В самом сердце Старой Риги рядом с Домом Черноголовых стоит уродливое тёмное здание. Это — музей оккупации Латвии. Я слышал немало нелицеприятных отзывов о нём, и в мои планы его посещение не входило. Но в последний момент любопытство взяло верх, и я уверенной походкой отправился на знакомство с тяжёлой историей латышского народа в XX веке. Увиденное внутри, если не шокировало, то ввело меня в некоторое недоумение...
Билеты на входе покупать не надо — посещение музея осуществляется на пожертвования. Можно оставить столько, сколько посчитаешь нужным.
В советское время в этом здании располагался музей Латышских красных стрелков, ликвидированный сразу после выхода Латвийской республики из состава СССР.
Внутри музея — мрачно: серо-чёрные оттенки с вкраплениями кроваво-красного. Посетителей — много, большинство из них — туристы.
Большая часть информации в музее представлена только на на латышском и английском языках. Часть надписей продублирована и на русском, но уж как-то совсем выборочно.
Основная часть экспозиции посвящена очернению советского присутствия в Латвии и его приравниванию к фашистскому военному режиму.
Обязательное посещение музея внесено в программу образования для рижских школьников. В принципе, неудивительно, что после такой подготовки отношение у молодых латышей к русским будет явно негативное, о чем я писал в вводном посте про Латвию.
В глазах молодых девушек, рассматривающих стенды, читается ужас, смешанный с отвращением и приправленный тонкими нотками пренебрежения.
Далее я расскажу о том, какой предстаёт история Латвии в XX веке посетителям музея. Сразу отмечу, что, хотя в большей части многие указанные факты имели место в истории, в экспозиции музея всё слишком утрировано и односторонне. Здесь запредельно подробно рассказывается про все негативные моменты, и в то же время ни слова не сказано про всё позитивное, что появилось в стране за эти годы.
Лично я не разделяю точку зрения, навязываемую музеем: я уверен, что при всём негативе СССР привнёс в историю Латвии немало и положительных моментов.
Вся экспозиция музея разделена на 3 больших этапа:
— первая советская оккупация 1940—1941 годов;
— национал-социалистическая фашистская оккупация 1941—1944 годов;
— вторая советская оккупация 1944—1991 годов.
Первое, что видит посетитель музея — висящие рядом портреты Сталина и Гитлера.
Началом оккупации в музее назван момент подписания секретного дополнительного протокола к пакту Молотова-Риббентропа о разграничении сфер интересов СССР и Германии в Восточной Европе. Этот документ был подписан сторонами 23 августа 1939 года, за неделю до начала Второй мировой войны.
Секретный протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточной Польши и Бессарабии в сферу интересов СССР, а Литву и западную Польшу — в сферу интересов Германии.
Далее посетителю демонстрируются элементы истории, относящиеся к периоду «второй советской оккупации».
Макет барака в спецпоселениях — местах проживания особой категории репрессированных в СССР. Часть латышей прошла через этот ад в послевоенные годы.
Любопытные иностранцы могут ознакомиться с тем, что же такое русская «параша».
Знакомый флажок из моего далёкого детства.
Плакаты и фотографии — молчаливые свидетели тех лет.
«Гитлер освободитель».
«Слава октябрю!»
Небольшая подборка фотографий из советского прошлого.
Рядом — советские открытки.
Идём дальше. Экспозиция возвращает нас обратно к истории. Текст со стенда:
«15 июня 1940 года советские отряды войск НКВД атакуют латвийский пограничный пункт Маслёнки, а так же 2 других пограничных поста. В Маслёнках убивают трёх пограничников и жену одного из пограничников. 37 гражданских лиц захватывают и увозят на территорию РСФСР. В Литве и Эстонии СССР так же провоцирует конфликты.»
16 июня Молотов вручает послам Латвии и Эстонии ультиматум, в котором негативно оценивается деятельность прибалтийских республик и содержится требование сформировать просоветские правительства, а так же допустить размещение войск Красной Армии на их территориях.
17 июня СССР вводит свои войска на территорию Латвии.
5 августа Латвия насильно входит в состав СССР как Латвийская Советская Социалистическая Республика.
6 августа об этом пишет «Правда»:
«Да здравствует свободный латвийский народ, вступивший в дружную семью народов СССР! Да здравствует Великий Советский Союз — надежда и оплот трудящихся всего мира!»
Вся собственность национализируется.
Летом 1941 года в ходе военных действий территория Латвии переходит вермахту. Изначально это считается освобождением от советской оккупации.
