Новогодний нарратив|30 декабря 2011 — 6 января 2012

Стамбул разносторонний

Опубликовано: 6 февраля 2012

Стамбул — невероятно разносторонний город, красивый и динамичный. Здесь одни из высочайших небоскрёбов Европы гармонично сочетаются с архитектурными изысками ушедших в небытие некогда великих империй. В средние века тогда ещё Константинополь был одним из богатейших и роскошнейших городов мира — не растерял он этот шарм и много веков спустя. Пока это лучший город, из тех в которых я бывал. Жить здесь я, конечно, не смог бы — слишком он крикливый и шумный для меня. Но для того, чтобы иногда съездить на пару дней погулять — самое то! Сегодня — большое лоскутное одеяло из стамбульских зарисовок, собранных в одном рассказе. Поехали.

Стамбул расположен на берегах Мраморного моря. Это почти Средиземноморье, только менее солёное.

Стамбул

На рейде, покачиваясь на мелкой ряби, перманентно стоят десятки судов, ожидающих своей очереди гордо преодолеть тридцать километров Босфора до Чёрного моря.

Стамбул

Прямые, словно стрелы, улицы, спускающиеся с холмов к морскому берегу наполнены запахами тины и гниения. Добавим к этому доносящиеся из многочисленных ресторанов, забегаловок и лавок различные съестные запахи — от жареной рыбы до тушёной капусты — и получим непередаваемую обонятельную какофонию, вызывающую смесь приступов голода с рвотными порывами.

Стамбул

Вдоль морского берега кучно стоят уютные рыбные рестораны, в которых можно вкусно поужинать, любуясь прячущимся в морских водах закатным солнцем. Здесь же рядом пришвартованы маленькие катера и яхты, предприимчивые владельцы которых за сходную цену готовы организовать увлекательную прогулку. Самый дальний катер с небольшой крытой площадкой на крыше — как раз тот, который мы арендовали вечером в первый день.

Вдалеке видна Азия.

Стамбул

Когда-то давно Стамбул был столицей великой Византийской империи. С тех времён прошли многие века, история успела покрыться толстым слоем бархатной пыли, но великие инженерные решения византийских архитекторов до сих пор вызывают уважение.

Например, акведук Валента, являвшийся некогда одной из важнейших водопроводных артерий Константинополя. Он был построен в конце IV века нашей эры и выполнял свою прямую роль вплоть до середины XIX века.

Стамбул

Другое дожившее до нас творение византийских мастеров — подземное водохранилище Базилика, расположенное недалеко от собора Святой Софии. Водохранилище, или по-римски «цистерна», служило запасником пресной воды на случай засухи или осады города.

Размеры цистерны — 145 на 65 метров, вместимость — 80 тысяч тонн воды.

Своды водохранилища поддерживаются 336 колоннами, взятыми из античных храмов и доставленными с разных концов Римской империи.

СтамбулСтамбул

У двух из колонн в основании находятся изображения Медузы Горгоны.

Стамбул

Рядом с Голубой мечетью и собором Святой Софии расположена вытянутая площадь. Во времена Византии здесь располагался ипподром, на тот момент одно из крупнейших подобных сооружений в мире — его трибуны вмещали до 100 тысяч человек. Сегодня остатки ипподрома спрятаны под несколькометровым культурным слоем.

Стоящие по центру обелиски тоже помнят времена величия Византийской империи.

Стамбул

На одной из оконечностей бывшего ипподрома расположен Немецкий фонтан - подарок германского кайзера Вильгельма II.

Стамбул

Турецкая полиция в центре Стамбула рассекает на очень оригинальных средствах передвижения, не знаю, правда, как они называются. Такие же я видел в Нетании.

Стамбул

В легкой дымке прячутся отделённые Босфором кварталы азиатской части города.

Стамбул

Но мы пока прогуливаемся по части европейской. Рядом с султанским дворцом Топкапы, о котором я расскажу в одном из следующих репортажей, сохранились типичные турецкие дома конца XIX века.

Стамбул

На этой же улочке расположилась мастерская одного из стамбульских художников.

Стамбул

Ради интереса зашли посмотреть. Оказалось очень концептуально.

Стамбул

Насилу смогли вырваться обратно, ничего не купив.

Стамбул

Через Босфор, являющийся границей между Европой и Азией перекинуто два моста. Ближний к историческому центру так и называется — Босфорским, второй, расположенный ближе к Чёрному мору, носит имя султана Мехмеда Фатиха, того самого, который в 1453 году завоевал Константинополь.

Стамбул

Ну что ж, пришло время совершить небольшую прогулку в Азию.

Стамбул

Лучший способ для этого — паром, являющийся неотъемлемой частью системы стамбульского общественного транспорта. На обоих берегах Босфора расположено с десяток терминалов. Между ними шустро бегают большие пассажирские корабли. Продолжительность поездки — около 10 минут. Стоимость — как в трамвае.

