Великая Китайская стена — одно из величайших и в то же время бессмысленнейших сооружений человечества. Несмотря на свою грандиозность и инженерную совершенность, она так никогда полноценно и не выполняла свою главную фортификационную функцию — поддерживать её боеспособность по всей длине было просто невозможно. Наибольшего величия Великая стена достигла к XVII веку — во времена правления династии Мин. С учётом всех ответвлений её протяжённость достигала 8850 (прописью: восьми тысяч восемьсот пятидесяти) километров. Именно эти участки частично сохранились до наших дней. Если же посчитать все отрезки стены, которые были возведены китайцами за две тысячи лет, то получается и вовсе фантастическая цифра: 21196 километров. Во всяком случае именно эти данные фигурируют в результатах инициированного китайской администрацией пятилетнего исследования стены, опубликованных летом 2012 года. Это, между прочим, больше половины длины земного экватора. Мне удалось побывать на двух сохранившихся участках стены — Цзиньшаньлин и Мутяньюй, про каждый из них будет отдельный рассказ...
Будильник прозвенел в половину пятого утра. Спустя полчаса я уже спускался на первый этаж гостиницы вместе с чемоданом. Удивительно, но мой последний день пребывания в Китае начинался в точности именно так, как мы договорились накануне с владельцем туристического агентства: внизу меня ждали двое молодых парней — гид и водитель. Рядом был припаркован огромный китайский седан, явно потрёпанный жизнью, но сохранивший штрихи былого лоска. На всякий случай мы ещё раз обсудили с гидом предстоящую программу — сначала мы ехали на расположенный в 150 километрах от Пекина участок Великой Китайской стены Цзиньшаньлин, потом должны были посетить ещё один участок — Мутяньюй, после чего к пяти часам вечера мы планировали успеть в пекинский аэропорт, откуда мне предстояло начать нелёгкий путь домой.
Гид неплохо говорил по-английски и все три часа, которые у нас заняла дорога из центра Пекина до Цзиньшаньлина, мы провели в болтовне.
Первые участки стены появились между VIII и V веками до нашей эры. В те времена Китай представлял из себя набор независимых феодальных царств, каждое из которых возводило укрепления вдоль своих границ, в надежде обезопасить себя с одной стороны от нападения других китайских правителей, с другой — от общего внешнего врага — кочевников хунну, периодически совершавших разорительные набеги с севера.
В конце III века до нашей эры китайские царства были объединены под началом императора Цинь Шихуан-ди (того самого, для погребального комплекса которого была создана Терракотовая армия). В знак единения были снесены все укрепления, некогда разделявшие прежние царства. При этом северные участки стен, должные обеспечить защиту от монгольских кочевников, были объединены в единую систему фортификации и в значительной степени перестроены. Что уж тут говорить, проект был грандиозным. С человеческими потерями, необходимыми для достижения результата, никто не считался — современные исследователи сходятся в количестве погибших на строительстве от нескольких сотен тысяч до миллиона человек. Чаще всего тела замуровывали прямо в стену — фактически стена стала самым длинным кладбищем в мире. На каждом участке строительство велось из того материала, который имелся в наличии. В горах стена были каменной, на равнинах — земляной.
На большей части стены размещались военные гарнизоны, а через систему сторожевых башен можно было распространять информацию о нападении с молниеносной для тех времён скоростью.
В течение следующей тысячи лет Великая стена поддерживалась в боевом состоянии, периодически реконструируясь во времена некоторых династий. В XI-XIII веках во времена правления династий Ляо и Цзинь было построено несколько новых участков стены, значительно севернее существовавшей.
Во времена правления династии Мин была построена новая каменная стена, частично повторявшая очертания древних фортификаций. Включавшая в себя около 25 тысяч башен фортификационная система протянулась почти на девять тысяч километров — от Ляодунского залива Жёлтого моря до далёкой пустыни Гоби. Снова, как и в древние времена, строительство было сопряжено с огромными человеческими жертвами — счёт погибших снова шёл на сотни тысяч человек.
