Великая Китайская стена — один из самых узнаваемых символов Китая. Поэтому неудивительно, что количество туристов, приезжающих посмотреть на один из величайших архитектурных памятников человечества, измеряется несколькими миллионами в год. Например, ближайший к Пекину и поэтому самый популярный участок стены — Бадалин — ежедневно посещают около 30 тысяч человек. Прогулка по нему даже в будние дни напоминает поездку в вагоне метро в час пик. Что там происходит в выходные и праздничные дни — страшно представить. Более того, считается, что Бадалин был практически полностью перестроен во время реставрации в 1950-х годах. Соответственно, ехать туда в поисках аутентичности — довольно наивная затея. К счастью для эстетов типа меня Бадалин — далеко не единственный открытый для посещения участок Великой стены. Поэтому, при особом желании есть реальная возможность погулять по стене в полном одиночестве, причём по тем её фрагментам, до которых пока не добрались китайские реставраторы. Именно такую прогулку мне и удалось реализовать ранним утром на одном из самых отдалённых от Пекина официально открытых для туристов участков Великой стены — Цзиньшаньлин. И к тому часу как первые организованные группы туристов добрались туда, я уже отправился на следующий отрезок стены — Мутяньюй. Сегодня — вторая часть моего рассказа про стену длиной в десять тысяч ли.
Если честно, я очень рад, что мне удалось побывать сразу на двух разных участках Великой Стены. Особенно приятно, что первым из них был пустынный и в большей части не восстановленный Цзиньшаньлин — это именно та оригинальная стена XVI века, которую очень хотелось увидеть то того момента, как до неё доберутся руки реставраторов.
Второй участок, на который меня привёз мой гид, — Мутяньюй. В 1980-х годах он был полностью восстановлен и облагорожен. И, в отличие от участка Цзиньшаньлин, находится значительно ближе к Пекину, что, конечно, приводит к значительно большему количеству посетителей на нём.
Если приглядеться, то можно заметить прячущиеся в дымке старые необлагороженные отрезки стены, примыкающие к отреставрированному участку. Очень жаль, что у меня не было достаточно времени для того, чтобы до них добраться.
Здесь на стену ведут две канатные дороги, дающих возможность подняться с одного конца, а спуститься с другого. Так же под второй канатной дорогой расположен забавный аттракцион — тобогган, позволяющий за минуту спуститься со стены в санях по металлическому жёлобу. Именно таким весёлым способом я и вернулся вниз в конце прогулки.
Но обо всём по порядку. В самом начале гид побежал покупать мне билеты. Я объяснил ему, что мне нужна именно первая канатная дорога — это даст мне возможность прогуляться по всему участку стены и закончить свою прогулку спуском на тобоггане. Надо ли говорить, что мой гид купил мне билеты на второй подъёмник, а так как нижние станции обоих канатных дорог находились в одном и том же месте, понимание что я еду не туда пришло только в тот момент, когда большая часть пути уже была за спиной.
Пришлось довольствоваться недолгой прогулкой у верхней станции второй канатной дороги.
Мутяньюй означает «долина с видом на поля». Этот участок стены был возведён в начале XV века на базе более древнего укрепления, основанного на этом месте в VI веке династией Ци.
Позже Мутяньюй перенёс две реставрации — в конце XVI века, когда фортификация была усилена гранитными плитами, и в конце XX века, когда стену основательно подготовили к массовым набегам туристов.
Мутяньюй отличается от других отрезков стены тем, что проходит через густой лес.
Пейзаж, конечно, получается довольно живописный, но в окружении деревьев стена перестаёт выглядеть могучей и неприступной.
Есть на этом участке и некоторые инженерные особенности: например, небольшие прямоугольные бойницы, расположенные на каждом из зубцов сторожевых башен и направленные на стену.
Во время строительства этого участка рядом со стеной были построены дополнительные укрепления. Они были задуманы для того, чтобы в случае атаки рассредоточить силы врага и ослабить вражеский напор на основной объект.
Поговорим немного об альтернативной истории. За год до поездки в Китай я познакомился с одним очень интересным трудом, посвящённым альтернативной датировке итальянского города Помпеи. С тех пор я начал коллекционировать подобные заявления, идущие в разрез с официальной историографией.
Есть в моей копилке и одна потрясающая теория, связанная с историей строительства Великой Китайской стены. Её основной тезис: Великая стена была возведена в XVI-XVII веках и обозначала границу между Китаем и Россией. Самое интересное в этой теории — что построена Великая стена была именно русскими, для того чтобы отгородиться от китайцев. Авторы этого эпического труда приводят множество аргументов, среди которых присутствует вполне убедительный анализ, доказывающий сходство архитектурно-инженерных решений, использованных при возведении стены, с аналогичными решениями, которые были популярны в то время в Северной Европе. Ну и ряд других менее интересных факторов, часть из которых очевидно притянута за уши.
Как и раньше я не верю в различные теории заговоров и принимаю на веру исключительно официальные исторические версии.
Кроме этого воистину шедеврального труда со стеной связано множество слухов и легенд.
Самая известная из этих легенд заявляет, что Великую стену прекрасно видно с Луны. Конечно же это не так.
Более того, даже с земной орбиты увидеть стену без использования специальной оптики практически невозможно.
Ещё есть теория, что никакой стены до XX века вообще не существовало, и всё, что мы видим сейчас, было построено в 1950—1970-х годах по заданию Мао Цзэдуна. Конечно же эта теория тоже не имеет ничего общего с реальностью.
Так, размышляя о правдах и вымыслах, моя прогулка подошла к концу.
Настало время ехать в аэропорт.
У входа в терминал гид начал нагло клянчить чаевые в размере 500 юаней (около 2500 российских рублей по курсу 2013 года). Это при том, что за всю поездку к обоим участкам стены я заплатил лишь немногим больше аналогичной суммы. Так как юаней у меня больше не было, пришлось дать ему специально припасённые для этого 500 белорусских рублей (15 российских копеек по курсу 2013 года), чтобы он отвязался.
Через несколько часов я улетел в Шанхай. Далее ближайшим рейсом — в Москву. Наконец, под утро я добрался до родного Питера. Первое путешествие по Китаю закончилось.
Не переключайтесь!