепсского леса с 1990-х годов является особо охраняемой природной территорией, здесь устроен одноимённый природный парк.

Сказки вепсского леса

Найти что-нибудь про него в интернете — практически невозможно. И хотя у природного парка есть даже свой сайт, толку от него — как от козла молока. Чтобы разобраться что к чему, приходится cобирать информацию буквально по крупицам: что-то на форумах рыбаков и охотников, что-то у любителей трофи-рейдов, что-то у геокэшеров.

Природный парк «Вепсский лес» разбит на семь резерватов: «Ащозерский», «Вепсский лес», «Висячие озера», «Карбоновые отторженцы», Леринский, «Линзболото» и «Урья-Канжая». Они предназначены для сохранения местной природы и используются для научно-исследовательской работы. Ещё есть три экологических тропы, предназначенных для туризма: «Лукинская», «Харагинская» и «Святой камень». В ходе нашей поездки мы прошлись по всем трём.

Самая известная и популярная из троп — «Лукинская». Она находится в деревне Лукино, некогда процветавшей, а теперь почти полностью опустевшей. В начале тропы — свежий информационный стенд, инородным вкраплением блестящий на фоне старых покосившихся изб.

Сказки вепсского леса

Главная достопримечательность деревни Лукино — карстовый родник «Большой каскад». Есть у него и другое название — «Кипуны», этим словом часто обозначаются различные бурлящие источники, бьющие из под земли.

Сказки вепсского леса

К роднику из деревни ведёт склизкая размокшая тропа. Источник — очень мощный, каждую секунду из склона горы вытекает около 840 литров. Вода — гиброкабонатно-натриево-кальциевая. Её температура — 4,5 градуса.

Обычно любой мало-мальски значимый родник на территории России магическим образом превращается в православную святыню, а его вода начинает считаться святой. «Большой каскад» — удивительное исключение из этого правила.

Сказки вепсского леса

Мощь источника пытались использовать ещё в XIX веке, тогда на «Кипунах» стояли водяные мельницы, моловшие муку для всех окрестных деревень. В 1934 году на их месте было начато строительство Лукинской ГЭС, и уже через пару лет в деревне появилось электричество.

Сказки вепсского леса

В 1973 году ГЭС была закрыта. До наших дней от неё сохранились лишь ржавые трубы, поросшие мхом.

Сегодня рядом с источником расположен рыбопитомник, в котором в родниковой воде инкубируется икра форели. В дальнейшем подросших мальков перевозят в хозяйства на соседних озёрах — Пашозере и Харагинском.

Сказки вепсского леса

Наш путь лежит дальше по тропе.

Сказки вепсского леса

Официально деревня Лукино считается вепсской, однако местные жители утверждают, что испокон веков здесь проживали только русские.

Сказки вепсского леса

Ещё одна местная достопримечательность — дом-пряник. Ему — чуть больше ста лет (что по местным меркам — не так уж и много).

Состояние дома — плачевное: он выглядит явно заброшенным. Как известно, деревянные строения на Русском Севере — настолько же долговечны, насколько и капризны: пока в доме живут, он может без ремонта стоять столетиями, но стоит его покинуть — и буквально за несколько зим сруб может прогнить и разрушиться. В общем, сколько простоит этот дом без должного ухода — большой вопрос.

Сказки вепсского леса

Последняя точка на экологической тропе — камовый холм, с которого открывается вид на резерват «Урья-Канжая». Считается, что эти пейзажи должны напоминать предгорья Кавказа. Каким местом — непонятно, подозреваю что те, кто это писал на Кавказе никогда в своей жизни не были.

Сказки вепсского леса

Харагинское озеро. На одном его берегу расположена вепсская деревня Харагеничи, на другом — в лесной чаще — маленькая старинная часовня. Их соединяет ещё одна экологическая тропа — «Харагинская».

Альтернативный путь к часовне — на лодке через озеро. Местные жители периодически забрасывают на противоположный берег рыбаков и охотников, собирающихся на дальние озёра, поэтому договориться о заброске к часовне — не представляет труда. Обращаемся с нашей просьбой к первому встречному, и за скромное вознаграждение в пару сотен рублей он за двадцать минут перевозит нас через озеро на своей моторной лодке. Обратно мы решаем вернуться по экологической тропе.

Когда-то на берегах озера стояло несколько хуторов, которые были ликвидированы в советские времена. К сегодняшнему дню всё так заросло, что даже местные жители с уверенностью не смогут указать, где эти поселения находились раньше.