Август 1941. Вырезка из газеты, рассказывающей о рижском гетто, образовавшемся в результате советской оккупации создании на территории Латгальского предместья рижского гетто (текст этой вырезки на русском языке можно посмотреть в комментарии к этой статье). Идеологически евреи приравнивались к советской власти: «притоны, пьянство, драки (ставшие характерным признаком Латгальского предместья во время правления большевиков) являются неотъемлемой частью жизни русских и евреев».
В июле 1941 Гитлер даёт распоряжение о создании рейхкомиссариата Остланд с центром в Риге. В него входят Латвия, Эстония, Литва и Белоруссия.
«Администрация нацистской оккупации перенимает собственность национализированную советской властью. Для восстановления производства, разрушенного недейственным советским плановым хозяйством и получения поддержки населения, нацисты начинают постепенно возвращать имущество бывшим владельцам. В 1941 году крестьяне получают назад земли, которые после национализации были переданы беднякам. Приватизируются так же небольшие ремесленные и торговые предприятия.»
«В 1943 году владельцам начинают возвращать дома и торговые предприятия в городах, но важнейшие предприятия остаются под управлением нацистской администрации весь период оккупации.»
На территории Латвии вводятся денежные знаки Третьего рейха.
В 1943 году начинается мобилизация местных жителей — из них формируется Латышский легион СС. Хотя создание легиона приходится на то время, когда немецкие войска уже считаются как оккупанты, многие латыши считают такую мобилизацию не только приемлемой, но и необходимой. Они считают это единственным шансом на восстановление латышского государства.
При этом перед выбором Германия или Россия они выбирают Германию — немецкое господство воспринимается как меньшее зло, а борьба против России становится национальным долгом.
1 июля, день когда войска вермахта вступили в Ригу в 1941, празднуется как «День освобождения».
Латышские националистические добровольные образования, в соответствии с политикой вермахта, проводят уничтожение лиц еврейской национальности.
«Англия борется за свободу малых наций».
После освобождения от немецкой армии в 1944 году на территории Латвии воссоздается административная структура Латвийской ССР. При этом проводятся массовые этнические чистки, в спецпоселения депортируются более 40 тысяч латышей.
В 1947 году начинается коллективизация — частная земля вновь отбирается у крестьян, создаются совхозы и колхозы.
«Советизация выражается в подчинении всех хозяйственных и социальных сфер единой системе управления и идеологии, независимой от общественного контроля. Репрессивный механизм, НКВД и милиция в сотрудничестве с прокуратурой и судом, обеспечивают безоговорочное послушание и изоляцию недовольных граждан.»
«Культура во всех своих проявлениях обязана поддерживать политику советизации, всячески её превознося, противодействуя возможным противникам подобного образа жизни, прививая культ вождя и классовой борьбы. На фоне высокого уровня культурной жизни Латвийского государства крикливость советской культуры кажется чуждой большинству жителей Латвии.»
Наглядная агитация — рост объёма валовой продукции промышленности в процентах в период советской оккупации.
В августе 1991 года с распадом Советского союза Латвия вновь обретает независимость.
В самом конце — плакат, показывающий как уменьшилось коренное население прибалтийских республик за годы оккупации, и как стала улучшаться ситуация после обретения этими странами независимости.
Вот такая вот «Латвийская история Икс»...
Не переключайтесь!
" Август 1941. Вырезка из газеты, рассказывающей о рижском гетто, образовавшемся в результате советской оккупации ". Автор немного попутал : не советской , а немецкой оккупации . В СССР не было гетто , это — изобретение фашистов .
Нет, у меня всё верно написано: эта газета была выпущена во время немецкого периода, и в ней рассказывается про гетто, образованное советскими властями. А вот правда, то что рассказывается в указанной газете, или немецкая пропаганда — каждый решает для себя уже сам.
Прошу прощения, но в статье из колаборационисткой газеты «Тевия» нет ни слова о том, что гетто в Риге организовали в результате советской оккупации.
Более того — их там и не могло быть. По очень простой причине: для коллаборационисткой газеты организация гетто была, безусловно, делом хорошим, годным, крайне необходимым. Совершить столь полезное дело во время советской оккупации не могли по определению. Кроме того, идеолгическая установка газеты ставила знак равенства между евреями и советской власти. Писать, что советская власть, которая была «еврейской», загнала евреев в самый неблагоустроенный район города — немыслимо. Ведь с точки зрения нацистской идеологи, совесткая власть принесла евреям исключительно блага и удобства.
Я рассказал всего лишь о том, как была подписана эта вырезка в музее. К сожалению, я не знаю латышского языка и не могу сказать, о чем там на самом деле идет речь. Если вы можете сделать перевод вырезки — буду благодарен, могу выслать вам оригинал фотографии.