Мы воспользовались паромной линией Emınönü - Üsküdar‎.

Стамбул

Пока мы подплываем к азиатскому берегу, обернёмся назад и посмотрим на берег европейский. Слева видно вытянутое здание дворца Топкапы. Сразу за ним возвышаются минареты Айя-Софии и Голубой мечети. Справа — вход в бухту Золотой рог и Галатский мост.

Стамбул

Далее наш путь лежал на смотровую площадку Чамлыджа (в турецком написании Çamlıca) — это самый высокий холм в Стамбуле, что-то около 260 метров над уровнем Босфора. Чтобы добраться до холма пришлось взять такси от паромного терминала. Таксист, отвечавший на мой английский исключительно на немецком, на котором я кроме «дас ист фантастиш» и «штангенциркуль» с трудом смогу вспомнить ещё пару фраз, оказался ещё тем мудаком и хорошенько развёл нас на деньги. Ну не суть. Ехали сюда мы совсем за другим — чтобы насладиться прекрасным видом на Стамбул со стороны Азии.

Вдалеке можно разглядеть историческую часть города, когда-то там гордо стоял Константинополь.

Стамбул

Босфор отсюда кажется небольшой речушкой. А между тем его ширина в самом узком месте — более 600 метров.

Стамбул

Собственно, на переднем плане — Азия, на заднем — Европа.

Высокая чёрная башня — небоскрёб «Сапфир». Это — четвёртое по высоте здание Европы.

Стамбул

Босфорский мост. Расстояние между опорами — чуть больше километра, высота проезжей части — 64 метра над водой. Лиссабонский мост 25 апреля — на 11 метров выше.

Стамбул

А вот и второй мост - Султана Мехмеда Фатиха. По характеристикам он почти такой же как и Босфорский.

Стамбул

Вид с холма на восток.

Стамбул

Турки, как и многие другие нации, гордятся своим флагом — поэтому над берегами Босфора можно увидеть множество национальных стягов. Над холмом Чамлыджа тоже развевается огромное многометровое красное полотно. В России гордиться своими национальными символами почему-то не принято.

Стамбул

Но вернёмся обратно в Европу.

Стамбул

Галатский мост — перекинут через бухту Золотой рог.

Стамбул

Мост — двухэтажный. Сверху устроена проезжая часть, внизу — прогулочная зона с ресторанами.

Галатский мост является излюбленным местом стамбульских рыбаков.

Стамбул

С другой стороны от Золотого рога на небольшом возвышении шпилем в небо упирается Галатская башня. Раньше на этом месте находилось византийское укрепление, защищавшее вход в бухту. Башня была построена в середине XIV века генуэзцами, незадолго до захвата Константинополя турецкими войсками.

Сегодня Галатская башня — один из символов Стамбула. Наверху расположена смотровая площадка, виды с которой я покажу вам завтра.

Стамбул

Чуть в стороне от Галатской башни расположен стамбульский Арбат — улица Истикляль. Движение транспорта здесь запрещено и вся мостовая отдана во власть пешеходам. Плотные людские потоки представляют собой огромную живую реку, которая, кажется, не иссякает в любое время суток.

Стамбул

И вдруг неожиданно ровный гул голосов перекрикивает громкий трамвайный звонок. Посреди волн людского моря появляется старенький ретро-трамвай. Дребезжа на всю округу своими внутренностями, он, словно маленькое рыболовецкое судно, борющееся со штормом, метр за метром преодолевает хаотичные людские потоки.

Стамбул

Такой же стильный, маленький и гремящий на всю округу мы видели в Лиссабоне и в Порту.

Стамбул

Вообще, возвращаясь к теме стамбульского общественного транспорта, рискну заявить, что она по-европейски продуманна и удобна. Разобраться в ней можно минут за пять, и после этого начинаешь в ней легко ориентироваться. Главным средством передвижения является трамвайная линия. Маршрут всего один. Зато он соединяет станции метро со всеми главными достопримечатльностями центральной части города. Трамваи — кофмортные и быстрые. И, главное, ходят практически каждую минуту.

Стамбул

Ну и напоследок — в Стамбуле можно встретить довольно много вот таких клонов нашей родной «копейки». В начале я думал что это её праотец — 124-й Фиат. Но, как оказалось, это вовсе не детище Итальянской автомобильной фабрики Турина. Кто-нибудь угадает, что это за марка?

Стамбул

Завтра — красивые фотографии закатного Стамбула, снятые со смотровой площадки Галатской башни.

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Новогодний нарратив»

30 декабря 2011 — 6 января 2012

Другие статьи про Стамбул

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлен 1 комментарий, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей

Если не ошибаюсь, «клон» на последнем фото — это автомобиль турецкого производства по лицензии Фиата, если не изменяет память, Топаз. Ну или как-то так...Спасибо за чудесные репортажи! Вы — гениальный фотограф.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
1
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x