На одной из рижских окраин расположен интересный музей, в котором собрана довольно большая коллекция раритетных автомобилей. Небольшой такой локальный рай для мальчиков всех возрастов. В январе, оказавшись в Риге проездом по пути из Стамбула в Санкт-Петербург, мы решили его посетить. Сегодня — много фотографий с автомобилями: от раритетного Ford Model T до McLaren AM.
Музей был основан в 1989 году. Экспозиция занимает три этажа довольно большого здания.
История массового автомобилестроения началась в 1908 году, когда Генри Фордом был начат выпуск автомобиля Ford Model T. Машина была снабжена мотором, объёмом 2,9 литра и двухступенчатой коробкой передач с ножным приводом. При этом её стоимость была почти на треть ниже, чем у аналогичных автомобилей, выпускавшихся в то время.
Всего за время производства было выпущено более 15 миллионов подобных автомобилей.
Overland 45, 1911 год выпуска, США. В те времена компания занимала второе место по количеству проданных автомобилей после Ford.
Ещё одна легенда из прошлого — Rolls-Roys Phantom.
С 1925 года все автомобили марки украшаются фигуркой «Дух Экстаза» — это символическое изображение богини Ники.
Вообще, в 1930-х годах установка различных символичных фигур на капотах автомобилей практиковалась очень многими производителями.
Так, например, выглядели капоты первых Chevrolet.
Chevrolet Superior model F 1924 года выпуска и Chevrolet Master model DA 1934 года.
Renault 10 CV, 1928 год, Франция. Эти машины были одними из самых распространённых в Латвии до Второй мировой войны. Интересная конструктивная особенность — радиатор, расположенный между мотором и салоном.
Логотип тогда был простой.
В начале XX века в Российской империи тоже производились свои автомобили. Одной из марок был «Руссо-Балт». Эти автомобили выпускались с 1908 года на базе рижского Русско-Балтийского вагонного завода.
Машины, к слову, были неплохие. На порядок лучше вёдер, выпускающихся сегодня АвтоВАЗом.
Доживших до наших дней экземпляров практически не осталось. Один из немногих — восстановленная в 1970-х годах пожарная машина 1912 года выпуска.
Ford 10 и Ford V8 Deluxe Model 81 A (справа), 1938 год, Латвия. Эти модели производились латышским акционерным обществом «Vairogs» на пустующих мощностях Руссо-Балтийского завода в в 1930-х годах по лицензии Ford. V8 Deluxe имел 8 цилиндровый V-образный двигатель, развивавший 85 лошадиных сил.
Renault Viva Grand Sport, 1938 год, Латвия. Был рассчитан на 6 человек.
Packard Eight 1100, 1934 год, США. Packard выпускал машины высшего класса, использовавшиеся высшими лицами различных государств. На эти автомобили впервые в истории автомобилестроения в 1930-х годах стали устанавливать радиоприёмники. Представленная модель — самая маленькая и самая дешёвая из 1934 модельного года.
Кстати, Packard были очень популярны у чиновников в довоенном СССР.
Packard «Super Eight», 1937 год, США. Автомобиль был изготовлен по индивидуальному заказу для короля Румынии Карола II. Объём двигателя — 5,2 литра, мощность — 135 лошадиных сил.
А это уже отечественные разработки, правда до боли напоминающие показанные выше Packard. ЗИС 101, 1938 год, СССР.
На его базе в 1950-х годах был создан кабриолет ЗИС 110-B. На таких автомобилях в некоторых республиках СССР принимали военные парады.
ГАЗ 13 «Чайка», 1974 год, СССР — недосягаемая мечта любого советского гражданина. Представительский автомобиль изготавливался исключительно по спецзаказу высших органов власти Советского союза. Такие машины впервые в СССР комплектовались электрическими стеклоподъёмниками и гидромеханической коробкой передач с кнопочным управлением.
Zündapp S 500, 1930-е годы, Германия.
Steyr 220, 1938 год, Австрия. Автомобиль выпускался в 1938—1941 годах.
В 1932 году в Германии был образован автомобильный концерн «Auto Union», включивший в себя четыре компании: Audi, DKW, Horch, Wanderer. В качестве логотипа были выбраны четыре пересекающихся кольца, символизирующие четырёх указанных выше производителей. Horch позиционировались как автомобили премиум-класса, Audi и Wanderer относились к среднему классу, а DKW выпускал недорогие автомобили с двухтактными двигателями. До наших дней из квартета дожил только Audi, до сих пор использующий тот самый логотип.
