Золотое кольцо|16–21 июля 2011

Краткая история Залесской Руси или Откуду есть пошло Золотое кольцо

Опубликовано: 24 июля 2011

Сегодня я начинаю рассказывать про недавнюю поездку по городам Золотого кольца. Сегодня будет небольшой общий пост, где будет много текста и мало фотографий. А с завтрашнего дня я уже начну рассказывать непосредственно про города Залесской Руси.

Текст ниже я писал несколько дней назад, сидя в аэропорту Шереметьево и ожидая обратного рейса в Санкт-Петербург, поэтому он ещё наполнен несглаженными эмоциями.

Программа у нас получилась очень насыщенная — мы проехали от Москвы до Костромы и обратно, по пути посетив 12 древнерусских городов. Самым разумным вариантом было, конечно, поехать на машине прямо из Питера, но ввиду очень ограниченных временных рамок было решено лететь до Москвы, после чего арендовать машину в Шереметьево и в объезд московских пробок выбираться в сторону Владимира. Из Питера мы вылетали под противный ленинградский дождь, Москва же встретила нас слепящим глаза солнцем и июльским зноем. Маленький аэробус Аэрофлота, носящий имя первого космонавта, сажал второй пилот. Сели с первого раза, но потрясло нас изрядно.

После этого началась эпопея с получением автомобиля. Чтобы избежать каких-либо неприятностей с арендой автомобиля было решено брать машину в крупной международной компании. Выбор пал на уже проверенный в Европе Sixt. Российское представительство сработало на слабенькую троечку. Заранее узнав, что выдача машины в Шереметьево занимает в среднем около 40 минут (вопрос — почему, б***ь, так долго?), я договорился, что все бумаги будут подготовлены заранее — для этого я за 2 недели выслал им копии всех необходимых документов по электронной почте. Что-то неладное мы заподозрили ещё на подходе — у окошка в совершенно обескураженном виде стоял какой-то итальянец. Рядом на полу сидел его товарищ, в душе, наверное, проклинавший судьбу, забросившую его в эту нелепую страну водки и медведей. Итальянцы пытались получить 2 машины. Вместо этого им предлагали взять одну, но большую. Девушка-менеджер на ломаном английском пыталась им объяснить, почему возможен только такой вариант. С огромным трудом добившись всё-таки своего, они начали оформлять документы. К нашему приходу они потратили на получение автомобиля уже около 2 часов. Прошло ещё 40 минут, пока итальянцы, прокляв российское представительство Sixt, смогли, наконец, уехать.

Очередь дошла до нас. Началось всё с того, что вместо заказанного заранее Фольксвагена Поло нам подсунули Форд Фокус, сказав что мы ещё должны радоваться — типа повышение класса авто. Ругаться и требовать взамен что-нибудь другое не было ни сил, ни желания. Хрен с ним — пусть будет Фокус. Но это ещё цветочки. Ягодками оказалось то, что никакие документы не были подготовлены заранее. Ожидание затягивалось. Наконец, через два часа после того как мы радостные подошли к окошку Sixt, мы, уже не такие радостные, покинули аэропорт. После этого была ещё пара неприятных сюрпризов типа совершенно пустого бачка омывателя, и пару раз загоревшегося предупреждения о недостаточном уровне тормозной жидкости.

К слову Форд, не считая немощного пенсионерского мотора, меня порадовал. Я первый раз был за рулём Фокуса, к слову, давно уже ставшего своеобразным обязательным аксессуаром многочисленной армии различных менеджеров. И, на удивление, он меня не разочаровал.

Залесье

Навигатор предложил нам либо ехать под кирпич, либо ехать на Ленинградку, откуда через МКАД нам предстояло добраться до Щёлковского шоссе. Так как дорог вокруг Шереметьево я не знаю, пришлось принять его предложение. Удивило, что на МКАДе ограничение скорости — 100 километров в час, против 110 на питерском КАДе. При этом поток идёт относительно ровно и с очень небольшим превышением скорости. При съезде с МКАДа — нас ждал очередной сюрприз — вечные московские пробки, на толчею в которых нам пришлось потратить ещё пару часов. Наконец, оставив душную столицу позади, мы вырвались на оперативный простор. Дорога виляла между деревнями, навстречу нам пробегали воспетые поэтами и художниками бескрайние леса и поля.

Я всегда думал, что жёлтые колоски — это пшеница. Оказалось, что засеянные пшеницей поля — светло-зелёного цвета, а переливающаяся золотыми оттенками — это рожь.

Залесье

Расскажу немного про Золотое кольцо. Этот термин появился в 1960-х годах в одной из советских газет. Золотое кольцо включает в себя ряд сохранившихся городов Древней Руси, расположенных к северу-востоку от Москвы. Издавна эта местность, расположенная на огромной территории между Волгой и её крупнейшим правым притоком — Окой, была заселена угро-финскими племенами. Именно от них до наших дней дожили различные географические названия, инородными вкраплениями выглядящие на фоне названий русских городов.

