Новогодний нарратив|30 декабря 2011 — 6 января 2012

Босфор. Две крепости: Анадолу Хисары и Румели Хисары

Опубликовано: 10 марта 2012

В самом узком месте Босфора, там где его ширина составляет немногим более шестиста метров, на обоих берегах расположены две средневековые крепости. Обе были построены турецкими войсками, и обе сыграли не последнюю роль в захвате Константинополя. Крепости носят названия «Румели Хисары», что переводится буквально как «Римская крепость», и «Анадолу Хисары», что можно перевести как «Анатолийская крепость».

И если первая является довольно популярным туристическим местом, то вторая не избалована туристами, в частности из-за своего не очень удобного расположения. Мы добирались до неё от холма Чамлыджа на такси. 

Анадолу Хисары

Добравшись до крепости, и переплатив за такси раза в два больше, чем оно должно было стоить, мы были несколько разочарованы — оказалось, что до наших дней от крепости осталось буквально несколько укреплений и одна башня. В общем, осмотр занял у нас максимум минут пять.

Немного истории. Крепость была заложена на азиатском берегу Босфора в 1394 году по указу османского султана Баязида I, готовившего захват Константинополя. Местом строительства было выбрано устье небольшой реки Гёксу. Крепость должна была ограничить возможный подход войск на помощь умирающему Константинополю со стороны Чёрного моря , кроме того она хорошо защищала небольшую бухту, где обосновался турецкий флот.

Но, планируемый Баязидом I, захват Константинополя так и не был осуществлён: крепость не обеспечивала полного контроля над Босфором, кроме того как раз в это время началась война Османской империи с войсками Тамерлана. Как развивалась история дальше, я расскажу ниже.

Босфорские крепости

А пока — мы бегло осмотрели крепость и задались вопросом как нам попасть на противоположную сторону Босфора, где была расположена вторая крепость — Румели Хисары. Хотя рядом был расположен мост Султана Мехмеда Фатиха, но все таксисты отказывались ехать по нему практически за любые деньги.

Мы обратились за помощью к скучающей группе полицейских. Они моментально оживились и между ними завязался горячий спор — один утверждал, что можно доехать на автобусе, другой соглашался, но говорил что автобусная остановка в другой стороне, остальные трое что-то громко кричали на турецком. Спор продолжался минут десять — было видно, что полицейские уже забыли про наше присутствие. Наконец, один из них махнул нам рукой — мол, идите, это всё надолго.

Мы побрели в сторону моста в надежде найти автобус. По пути нам встретился рыбак, к которому мы обратились за помощью. Решение оказалось простым: за очень сносную цену он согласился доставить нас на другой берег на своём катере.

Босфорские крепости

На противоположной стороне Босфора — цель нашего путешествия, крепость Румели Хисары.

Босфорские крепости

Мост Султана Мехмеда Фатиха.

Босфорские крепости

А чуть в стороне — Босфорский мост, прячущийся в знойной полуденной дымке.

Босфорские крепости

Тему движения на Босфоре я уже поднимал — этот пролив является одним из самых загруженных морских путей. Пришлось проскакивать на маленьком катере между беспрерывно идущей колонной огромных кораблей. Честно, было страшновато смотреть на огромный многотонный корабль, злобно ревущий своим гудком и на всех парах идущий нам наперерез.

Босфорские крепости

Ну вот и европейская сторона. Доплыли, вроде.

Босфорские крепости

Румели Хисары

На входе в крепость охранники заставляют сдать висящий на рюкзаке штатив — мол «no professional photo». Да и ладно, отдохну немного от него.

Босфорские крепости

Крепость была построена в 1452 году султаном Мехмедом Фатихом, опять же во время подготовки к штурму Константинополя.

Босфорские крепости

Вместе с расположенной на другом берегу Анадолу Хисары, построенной пятидесятью годами ранее, крепость полностью перекрывала пролив — таким образом была решена проблема с подходом возможной поддержки Константинополю со стороны Чёрного моря. После окончания строительства у укрепления появилось ещё одно название — Богазкесен, что переводится как «Перерезанное горло».

Босфорские крепости

Строительство шло невероятно ударными темпами — крепость была полностью построена за 139 дней.

Босфорские крепости

В крепости три основных башни и тринадцать небольших наблюдательных.

Босфорские крепости

Самая высокая и мощная башня — северная, названная в честь храброго османского воина Сарыджи-паши. Её высота — 28 метров, а толщина стен — чуть более семи. Ранее внутри башни располагались деревянные бараки для гарнизона, небольшое водохранилище и мечеть, от которой осталась только небольшая часть минарета.

Босфорские крепостиБосфорские крепости

Гарнизон крепости состоял из четырёхсот янычаров, усиленных мощными пушками.

Босфорские крепости

Вид с крепостных стен на крепость Анадолу Хисары, расположенную на азиатском берегу.

Босфорские крепости

Через год после строительства крепости Мехмедом Фатих начал штурм византийской столицы. Что было далее — мы с вами прекрасно знаем...

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Новогодний нарратив»

30 декабря 2011 — 6 января 2012

Обсуждение статьи

Уже оставлено 2 комментария, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юрий Штейн

Повторяю,как фотографии,так историческая справка -высшего качества:понятно и ничего добавлять не нужно!

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
2
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x