Сказки вепсского леса

В густой еловой роще, в нескольких километрах от урочища Миткичи, стоит Успенская часовня. Считается, что она была срублена в начале XIX века. Однако местные старожилы уверяют, что часовня эта — более древняя.

Внешне часовня совсем не примечательна: простой сруб без каких-либо изысков, крыша крытая рубероидом. Но, всё равно, находясь рядом с ней чувствуется какая-то теплота и забота, будто какой-то дух, очень древний и добрый, обитает в этой роще.

Согласно легендам, место, где стоит часовня, считалось священным испокон веков. Здесь было запрещено рубить деревья, ломать сучья и заготавливать бересту. Такие «Святые рощи» — довольно распространённое явление на северо-западе России, они встречаются в Ленинградской, Вологодской и Архангельской областях, а также в Карелии. Места, где они расположены, почитались ещё в дохристианские времена — на них располагались языческие капища. В последующие века каждое из них отмечалось часовней или поклонным крестом.

Ручей, протекающий неподалёку от Успенской часовни, также считается святым. В него по завету бросают монетки и набирают воду для религиозных праздников.

Сказки вепсского леса

Рядом с часовней расположено кладбище: старые едва заметные захоронения да покосившиеся кресты. Считается, что изначально здесь хоронили только детей, поэтому большая часть могил — совсем крошечные. Жутковатое место.

Сказки вепсского леса

Позже, во времена Великой отечественной войны, здесь начали хоронить и взрослых.

Сказки вепсского леса

Как я уже говорил, от Успенской часовни к деревне Харагеничи, проходит оборудованная экологическая тропа «Харагинская». Точнее должна проходить — информация о ней размещена как на сайте природного парка, так и на большом щите, установленном в Харагеничах.

На самом деле никакой оборудованной тропы здесь нет и в помине — есть старая, размытая дорога, которая заросла настолько, что местами просто теряется в лесу.

Сказки вепсского леса

Пока мы шли по ней, пару раз натурально заблудились. То ли просто с пути сбились, то ли леший решил нас запутать немного, но факт — чтобы найти нужное направление пришлось включать спутниковую навигацию. К слову, блуждать по местным лесным чащам можно бесконечно. А если верить некоторым СМИ, то здесь можно повстречать и снежного человека, и василиска, и даже летающего змея.

Сказки вепсского леса

Одно из моих любимых занятий в путешествиях по России — изучение досок объявлений. Один взгляд на них — и сразу всё понятно: что здесь происходит, кто и чем здесь живёт. Настоящая этнография!

Сказки вепсского леса

Последняя жилая деревня на этой дороге — Озровичи. Это — Тихвинский район Ленинградской области. А мы хотим попасть в деревню Хмелезеро, которая расположена уже в Лодейнопольском районе. От Озровичей до Хмелезера — всего каких-то 10 километров по прямой. Дорога вроде бы должна быть, но мы никак не можем её найти, все выезды из деревни заканчиваются непроходимыми лесными тропинками. Мобильной связи здесь нет, поэтому посмотреть информацию о дороге в интернете не получается.

На одной из развилок стоит старая Дэу Нексия, рядом с ней трутся какие-то рыбаки. Я к ним: мол, мужики, подскажите, как бы мне на Хмелезеро выехать? Рыбаки смотрят на меня стеклянными глазами, выдыхают облако какого-то невероятно едкого перегара, достают охотничьи ножи и начинают недвусмысленно меня окружать. Единственное, что меня спасает — они вусмерть пьяны, поэтому быстро прыгаю в машину и жму на газ. Фуф, пронесло...

Сказки вепсского леса

Так и не найдя нужную дорогу, мы решаем ехать в объезд. Вот они — особенности российской глубинки: расстояние между деревнями всего десять километров, буквально — рукой подать, но приходится ехать по грунтовой трассе через Шугозеро и Ганьково, а это — более 150 километров крюка.

Пока выбираемся — темнеет, в итоге решаем ехать в село Алёховщина — искать ночлег: если верить Яндексу — там должна быть гостиница. Приехали — звоним по телефону, никто не отвечает. Минут за десять нахожу в интернете адрес, приезжаем — там старый двухэтажный барак. Никаких вывесок нет, но дверь приоткрыта. Захожу — в прихожей развешены чьи-то трусы, бегают испуганные дети. Первая мысль — что зашёл в чей-то частный дом. Зову хозяйку, спрашиваю: это — гостиница? Да, гостиница. Есть одна четырёхместная комната, остальные заняты на постоянной основе то ли таджиками, то ли молдаванами. Цена — 300 рублей с человека в сутки. Правда все двери — без замков, даже не закрываются нормально. Ближайшая альтернатива — примерно в 50 километрах, и далеко не факт, что там — лучше.