Для общего понимания — вот хорошая схема различных участков стены, которые были построены китайцами c V века до нашей эры по XVII век нашей эры. Как видно, в разные эпохи это было не единое сооружение, а целая сеть оборонительных рубежей, расположенных в разных областях.
Автор: Maximilian Dörrbecker. Источник: Wikimedia Commons. Лицензия: CC BY-SA 2.5
Недалеко от Пекина сохранилось несколько участков стены, куда возят туристов. Ближайший и наиболее посещаемый — Бадалин. В основном всех желающих увидеть стену возят именно туда. Немного дальше от Пекина находится участок Мутяньюй — более живописный чем Бадалин, и менее загруженный посетителями. Ещё дальше находятся участки Симатай и Цзиньшаньлин — самые живописные и в то же время наиболее пустынные. Есть и другие облагороженные отрезки стены, но они ещё менее посещаемы.
Изначально я собирался посетить Симатай, но в это время он был закрыт на реставрацию, поэтому мой выбор выпал на Цзиньшаньлин.
Источник: Flashpacker travelguide
Итак, я ехал на один из самых отдалённых от Пекина туристических участков стены. Под «туристичностью» я подразумеваю наличие некоторой инфраструктуры, в первую очередь — канатной дороги.
Так как стена проходит по гребням холмов — без достижений технического прогресса путь наверх занимает не менее часа. А так всё просто — встал на парковке, купил билет на вход, купил билет на канатную дорогу — и вперёд.
Гид на пару с водителем был оставлен в машине. Я решил, что моё свидание с Великой стеной должно пройти без назойливых сопровождающих.
В Цзиньшаньлин я влюбился с первого взгляда. Было раннее утро и первую часть прогулки нам никто не мешал. Единственными свидетелями нашей любви были торговцы прохладительными напитками, ночевавшие в сторожевых башнях.
Одиннадцатикилометровый участок Цзиньшаньлин назван в честь горы Цзиньшань, на холмах которой он и расположен.
Этот отрезок стены был возведён в 1368 году, сразу после основания династии Мин. Целью строительства была защита Пекина с северо-востока.
Это — панорама: её можно увеличить
В конце XVI века этот участок был реконструирован - в это время появились новые сторожевые башни, а сама стена была значительно укреплена.
С тех пор за безопасностью Цзиньшаньлин наблюдают 67 десятиметровых сторожевых башен.
Во времена нападений каждая из них несла какую-то определённую функцию: некоторые башни предназначались для лучников, другие использовались для обороны с помощью катапульт и пушек.
Для дополнительной защиты рядом со сторожевыми башнями прямо на стене были построены дополнительные каменные заграждения. Они должны были помочь обороняющимся удерживать башни в случае если врагу удастся захватить стену.
Великая Китайская стена очень живописна.
Особый шарм отрезку Цзиньшаньлин придаёт то, что до его большей части пока ещё не добрались реставраторы. Поэтому в двадцати минутах прогулки от верхней станции канатной дороги начинаются оригинальные участки, сохранившимся нетронутыми с XVI века.
Конечно, время их не пощадило. Зато — это оригинальная стена, камни которой всё ещё помнят былые неспокойные времена.
Подозреваю, что находиться в таком состоянии стене осталось буквально несколько лет — вскоре и сюда доберутся реставраторы, которые быстро превратят этот уникальный участок стены в нарядный туристический аттракцион. После этого Цзиньшаньлин будет не отличить от современных китайских поделок.
Вообще, я очень рад, что мне удалось погулять по стене в одиночестве. Ощущения — непередаваемые.
Как следует нагулявшись, я присел отдохнуть. Видимо, место я выбрал для этого очень удачное, потому что только я сел на разогретую солнцем бойницу, как заметил в метре от себя двухметровую змею, с удивлением смотревшую в мою сторону. Следующие несколько мгновений показались мне вечностью. Пока я пытался прокрутить в голове варианты дальнейших действий, змея, злобно прошипев в мою сторону, скрылась где-то между кирпичами.
Следующие несколько часов отдыхать мне совсем не хотелось.
