Поездка по Болгарии стала самой невнятной за последние несколько лет. Из-за различных обстоятельств посмотреть удалось примерно половину из того, что было запланировано. Правда сейчас, оглядываясь назад, я начинаю думать — может оно и к лучшему, потому что всё увиденное, за исключением великолепных Рильских гор и Пловдива, рассказы о которых уже стоят в очереди на публикацию, несколько разочаровало. Хотя, может быть, в этом виноват балканский колорит, который меня совершенно не вдохновил. Даже сейчас, готовясь к поездке в расположенную рядом с Болгарией Грецию, я испытываю некоторое волнение — всё-таки опять те же самые Балканы. Не разочаруюсь ли снова? Но вернусь к своему повествованию. Следующие после Велико-Тырново 24 часа были посвящены знакомству с болгарской историей...
Арбанаси
Первым делом мы поехали в старинное болгарское село — Арбанаси, которое расположено на горе, практически над Велико-Тырново. Оттуда открывается симпатичный вид на Царевец и Трапезицу.
Во времена Второго Болгарского царства здесь отдыхали столичные бояре, благо от Царевца — рукой подать. После захвата Болгарии турками, в эти места начали массово переселять жителей с территории сегодняшней Албании, слишком уж часто там возникали восстания против турецкого гнёта. От них и произошло сегодняшнее название деревни: «арбанаси» называли албанцев византийские историки и географы.
В начале XVI века Арабнаси переходит во владение к зятю одного из турецких султанов, после чего его жителям даются огромные привилегии — возможность беспошлинно торговать по всей территории Османской империи. Арбанаси быстро становится одним из богатейших сёл Болгарии.
Но время-то неспокойное — богато украшенные дома окружаются высокими каменными заборами, становясь похожими на маленькие феодальные замки.
За свою историю село неоднократно разорялось и сжигалось, до наших дней дожили лишь немногие здания.
Зато те, которые сохранились, — действительно древние.
Также здесь сохранилось несколько старинных церквей и монастырей. Так как во времена османского владычества существовал закон, запрещавший строить высокие храмы, все деревенские церкви внешне выглядят как обыкновенные сараи — невыразительные массивные стены, низкая двускатная черепичная крыша.
Для того, чтобы внутренние помещения обладали высокими потолками, часто храм утапливался на 1-2 метра в землю.
Многие балканские сёла часто подвергались набегам небольших турецких банд, поэтому церкви строились очень основательно: стены потолще, двери покрепче, окна поменьше и с обязательными решётками.
Старейшая и крупнейшая церковь в Арбанаси — Рождества Христова, построенная, вероятнее всего, в начале XVI века. Снаружи очень скромная и аскетичная.
Зато внутри - просторные интерьеры и богатая роспись. Одна из известнейших фресок — «Колесо жизни», символизирующее тщетность человеческой жизни. На фреске изображено восемь сцен из жизни человека — от рождения до смерти. Последняя, девятая сцена, — пожирание человека дьявольским чудищем.
Фракийская гробница в Казанлыке
Из Арбанаси мы поехали на юг — в Пловдив. По пути заночевали, где-то в горах. Утром добрались до Казанлыка — знойного и пыльного городка. В древние времена эти земли принадлежали легендарной Фракии.
А рядом с Казалныком располагался огромный фракийский некрополь — местная долина царей. Во времена Второй мировой войны, во время сооружения окопа в одном из холмов, случайно была найдена уникальная гробница с полностью сохранившимися росписями. Самое интересное, что буквально в нескольких метрах от фракийской гробницы был расположен мавзолей одного из турецких военначальников. Копни турки на несколько метров в сторону — и никакие фракийские фрески до нас гарантирванно бы не сохранились.
Фрески эти — единственный сохранившийся до наших дней пример фракийской живописи. Учитывая их уникальность, в гробнице поддерживают особый температурный режим и влажность. Внутрь пускают только специалистов. Ну а для туристов рядом построена полноразмерная копия гробницы. Но кому интересны копии? Примерно за 500 рублей смотрительница с радостью откроет оригинальную гробницу, да ещё и дополнительную экскурсию проведёт.
На фото — здание над оригинальной гробницей. Раньше на этом месте был холм. Кирпичные стены слева — руины турецкого мавзолея.
Фотографировать в оригинальной гробнице мне не разрешили. Далее — фотографии из копии.
Гробница представляет собой небольшое круглое помещение, облицованное мрамором, в которое ведёт узкий проём в скале.
Стены — белые, потолок расписан.
Для росписи использовалось всего четыре цвета: черный, красный, желтый и белый.
Да, всё это, примерно, IV век до нашей эры.
Существует версия, что здесь были захоронены фракийский правитель Ройгос вместе с женой.
В погребальной камере при раскопках были обнаружены скелеты мужчины и женщины, рядом — скелеты лошадей. Считается, что гробница была разграблена ещё в глубокой древности.
Предвосхищая ваши вопросы — оригинальные фрески от копий ничем не отличаются. Разве что побледнее будут.
Завтра расскажу про Пловдив.
Не переключайтесь!
Продолжение: Пловдив
По- моему, интересные и рассказ( впрочем как всегда!) и снимки! Спасибо!
потрясающе,удивительно что такая красота сохранилась до наших дней