Заселяемся. Перед тем как лечь спать, подкладываем под дверь одну из футболок, чтобы не спать с приоткрытой дверью. Ночь проходит спокойно.

Сказки вепсского леса

Когда-то село Алёховщина было известно производившейся здесь керамикой. В 2004 году гончарный завод, располагавшийся в двухэтажном деревянном здании, сгорел.

Вокруг — разруха, какие-то старые заброшенные то ли военные части, то ли трудовые лагеря.

Сказки вепсского леса

Мы едем вдоль реки Ояти в места исторического расселения оятских вепсов.

Сказки вепсского леса

Дороги здесь — все сплошь грунтовые.

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Но раньше и их не было — лишь леса, болота да порожистые реки. Есть даже старая пословица: «Въедешь на Оять, так и свету боле не видать».

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Берега Ояти — холмистые. С некоторых вершин открываются панорамные виды, за что этот край иногда называют «Вепсской Швейцарией». На фото — вид из деревни Лашково на деревню Ярославичи.

Это сейчас Ярославичи — единый населённый пункт, а до середины XX века здесь находилось сразу несколько деревень, объединённых вокруг старинного Никольского погоста, впервые упоминаемого ещё в новгородских писцовых книгах конца XV века.

Сказки вепсского леса

Неподалёку от Ярославичей расположен «Святой камень» — древнее вепсское святилище. Хотя «неподалёку» — понятие не совсем точное: путь туда и обратно займёт большую часть дня. Считается, что к святилищу проложена очередная оборудованная тропа, но всё это — очередная сказка.

Найти «Святой камень», не имея подробного описания как туда добраться, — задача не из простых. Нам известно примерно следующее: в Ярославичах нужно перебраться через Оять по подвесному мосту, далее — по хорошо различимой тропе дойти до деревни Холодный Ручей, потом — вдоль левого берега реки дойти до деревни Чурручей, там найти тропинку, уводящую из деревни в лес, и пройдя по ней пару-тройку километров, спуститься с высокого склона к ручью, на берегу которого и будет располагаться святыня.

Паркуем машину у подвесного моста в Ярославичах и отправляемся на поиски.

Сказки вепсского леса

Первая деревня на нашем пути — Холодный Ручей. На входе в деревню — остатки типичной северной ограды. В Карелии любят утверждать, что такие заборы — уникальны и встречаются только у них, хотя на самом деле география их распространения намного шире — от Аландских островов до Архангельской области.

Сказки вепсского леса

Своё название деревня, вероятнее всего, получила от большого родника, расположенного в самом её центре. Вода в нём — действительно очень холодная. И вкусная.

Сказки вепсского леса

В начале XX века в Холодном Ручье проживало около сорока человек.

Сказки вепсского леса

Теперь постоянных жителей — раз, два и обчёлся.

Сказки вепсского леса

Некоторые дома выкуплены дачниками из Санкт-Петербурга, которые приезжают сюда летом.

Сказки вепсского леса

Это — неплохо. Деревни, где дачников нет, постепенно вымирают. Если взглянуть на карту, то некогда обильно заселённый берег Ояти усеян обозначениями нежил. и ур.

Сказки вепсского леса

Оять в этих краях — неглубока. В некоторых местах летом реку можно перейти вброд. Самые отчаянные иногда шутрмуют её на подготовленных внедорожниках.

Сказки вепсского леса

Проходим через Холодный Ручей и идём в следующую деревню — Чурручей.

Раньше, пока все деревни были жилые, тропы между ними поддерживались в хорошем состоянии. Теперь ходить старыми дорогами некому, и они постепенно зарастают. Так если от Ярославичей до Холодного Ручья тропа хорошо различима, то дальше — уже совсем заросла. Чтобы не заблудиться, нужно придерживаться берега Ояти.

Сказки вепсского леса

В деревне Чурручей остался единственный постоянный житель — Геша, который вечно пьян. Остальные приезжают исключительно летом. Вдоль противоположного берега Ояти проходит дорога, где все оставляют машины и переправляются в деревню на лодках.

Сказки вепсского леса

Вымирание местных деревень началось ещё в 1930-х годах, когда начали образовываться первые колхозы. До этого времени вепсы жили большими семьями, по 3-4 поколения в каждой.

