В самом сердце Старой Риги рядом с Домом Черноголовых стоит уродливое тёмное здание. Это — музей оккупации Латвии. Я слышал немало нелицеприятных отзывов о нём, и в мои планы его посещение не входило. Но в последний момент любопытство взяло верх, и я уверенной походкой отправился на знакомство с тяжёлой историей латышского народа в XX веке. Увиденное внутри, если не шокировало, то ввело меня в некоторое недоумение...
Билеты на входе покупать не надо — посещение музея осуществляется на пожертвования. Можно оставить столько, сколько посчитаешь нужным.
В советское время в этом здании располагался музей Латышских красных стрелков, ликвидированный сразу после выхода Латвийской республики из состава СССР.
Внутри музея — мрачно: серо-чёрные оттенки с вкраплениями кроваво-красного. Посетителей — много, большинство из них — туристы.
Большая часть информации в музее представлена только на на латышском и английском языках. Часть надписей продублирована и на русском, но уж как-то совсем выборочно.
Основная часть экспозиции посвящена очернению советского присутствия в Латвии и его приравниванию к фашистскому военному режиму.
Обязательное посещение музея внесено в программу образования для рижских школьников. В принципе, неудивительно, что после такой подготовки отношение у молодых латышей к русским будет явно негативное, о чем я писал в вводном посте про Латвию.
В глазах молодых девушек, рассматривающих стенды, читается ужас, смешанный с отвращением и приправленный тонкими нотками пренебрежения.
Далее я расскажу о том, какой предстаёт история Латвии в XX веке посетителям музея. Сразу отмечу, что, хотя в большей части многие указанные факты имели место в истории, в экспозиции музея всё слишком утрировано и односторонне. Здесь запредельно подробно рассказывается про все негативные моменты, и в то же время ни слова не сказано про всё позитивное, что появилось в стране за эти годы.
Лично я не разделяю точку зрения, навязываемую музеем: я уверен, что при всём негативе СССР привнёс в историю Латвии немало и положительных моментов.
Вся экспозиция музея разделена на 3 больших этапа:
— первая советская оккупация 1940—1941 годов;
— национал-социалистическая фашистская оккупация 1941—1944 годов;
— вторая советская оккупация 1944—1991 годов.
Первое, что видит посетитель музея — висящие рядом портреты Сталина и Гитлера.
Началом оккупации в музее назван момент подписания секретного дополнительного протокола к пакту Молотова-Риббентропа о разграничении сфер интересов СССР и Германии в Восточной Европе. Этот документ был подписан сторонами 23 августа 1939 года, за неделю до начала Второй мировой войны.
Секретный протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточной Польши и Бессарабии в сферу интересов СССР, а Литву и западную Польшу — в сферу интересов Германии.
Далее посетителю демонстрируются элементы истории, относящиеся к периоду «второй советской оккупации».
Макет барака в спецпоселениях — местах проживания особой категории репрессированных в СССР. Часть латышей прошла через этот ад в послевоенные годы.
Любопытные иностранцы могут ознакомиться с тем, что же такое русская «параша».
Знакомый флажок из моего далёкого детства.
Плакаты и фотографии — молчаливые свидетели тех лет.
«Гитлер освободитель».
«Слава октябрю!»
Небольшая подборка фотографий из советского прошлого.
Рядом — советские открытки.
Идём дальше. Экспозиция возвращает нас обратно к истории. Текст со стенда:
«15 июня 1940 года советские отряды войск НКВД атакуют латвийский пограничный пункт Маслёнки, а так же 2 других пограничных поста. В Маслёнках убивают трёх пограничников и жену одного из пограничников. 37 гражданских лиц захватывают и увозят на территорию РСФСР. В Литве и Эстонии СССР так же провоцирует конфликты.»
16 июня Молотов вручает послам Латвии и Эстонии ультиматум, в котором негативно оценивается деятельность прибалтийских республик и содержится требование сформировать просоветские правительства, а так же допустить размещение войск Красной Армии на их территориях.