Залесье

XII век ознаменовался приходом в эти земли славян с юга — Киев и окружающие его земли были разорены постоянными набегами половцев. Славянское население стало постепенно перебираться на север, здесь на окраине распавшейся на отдельные княжества Киевской Руси они были надёжно защищены от кочевников густыми непроходимыми лесами. Эти земли так и назывались — «залесскими». Таким образом, Залесьем или Залесской Русью назывались земли, находившиеся «за лесом» относительно Киева. Среди лесов располагалось множество плодородных земель, называемых «опольями». Так что у Залесья было и второе название — Ополье. Историки же обычно называют этот регион Северо-Восточной Русью; кроме неё в те времена существовали ещё Юго-Западная Русь с центром в Киеве, и Северо-Западная, состоявшая из Новгорода и Пскова.

Возвращаясь к опольям замечу, что основанный Юрием Долгоруким в XII веке Юрьев-Польской был назван так как раз, потому что располагался среди полей. Многим новым городам давались привычные названия уже существовавших в Киевской Руси городов — так, например, появился Переславль-Залесский. Приставка «залесский» указывала на то, что город располагался в Залесье, в противоположность Переяславлю-Южному, существовавшему уже в окрестностях Киева.

Залесье

Северо-Восточная Русь, сформировавшаяся к X веку пережила стремительный, но очень короткий подъём, который был прерван вторжением татаро-монгольских племён в XIII веке. Изначально главным городом Залесья был Ростов, соответственно эти земли назывались Ростовским княжеством. В XI веке столичные функции перешли сначала к Суздалю, а потом — к Владимиру. Так образовалось Ростово-Суздальское княжество, которое со временем переросло во Владимиро-Суздальское княжество, достигшее в XII веке пика своего величия. Северо-Восточная Русь существовала всего около 3 веков.

Это время было ознаменовано появлением собственной архитектурной школы, которая кардинально отличалась от уже существовавших новгородской и киевской. Основным отличием стала их белокаменность. Так же важным отличительным признаком стало отражение во внешней архитектуре храмов их внутренней структуры — полуколонны на фасадах стали соответствовать количеству нефов, а на уровне хоров появился пояс, богато украшенный каменной резьбой.

После взятия ханом Батыем Владимира в 1238 году владимиро-суздальская архитектурная школа была уничтожена. Русские мастера уводились в плен, поэтому на долгие годы строительство каменных зданий на Руси было прекращено. За годы татаро-монгольского ига Залесье пришло в упадок, и следующая страница русской истории уже писалась в Московском княжестве, которому и была передана эстафета власти.

Залесье

За 6 дней мы проехали около 1200 километров. Что из увиденного запомнилось?

Запомнился Суздаль — прекрасный тихий провинциальный городок, чудом не растерявший свой древнерусский шарм. Однако с наступлением темноты Суздаль в лучших традициях голливудских фильмов ужасов превращается в обитель вурдалаков. В одну из ночей ближе к утру прямо под окнами арендованного деревенского дома мы слушали целый концерт с элементами мордобоя и долгими выяснениями отношений, кто от кого уйдет, кто кто избил, и кто после этого на следующей день должен сесть в так любимый суздальцами Владимирский централ.

Запомнился Ростов — очень красивый и фотогеничный кремль, до прожилок знакомый нам по фильму «Иван Васильевич меняет профессию».

Запомнился Ярославль — невероятно чистый и по-европейски вылизанный город с красивейшей набережной.

В тех местах, где монастыри возвращаются РПЦ, делается всё, чтобы максимально закрыть любые интересные туристам объекты. Хотя зачем им туристы? Наши попы и так живут неплохо, не торопясь отказываться от земных радостей и разъезжая по монастырям в наглухо затонированных джипах.

Такая участь постигла Сергиев Посад, ставший резиденцией нашего патриарха. Несколько отстаёт от него в этом плане Ипатьевский монастырь в Костроме, где за пару лет закрыли для доступа всё что можно и где даже пукнуть нельзя без благословения.

На сегодня всё. С завтрашнего дня начинаю рассказывать непосредственно про города Золотого кольца. Всего я расскажу про 12 древнерусских городов, в которых мне удалось побывать: Юрьев-Польской, Боголюбово, Владимир, Суздаль, Кидекшу, Иваново, Кострому, Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский, Александров и Сергиев Посад. Про каждый из городов будет отдельный подробный рассказ. Ну и, как водится, будет ещё один бонусный репортаж про прекрасную базу отдыха, спрятавшуюся от посторонних глаз среди полей Владимирской области. Будет интересно!

Не переключайтесь!

Продолжение: Юрьев-Польский

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Золотое кольцо»

16–21 июля 2011

Обсуждение статьи

Комментариев пока нет, начните обсуждение!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x