Жизнью такой большой семьи руководил её глава — старейший мужчина, дед или отец — ижанд (по-вепсски — ižand). Его жена — емаг (по-вепсски — emag) — ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду.

В основном жизнь вепсского крестьянина была связана с ведением сельского хозяйства: вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля, из технических культур — лён и хмель, из овощных — репу.

Животноводство играло подсобную роль. В хозяйстве обязательно имелась лошадь, пара-тройка коров, несколько овец. В зажиточных семьях могло быть несколько лошадей и до дюжины коров.

Сказки вепсского леса

Тропа от Чурручья к «Святому камню» уводит вглубь леса. Она никак не обозначена, поэтому обнаружить её с первого раза — непросто, но всё же можно.

Сказки вепсского леса

Вепсская культура известна своими языческими верованиями, которые сохранились здесь даже после прихода православия.

Вепсы верили, что повсюду их окружает живая сознательная сила, с которой нужно жить в мире и согласии. Лес в вепсской мифологии был одновременно и источником жизни, и обителью духов — злых и добрых.

Главным среди лесных обитателей был Мецижанд — хозяин леса. Его представляли в виде высокого мужчины, одетого в балахон и подпоясанного красным кушаком. Первым делом, придя в лес, вепсы приносили ему жертву. В лесу было нельзя сквернословить, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники — всё это могло рассердить «хозяина». На провинившихся леший напускал болезни, либо мог увести в чащу, откуда человек уже никогда бы не выбрался. С детства каждый вепс знал различные магические обряды на случай неожиданной встречи с Мецижандом.

Существовали в вепсской мифологии и другие духи. Например, хозяин избы (по-нашему — домовой) — Пертинижанд, или дух воды (по-нашему — водяной) — Ведегейне.

Сказки вепсского леса

Как и саамы, вепсы верили, что камни и скалы являются обителями разных духов, которые могут как вредить человеку, так и помогать ему. Поэтому у священных камней было принято оставлять небольшие приношения: полотенца, свечи, иконки, деньги.

Сказки вепсского леса

Упоминания «Святого камня» у деревни Чурручей встречаются ещё в XIX веке.

Сказки вепсского леса

С установлением советской власти святыня была забыта, однако с 1960-х годов к ней началась новая волна паломничества. Судя по количеству повязанных ленточек и установленных свечей, это место популярно и в наши дни.

Сказки вепсского леса

Даже на информационном стенде, установленном неподалёку администрацией природного парка, чёрным по белому написано (точная цитата): «Преобладающей религиозно-магической функцией поклонения «Святому камню» в наши дни становится охрана и защита членов семьи от болезней и жизненных неурядиц». Вот так-то!

Сказки вепсского леса

Сам по себе «Святой камень» является ярким примером пересечения язычества и православия. Культ подношений и задабриваний местных духов здесь плотно перекликается с христианской традицией — рядом со «Святым камнем» срублена небольшая часовенка.

Сказки вепсского леса

Сруб — новый, ему всего несколько лет. Часовня, стоявшая на этом месте ранее, сгорела в 1970-х годах.

Сказки вепсского леса

Здесь проходит граница ещё одного резервата «Вепсского леса» — «Висячие озёра». Висячими эти озёра названы из-за своего необычного каскадного расположения по отношению друг к другу. Считается, что если смотреть на них с высоты птичьего полёта, они будут похожи на вытянутые бусины, нанизанные на нитки ручьёв, соединяющих их с Оятью.

Осенью, во время нереста, по этим ручьям в озёра поднимается форель, которой нужна чистая родниковая вода для первых дней жизни мальков.

Сказки вепсского леса

Мы возвращаемся обратно.

Сказки вепсского леса

Родник в Холодном Ручье.

Сказки вепсского леса

Вечерняя панорама Ояти рядом с деревней Ярославичи

Сказки вепсского лесаЭто — панорама: её можно увеличить

Подвесной мост, соединяющий берега Ояти, — типичный атрибут не только вепсских деревень, но и всего региона. Например, такие же мосты можно встретить в Южной Карелии неподалёку от Олонца.

Сказки вепсского леса

Да, ударение в названии реки ставится на «я» — Оя́ть.

Сказки вепсского леса

Её длина — 266 километров. Оять впадает в Свирь.

Сказки вепсского леса

Культурным центром оятских вепсов считается село Винницы. Мы хотим там заночевать, а на следующий день прокатиться к верховьям Ояти. Но дозвониться до единственного в этих краях гостевого дома — не получается, разыскать его адрес даже с помощью местных жителей — тоже. Приходится ехать в ближайшую гостиницу — в Подпорожье.