Wanderer W240, 1935 год, Германия. На него ставились 6-цилиндровые верхнеклапанные двигатели, разработанные самим Фердинандом Порше. В те времена этот автомобиль был одним из основных конкурентов Merdedes-Benz.
Audi Front UW, 1934 год, Германия.
Легендарный Horch 951 A, 1939 год, Германия.
Спортивный BMW 328, 1939 год, Германия.
Ещё два представителя баварской автомобильной династии конца 1930-х годов — BMW 327 и BMW 326.
А это уже стройный ряд Mercedes-Benz 1930-х годов выпуска.
Первые автомобили ставшей в наше время легендарной марки с трёхлучевой звездой на логотипе сошли с конвейера в 1935 году. Тогда их девизом был: «Автомобиль для повседневных поездок и для каждого».
Самый интересный из представленных экземпляров — тёмно-красный Mercedes-Benz 380. Такие машины выпускали только по спецзаказу, при этом заказчик сам определял форму кузова. Всего было произведено 6 таких автомобилей.
Следующая часть экспозиции — гоночные экспонаты.
American La France, 1914, США. Прототип этого автомобиля был разработан Карлом Бенцем и Вильгельмом Майбахом в Германии в начале XX века специально для США. В 1910 году лицензия была продана американской компании American La France, которая и начала мелкосерийный выпуск этих автомобилей.
Интересно, что эти автомобили не допускались к гонкам в Европе, потому что европейские модели не могли с ними конкурировать.
Реплика гоночного Auto Union V16, Германия. Этот автомобиль был сконструирован в 1938 году для соревнований по горным трассам. Мощность — 520 лошадиных сил, расход топлива — 60 литров на 100 километров.
Aerodynamic Research Volkswagen, 1980 год, Германия — концепт, построенный для аэродинамических исследований, призванных изучить связь между формой автомобиля и расходом топлива. На него был установлен дизельный двигатель объёмом 2,4 литра, развивающий 175 лошадиных сил. Благодаря практически идеальной аэродинамике расход топлива на скорости 250 км/ч cоставлял всего 6 литров.
В 1980 году на этом автомобиле был установлен рекорд скорости для дизельных автомобилей — 362 км/ч.
Пионер 2М, 1961 год, СССР. Первый советский газотурбинный автомобиль. В 1963 году на нём был установлен мировой рекорд скорости — 311,5 км/ч.
ЕКЕ-1, 1952 год, Латвия. Этот смешной каплевидный мотоцикл с коляской был построен на базе BMW-R51 для установки мирового рекорда скорости: в 1954 год он развил скорость 207 км/ч, а через год — уже 222 км/ч.
Различные гоночные послевоенные мотоциклы.
Ну и, конечно, небольшая экспозиция посвящённая достижениям советского автопрома.
ЛуАЗ.
Запорожцы.
ВАЗ.
Москвич.
Москвичи выпускались одновременно на двух заводах — АЗЛК, расположенном в Москве, и ИЖ, расположенном в Ижевске.
Волги.
Ещё пара сохранившихся реликтов советской эпохи.
Ещё один небольшой зал — что-то типа бонуса к основной экспозиции.
Citroen 2CV. Как раз на таком гоняла сестра Клотильда в сериале про жандармов с Луи де Фюнесом.
Реплика McLaren AM.
Это был закрытый автомобиль для уличных гонок, построенный с использованием технологий Формулы-1. Всего было изготовлено около 100 экземпляров.
Бонусный симпатичный Mercedes-Benz.
Последняя часть экспозиции, спрятанная в подвале, посвящена более крупным экспонатам.
Латышские RAF — когда-то это были самые массовые микроавтобусы в СССР. На переднем плане — RAF 2207, созданный специально для Московских олимпийских игр 1980 года. На заднем плане — прототип RAF M2 STILS, разработанный к началу 1990-х годов, но в связи с развалом Советского союза так и не запущенный в серию.
Военный Horch 901, 1937 год, Германия.
Studebaker US 6, 1944, США. Такие автомобили поставлялись в СССР во времена Второй мировой войны в рамках программы помощи союзников.
Henschel Typ33D1, 1941, Германия.
Magirus M45, 1935 год, Германия.
Не переключайтесь!