На каждом участке стены располагались пропускные пункты, пройти через которые можно было только получив разрешение у главы гарнизона. Очень часто этот процесс затягивался на несколько недель, поэтому рядом с пропускными пунктами всегда располагались большие палаточные лагеря. Без разрешения никто не мог ни въехать в страну, ни выехать из ней.
Ночью пропускные пункты закрывались, и не открывались ни при каких обстоятельствах. Легенды говорят, что исключения из этого правила не делались даже для императоров.
Но несмотря на жёсткие правила и всю свою величественность Китайская стена никогда полноценно не выполняла своей оборонительной функции.
Содержать её в боевой готовности на всём протяжении было невыполнимой задачей даже для такого государства как Китай, поэтому в истории присутствует достаточное количество случаев, когда отдельные участки стены захватывались неприятелем.
В 1644 году оборона стены была сокрушена манчужрскими армиями. Правда, как это водится в переломных исторических моментах, здесь тоже не обошлось без предательства — ворота просто были открыты китайским полководцем по имени У Саньгуй.
В том же году Манчжуры захватили Пекин и происоединили Китай к своей империи Цин. Династия Мин перестала существовать.
После этих событий стена потеряла своё стратегическое значение, и с тех пор постепенно разрушалась.
Ну и напоследок — панорамное фото участка Цзиньшаньлин. Не знаю, насколько снимок может передать масштаб строения, но уходящая в обе стороны за горизонт огромная стена впечатляет. Очень впечатляет. Однозначно, ничего даже отдалённо сравнимого с Великой Китайской стеной по масштабу и размаху нигде больше в мире не существует.
Это — панорама: её можно увеличить
Завтра расскажу про участок стены Мутяньюй.
Не переключайтесь!
Продолжение: Великая стена: Мутяньюй
Здравствуйте! Владимир, спасибо вам за рассказ о Китойской стене, и снимки, интересно! А фото вообще смотрю и прям представляю : Я ТАМ! Жду продолжения, спасибо!
Автор сам себе противоречит. То пишет, что «Великая Китайская стена — одно из величайших и в то же время бессмысленнейших сооружений человечества». То, оказывается, «В течение следующей тысячи лет Великая стена поддерживалась в боевом состоянии, периодически реконструируясь во времена некоторых династий.» Так может быть был в Стене какой-то смысл, если её поддерживали тысячу лет? Может без стены было бы совсем невмоготу от кочевников?
Спасибо Автору за статью и фотографии! Действительно, очень хорошие фото! Но лучше не судить о том, в чём не разбираешься.
Если интересно, например, римляне строили аналогичную Великую стену от варваров. А наши предки создавали Засечные линии. И наши предки, в отличии от римлян, варваров победили... Как и китайцы — живут до сих пор. А где все эти хунны, маньчжуры и пр.?
Нет никаких противоречий. Да, Великую Китайскую стену поддерживали в боевом состоянии и даже регулярно строили новые участки. Но нет, своей оборонительной функции она не выполняла.
Да, какой-никакой толк от стены был — отдельные её участки действительно сдерживали наступающих врагов. Да и всё сооружение в целом, помимо оборонительной функции, играло ещё важную коммуникационную роль — башни позволяли быстро передавать информацию о приближении вражеских армий.
Но ценность Великой Китайской стены как цельного оборонительного сооружения была крайне невелика (речь идёт, в первую очередь, про участки, сохранившиеся до наших дней, то есть возведённые во время правления династии Мин). Моё мнение основано на исследованиях историков: вражеские армии во время набегов легко находили наиболее уязвимые участки стены или просто подкупали стражу. Даже китайские поэты того времени с иронией писали:
Длинная стена росла вверх, а империя катилась вниз. Люди и сегодня смеются над ней…
Как только объявлялось, что стены будут строиться на востоке,
Обязательно сообщалось, что орды варваров напали на западе.
Они проскакивали через разрушенные стены словно по плоской земле,
Грабя что хотели и где хотели.
Например, в XVI веке, несмотря на наличие Великой китайской стены, произошло сразу несколько опустошительных монгольских вторжений, а в 1550 году монголы дошли аж до стен Пекина.