В общем, как показывает практика, с жильём в Вепсском лесу дела обстоят не плохо, а очень плохо. А если быть точнее, то — никак.

Возвращаться из Подпорожья в Винницы — совсем не хочется, поэтому наутро мы решаем посмотреть деревянные церкви, расположенные на противоположном берегу Свири. Через них проходит кольцевой маршрут, начинающийся и заканчивающийся у Верхнесвирской ГЭС, известный среди геокэшеров под названием «Деревянное кольцо Подпорожья».

Сказки вепсского леса

Жемчужиной «Деревянного кольца» является церковь Святого Елисея. В большинстве источников она фигурирует как труднодоступная, хотя на самом деле от ближайшего дачного посёлка идти до неё — не более часа.

Церковь расположена на берегу озера Сидозера. Когда-то давно здесь находился одноимённый куст из двух расположенных по соседству деревень: Вавшуковской и Яковлевской. Место это — довольно древнее, первое упоминание о Сидозере относится к началу XVII века.

Деревня Вавшуковская, на территории которой и стоит храм, — теперь нежилая, на заросшем бурьяном поле — лишь пара покосившихся от времени домов, запертых на замки. Яковлевская находится на противоположном берегу озера, теперь на её месте — садоводство «Сидозеро».

На выезде из него можно припарковать машину, дальше — только пешком. Старая дорога, идущая вокруг озера от Яковлевской к Вавшуковской, теперь проезжа только для трактора. Идти — недалеко, всего — около двух километров. Вдалеке раздаётся стук колёс железнодорожных вагонов, сверху трещат провода высоковольтной линии, а вдалеке уже виден выглядывающий из-за кустов силуэт церкви Святого Елисея.

Сказки вепсского леса

Само по себе это место — потрясающе красивое. В течение нескольких лет я мечтал добраться сюда, наконец — сбылось.

Сказки вепсского леса

Церковь на берегу Сидозера появилась не случайно. Её уникальное посвящение — в честь ветхозаветного пророка Елисея — связано с тем, что храм строился на месте захоронения некоего монаха Елисея. Народное предание называло его иноком соседней Яблонской пустыни — небольшого монастыря, находившегося на Яблонском острове, посреди Свири. Сейчас на этом месте плещутся воды Подпорожского водохранилища.

Сказки вепсского леса

Церковь была построена в 1899 году на средства купца 2-й гильдии Александра Семёновича Андреева, торговавшего «ленточным и кружевным товаром» в Перинной линии Гостиного двора в Санкт-Петербурге. 30-летний купец денег не пожалел, поэтому по богатству декоративной отделки и качеству исполнения деталей построенный всего за два года храм выгодно отличался от аналогичных построек в соседних деревнях.

Сказки вепсского леса

В 1930-м году по решению советской власти церковь была закрыта. В 1960-х годах прекратила своё существование и деревня.

Сказки вепсского леса

С тех пор храм так и стоит, не зная ремонта. Церковь покосилась, но пока ещё держится.

Сказки вепсского леса

Внутри — запустение.

Сказки вепсского лесаСказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Сказки вепсского леса

Едем дальше по «Деревянному кольцу».

Сказки вепсского леса

Афанасьевская церковь в деревне Посад. XIX век.

Сказки вепсского леса

Церковь Николая Чудотворца в деревне Согиницы. XVII век.

Сказки вепсского леса

За сим на сегодня всё.

Сказки вепсского леса

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Другие статьи про Вепсский лес

Обсуждение статьи

Уже оставлено 6 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

6 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
azs

спасибо за рассказ. в свое время довелось побывать восточнее, уже в вологодской области, если по карте смотреть — ниже онеги, вот там тоже глушь

Юлия

Безумно интересная статья! Спасибо большое!

Кажется, что все это вот оно, рядом, никуда не денется. Но эти места настолько покинуты и труднодоступны, что через несколько десятков лет, Ваша статься будет одним из немногих исторических и ценнейших свидетельств.

Единственное спасение, будет создание доступной инфраструктуры и достойного туристского кластера для дальнейшей консервации и сохранения этих мест с помощью туризма. Будем надеяться)

Ирина

Спасибо за потрясающий репортаж! Собираемся в те места, очень интересно и полезно!!!

Сергей

Елисеевскую церковь на берегу Сидозера уже посмотреть не получится. В 2017-м её перевезли в Мандроги. Но зато там её полностью отреставрировали. Надо бы туда съездить, посмотреть...

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
6
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x