Да, если есть фотография подписи — вышлите мне тут или в фб. Я свяжусь с директором музея И. Дреймане, явная ошибку надо исправить.
К сожалению, у меня фотографии подписи нет. Это было в 2011 году, и я не исключаю, что мог неправильно записать записать информацию об этой газетной вырезке.
Хочу разобраться. В приложении — вырезка из газеты. Если кратко переведете, о чем там идет речь — буду очень благодарен.
Да, попробую помочь.
Латгальское предместье — самое пестрое по составу жителей в Риге. Уже до Мировой войны здесь в значительных количествах жили русские и евреи. С развитием торговли количество евреев увеличилось. Их интеллигенция и богачи устроились в начале улицы Латгалес, в то время как остальные, среди которых достаточно всякого темного элемента, криминалов и коммунистически настроенных Р, в отдаленных районах улицы.
Во время правления большевиков Латгальское предместье очень полюбили «непобедимые» политруки и командиры, так как игра на «гармошке» с «самогонкой» и «казачок» с «частушками» им напоминали их родину. Притоны, пьянство, драки, что так хорошо соответствует темпераменту русские и евреи, стали постоянным явлением. Характерно, что 17-го июня 1940, когда на рижских улицах появились красные танки, группа встречающих формировалась за счет евреев и других не-латышских элементов из Латгальского предместья. Десятки лет это рижское предместье имело специфический, низкого качества имидж.
Поэтому в Латгальском предместье создан специальный еврейский район, «Рижское гетто». Принято много решений, что рижским евреям. разрешено покупать товары только в магазинах Латгальского предместья, и в эту часть города должны переехать все евреи из центра города. Новое рижское «гетто» находится в центре Латгальского предместья, где нет важных общественных зданий, церквей и школ. Приличный район, который от улицы Лачплеша достигает аж военных казарм, ограничивают улицы Лачплеша, Екабпилс, Католю, Лаздонас, Калну, Лаувас, Жыду, Ерсикас, Латгалес. Рижское «гетто» создано так, чтобы включать и бывшие еврейские. школы на Лачплеша, и еврейское кладбище на улице Жыду, но православная церковь с кладбищем старообрядцев оставлена за пределами гетто.
Если до раньше в этой части города и так жило много евреев., то сейчас каждый день добавляются новые группы евреев, делая район все более еврейскимим. Ежедневно с раннего утра до позднего вечера в создающееся гетто стоит очередь с колясками, везущими еврейские вещи, которые спешно (не хватает строки) времена, сидя в советских комиссариатах, но и таких, которые тогда получали большая часть латышских рабочих и им хватало, чтобы прожить.
Капризный характер евреев проявляется тут и там даже сейчас, когда надо заняться тяжелыми работами, к которым они не привыкли или которые считают для себя неподходящими. На прошлой неделе в Бабитские и Тирельские болота послали 500 евреев для заготовки торфа, так среди них нашлись пятеро здоровых мужчин, потребовавших работу полегче и в городе. Конечно, таких любителей легкой работы не пожалел даже комитет, все они арестованы.
В комнатах еврейского комитета можно увидеть типичные для любого зарубежного гетто картины. Рядом с элегантными евреями, все еще красующимися в пошитой в парижских модных салонах одеждой, шелковых носках и стильных туфлях, стоят опустившиеся, босые и жалкие типы. И их много. Жалостливым голосом они встречают каждого вошедшего и своим еврейским бормотанием просят хоть какую-нибудь копеечку и обижаются на отказ. Видны женщины, очевидно профессиональные нищенки, обучающие своих босоногих грязных детей просить у проходящих подарки и после крепко ругающихся, если еврейчик не заработал лишний кусочек. В длинных очередях перед еврейскими магазинами, в борьбе за лучшие места, тут и там слышны ругательства, а старые евреи таскают друг друга за волосы и выпускают когти
Да, теперь очевидно, что в моей статье была допущена ошибка. Внёс соответствующее исправление в подпись к фотографии.
Спасибо огромное, что помогли разобраться!
Вам спасибо, что подтолкнули меня перевести этот отвратительный, но очень ценный для понимания сути нацистской пропаганды текст.
«для коллаборационисткой газеты организация гетто была, безусловно, делом хорошим, годным, крайне необходимым.» — вы путаете гетто для латышей (или вот немцев, например) — и для евреев (или кого еще из УНТЕРМЕНШЕЙ). :> Для националистической, пронацисткой газетенки — гетто для латышей вряд ли было бы хорошим делом :> Тем более «от коммунистов». Что, разумеется, полный бред — но мало ли бреда исходила от департамента Геббельса и его вассалов и последышей. Да — и ныне исходит...