Владимир несколько веков играл ключевую роль в истории Залесья, будучи столицей Северо-Восточной Руси начиная с середины XII века и до конца века XIV. Владимирские князья носили титул «великих», а город сохранял свой статус столицы русских земель даже во времена татаро-монгольского ига.
Владимир был основан в начале XII века — в 1108 году на высоком плато рядом с Клязьмой Владимир Мономах для защиты восточных границ Ростово-Суздальского княжества основывает крепость, которой даёт своё имя. Есть и альтернативная версия — что город был основан в 990 году Владимиром Красное Солнышко. Как бы там ни было, усиление города произошло именно во времена Владимира Мономаха — тогда город был основательно укреплён.
В середине XII века Андрей Боголюбский делает город столицей своего княжества, которое теперь называется Владимиро-Суздальским.
Город становится административным и культурным центром Северо-Восточной Руси. Позже именно сюда из разорённого Киева переносится резиденция русских митрополитов. Владимир играет одну из ключевых ролей в истории Руси вплоть до конца XIV века, пока великокняжеский и епископский престолы не были окончательно перенесены в Москву, а Владимирское княжество не перестало существовать, слившись с Московским.
В то время город носил название Владимир-Залесский, в отличие от Владимира-Волынского, основанного в IX веке в Киевской Руси.
Город вытянут вдоль высокого левого берега Клязьмы.
Основной архитектурной доминантой города является белокаменный Успенский собор, возведённый в XII веке на месте крепостных зданий, построенных Владимиром Мономахом.
Во времена постройки Успенский собор являлся крупнейшим каменным храмом на территории Руси, превосходя по размерам даже киевский Софийский собор. Изначально храм выглядел совсем по-другому — он был одноглавым, стены были украшены резными барельефами. Собор был значительно перестроен после пожара 1185 года — при восстановлении площадь собора увеличилась практически в 2 раза, по углам появились ещё 4 главы, сделавшие храм более торжественным и строгим.
На месте колокольни в XII веке располагались белокаменные ворота, являвшиеся входом в епископский и княжеский дворы. Позже вместо ворот была построена колокольня, долгое время остававшаяся деревянной; каменная появилась только в 1810 году. Полвека спустя между колокольней и Успенским собором была построена зимняя Георгиевская церковь.
В XV веке собор был расписан изнутри Андреем Рублёвым.
Рядом с Успенским собором на берегу Клязьмы расположено здание Присутственных мест, построенное в конце XVIII века — здесь располагались органы губернской администрации — суд, казначейство, полиция и другие учреждения.
Ещё чуть дальше расположен Рождественский монастырь — один из древнейших на территории Руси.
Не доходя до Рождественского монастыря стоит белокаменный Дмитриевский собор. Храм был построен в конце XII века — тогда здесь княжил Всеволод Большое Гнездо. Дмитриевский собор являлся придворным храмом, раньше он был окружён галереями с лестничными башнями, соединявшими его с княжеским дворцом.
Стены храма богато украшены белокаменной резьбой — всего на них присутствует около 600 барельефов, на которых изображены святые и различные животные.
Внутри сохранилось несколько фрагментов фресок XII века.
Рядом с Успенским собором разбит небольшой парк со смотровой площадкой, рядом с которой установлен памятник крестителям Владимирской земли — князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Фёдору.
Со смотровой площадки открывается вид на другой берег Клязьмы. Видно далеко.
А вот так выглядит сам город. Слева видно красное здание бывшей водонапорной башни — там расположен исторический музей; наверху так же имеется смотровая площадка.
Вид с водонапорной башни. Комплекс на переднем плане — храмы Спаса и Николы. На этом месте раньше располагался двор князя Андрея Боголюбского. Вдали на высокой гряде — архитектурный ансамбль Успенского собора. Именно на этой площадке Владимиром Мономахом и была построена крепость в начале XII века.
Успенский собор с колокольней в знойной июльской дымке.
Если посмотреть в другую сторону — то мы увидим церковь Вознесения, когда-то на этом месте располагался древний Вознесенский монастырь. Далее до самого горизонта видны бескрайние владимирские поля и леса. Где-то там находится и Георгиевский лес, в котором находится таинственное озеро — в него заколоченных живьём в гробах бросили убийц Андрея Боголюбского. Существует легенда, что их гробы до сих пор плавают по озеру, и иногда из них доносятся стоны.
Золотые ворота, когда-то они служили парадным въездом в окружённую фортификационными сооружениями часть города. Название ворот — очень символично: Золотые ворота стояли на въезде и в Константинополь, и в Киев. Таким образом появление таких же ворот во Владимире должно было подчёркивать великодержавные планы Андрея Боголюбского.
Всего в XII веке в город вело 5 ворот — Золотые, Серебряные, Медные, Иринины и Волжские.
Золотые ворота смогли сдержать натиск татаро-монгольского войска в 1238 году — тогда армии хана Батыя пришлось пробивать стену города в другом месте.
Отсюда же уходили в сторону Чудского озера дружина Александра Невского, чтобы сразиться с войсками ливонского ордена в Ледовом побоище. Отсюда же уходили на Куликово поле владимиро-суздальские полки в 1380.
По сторонам от Золотых ворот расположены старые земляные валы, которыми был окружён город по приказу Андрея Боголюбского. В те времена это были самые мощные фортификационные сооружения на Руси — их протяжённость была более 7 километров. Высота валов достигала 10 метров, на вершине располагались деревянные стены с башнями.
Во Владимире мы прогуляли до обеда. К этому времени погода испортилась, небо постепенно затягивало тёмными тучами, а где-то рядом слышались раскаты грома. Мы поспешили обратно в Суздаль — на знакомство с этим милым провинциальным городком мы и потратили остаток дня.
Не переключайтесь!
Продолжение: Суздаль