17 июня СССР вводит свои войска на территорию Латвии.
5 августа Латвия насильно входит в состав СССР как Латвийская Советская Социалистическая Республика.
6 августа об этом пишет «Правда»:
«Да здравствует свободный латвийский народ, вступивший в дружную семью народов СССР! Да здравствует Великий Советский Союз — надежда и оплот трудящихся всего мира!»
Вся собственность национализируется.
Летом 1941 года в ходе военных действий территория Латвии переходит вермахту. Изначально это считается освобождением от советской оккупации.
Август 1941. Вырезка из газеты, рассказывающей о рижском гетто, образовавшемся в результате советской оккупации создании на территории Латгальского предместья рижского гетто (текст этой вырезки на русском языке можно посмотреть в комментарии к этой статье). Идеологически евреи приравнивались к советской власти: «притоны, пьянство, драки (ставшие характерным признаком Латгальского предместья во время правления большевиков) являются неотъемлемой частью жизни русских и евреев».
В июле 1941 Гитлер даёт распоряжение о создании рейхкомиссариата Остланд с центром в Риге. В него входят Латвия, Эстония, Литва и Белоруссия.
«Администрация нацистской оккупации перенимает собственность национализированную советской властью. Для восстановления производства, разрушенного недейственным советским плановым хозяйством и получения поддержки населения, нацисты начинают постепенно возвращать имущество бывшим владельцам. В 1941 году крестьяне получают назад земли, которые после национализации были переданы беднякам. Приватизируются так же небольшие ремесленные и торговые предприятия.»
«В 1943 году владельцам начинают возвращать дома и торговые предприятия в городах, но важнейшие предприятия остаются под управлением нацистской администрации весь период оккупации.»
На территории Латвии вводятся денежные знаки Третьего рейха.
В 1943 году начинается мобилизация местных жителей — из них формируется Латышский легион СС. Хотя создание легиона приходится на то время, когда немецкие войска уже считаются как оккупанты, многие латыши считают такую мобилизацию не только приемлемой, но и необходимой. Они считают это единственным шансом на восстановление латышского государства.
При этом перед выбором Германия или Россия они выбирают Германию — немецкое господство воспринимается как меньшее зло, а борьба против России становится национальным долгом.
1 июля, день когда войска вермахта вступили в Ригу в 1941, празднуется как «День освобождения».
Латышские националистические добровольные образования, в соответствии с политикой вермахта, проводят уничтожение лиц еврейской национальности.
«Англия борется за свободу малых наций».
После освобождения от немецкой армии в 1944 году на территории Латвии воссоздается административная структура Латвийской ССР. При этом проводятся массовые этнические чистки, в спецпоселения депортируются более 40 тысяч латышей.
В 1947 году начинается коллективизация — частная земля вновь отбирается у крестьян, создаются совхозы и колхозы.
«Советизация выражается в подчинении всех хозяйственных и социальных сфер единой системе управления и идеологии, независимой от общественного контроля. Репрессивный механизм, НКВД и милиция в сотрудничестве с прокуратурой и судом, обеспечивают безоговорочное послушание и изоляцию недовольных граждан.»
«Культура во всех своих проявлениях обязана поддерживать политику советизации, всячески её превознося, противодействуя возможным противникам подобного образа жизни, прививая культ вождя и классовой борьбы. На фоне высокого уровня культурной жизни Латвийского государства крикливость советской культуры кажется чуждой большинству жителей Латвии.»
Наглядная агитация — рост объёма валовой продукции промышленности в процентах в период советской оккупации.
В августе 1991 года с распадом Советского союза Латвия вновь обретает независимость.
В самом конце — плакат, показывающий как уменьшилось коренное население прибалтийских республик за годы оккупации, и как стала улучшаться ситуация после обретения этими странами независимости.
Вот такая вот «Латвийская история Икс»...
Не переключайтесь!