Ранним утром второго дня нас повезли в крепость Суоменлинна. Суоменлинна — с финского «Suomenlinna» — «Финская крепость» (или другое название: Свеаборг — со шведского «Sveaborg» — «Шведская крепость»)... Но большую часть своей военной истории — с 1808 и до 1918 года — Суоменлинна была русской крепостью.
Суоменлинна — бастионная система укреплений, с XVIII по XX век защищавшая с моря Хельсинки. Расположена она на 7 скалистых островах, составляющих так называемые «Волчьи шхеры».
В настоящее время Суоменлинна — жилой район города Хельсинки. Попасть туда можно на маленьком пароме, который отходит от Торговой площади. К слову, паром считается городским транспортом. Таким образом, покупаемый единый билет может с успехом использоваться как для проезда в метро, так и для проезда на пароме до острова и обратно. Сам паром с виду совсем небольшой, но в него даже зимой, когда закрыта верхняя палуба, легко влезает человек 70 и один легковой автомобиль.
С погодой нам, что не удивительно, не повезло. Был 20-градусный мороз и ужасный шквальный ветер. Паром кидало по волнам из стороны в сторону, и он жалобно весь трещал по швам.
15 минут страха и мы на месте. Паром ходит раз в час, поэтому у нас был всего час, чтобы осмотреть крепость. Учитывая её огромные размеры — гид практически бегом провёл нас через 5 островов, соединенных мостами. Обратно надо было бежать еще быстрее, чтобы не опоздать на паром, и как следствие — на обратный автобус в Питер. Поэтому посмотреть особо ничего не удалось — покажу отрывками, что успел нафотографировать. Обязательно съезжу туда как-нибудь еще раз летом, и погуляю уже более основательно...
Хоть мы и не успели особо ничего посмотреть, но зато смогли прочувствовать весь колорит зимы на острове. 20-градусный мороз, да еще при штормовом ветре с Балтики — ощущения непередаваемые...
Практически у входа с пристани в крепость находится дом Синебрюхова. Ещё в 1819 году переселившийся из России в Финляндию Николай Синебрюхов получил разрешение на строительство в Хельсинки первого в Скандинавии завода по производству пива. Незадолго до этого российский предприниматель для успеха дела решил сменить фамилию на более благозвучную — от рождения он был Краснобрюховым — с чем и подал прошение на имя государя Николая I. Легенда гласит, что Николай в тот день был навеселе. Прочитав бумагу, он хмыкнул и поставил на ней следующую резолюцию: «Цвет изменить, брюхо оставить». Так и превратился Краснобрюхов в Синебрюхова.
Сегодня пиво «Koff» от Синебрюховых и другие сорта пенного напитка этой компании занимают почти 45% всего рынка этой продукции в Финляндии.
Рядом находится колокольня, принадлежавшая раньше Собору Александра Невского, полностью перестроенному в 1927 году. Колокольня является одновременно и маяком. Кстати, таких — всего 3 во всём мире.
Русский квартал. Дома, построеные в XIX веке русскими купцами на главной улице крепости, являлись одновременно и домами, где жили купцы, и магазинами. Последнее голубое здание — как раз и есть дом Синебрюхова, о котором я писал чуть выше.
Здесь же находится самый старый сухой док в Европе, который работает XVII века почти без перерыва. В давнюю пору тут могло строится до двух десятков парусных судов единовременно.
К слову, док и сейчас функционирует, занимаясь ремонтом деревянных судов.
Сама крепость, особенно зимой, производит угрюмое впечатление.
Памятник на могиле Августина Эренсверда — основателя и первого коменданта крепости. В проектировании памятника принимал участие сам король Густав III.
На острове очень много аккуратненьких одноэтажных домиков. В некоторых находятся магазины, в некоторых склады, а некоторые являются жилыми.
Суровые бастионы крепости.
В некоторых местах видна скалистая природа местных островов.
Пролив между двумя островами. Когда-то здесь прятался флот.
Лёд, так же как и у причала в Хельсинки, образует невероятную мозайку. Интересно, почему в Питере такого не бывает?
Велосипеды — один из самых популярных видов транспорта в Финляндии, даже зимой. Заметьте, велосипеды просто прислонены к стене — никаких цепей или замков. Европа...
Вид из Суоменлинны на Хельсинки. Можно угадать силуэт собора Святого Николая.
Соседний остров. Как там можно жить зимой — не представляю.
Кстати, в царские времена все острова Суоменлинны назывались по-русски: Комендантский остров, Инженерный, Госпитальный, Стрелковый, Артиллерийский, Ключевой...
Море волнуется раз, море волнуется два... Слева — считыватель проездных билетов, такой же как и во всем общественном транспорте в Хельсинки.
Пора домой. А жаль... Суоменлинна, жди нас летом!
На очереди отчёт из Новогоднего Таллина...
Не переключайтесь!
Ух ты как непривычно зимой! А мы летом были:
Я тоже, спустя несколько лет, добрался до Суоменлинны летом, вот мой фотоотчёт об этом — kezling.ru/travels/destination-aland-2/
И с верхней палубы парома из Стокгольма тоже как-то на крепость смотрел — kezling.ru/travels/baltic-10/