Россия — не Италия, у нас все дороги, как ни крути, ведут не в Рим, а в Москву. И, хочется этого или нет, приходится мне иногда нашу дорогую, во всех смыслах этого слова, столицу навещать. Она для меня — как нелюбимая тётя: и рад бы не приезжать, но иногда всё же надо. Здесь находятся российские представительства многих международных компаний, проводится основная масса отраслевых выставок и конференций, да и с некоторыми друзьями и коллегами из других регионов чаще проще встретиться именно в столице. Ещё только здесь можно получить визы некоторых стран типа Ирана или Шри-Ланки. Наконец, как ни крути, в Москве крутятся все-все российские деньги. Казалось бы, обладая такими возможностями, этот город давно уже должен был превратиться в какую-нибудь туристическую Мекку, типа Лондона или Дубая, но...
Москва, на мой взгляд, — один из самых унылых и неинтересных с точки зрения туризма городов России: эдакое одноразовое местечко, посетив которое единожды, возвращаться больше не хочется. Я, честно, не понимаю, тех, кто в почёт нашей златоглавой воспевает туристические дифирамбы. Да, в столице за последние полтора десятилетия произошли кардинальные перемены. Да, в городе стало комфортно находиться. И да, я больше не морщусь, от одной мысли что в очередной раз нужно провести здесь несколько дней. Но нет, если бы не рабочие дела да задорные друзья, фиг бы меня когда-нибудь снова в границы МКАДа занесло: уж лучше в какую-нибудь Коломну, Елец, Псков, на худой конец — Великий Устюг... Эх, здравствуй, обрюзгшая и одряхшая!
Понаезжав за свою жизнь в Москву, наверное, под сотню раз, я, тем не менее, никогда не был в Третьяковской галерее (а ещё — в Историческом музее и Большом театре). Нужно было это как-то исправлять, и, лишь заселившись в отель, мы отправились на знакомство c шедеврами русской живописи.
История Третьяковской галереи началась в 1856 году, когда купцом Павлом Третьяковым были приобретены первые полотна — «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В 1860-м году для музея было построено отдельное здание. Неоднократно перестроенное и за полтора с небольшим века значительно разросшееся, оно как и много лет назад встречает посетителей парадным фасадом, созданным в начале XX века художником Виктором Васнецовым.
Удивительно, но даже в выходной день посетителей здесь немного. Мы не покупали билеты заранее онлайн, и я был уверен, что какую-никакую очередь нам на входе отстоять всё-таки придётся, но нет: спрос на искусство в наше время невысок.
Третьяковская галерея наших дней сродни Икее: маршрут её посещения охватывает все залы без исключения, и пока в каждом из них не побываешь — обратно на божий свет не выберешься. Пройти через всю экспозицию быстрым шагом можно за пару часов. Мы кое-как управились за три.
Что отмечу?
Первое: удивительные картины с видами Санкт-Петербурга и Москвы. И если «младшая столица» на изображениях всё же безошибочно угадывается, то на некоторых полотнах, например — кисти Фёдора Алексеева, «белокаменную» можно легко спутать с какими-нибудь европейскими городами. Только и остаётся восклицать: ну какава красота когда-то была!..
К слову, аналогична история с некоторыми видами петербургских окрестностей (например — кисти Семёна Щедрина), которые подчас скорее похожи на таинственные пейзажи Южной Европы, а то и вовсе сказочного Средиземья, но уж никак не на родные просторы Приневской низменности.
Второе: я впервые открыл для себя пейзажи Александра Иванова, некоторые из которых вообще неотличимы от фотографий. Поразительное мастерство!
Третье: как водится, интереснее всего разглядывать полотна с битвами, например — «Осаду Пскова Стефаном Баторием» кисти Карла Брюллова. Последнюю, кстати, некоторые искусствоведы считают самым неудачным из творением живописца.
Четвёртое: «Богатыри» Виктора Васнецова — ровно такие, какими я их и представлял. Шедевр!
Пятое: «Апофеоз Войны» кисти Василия Верещагина — на мой взгляд, одна из самых сильных картин русской живописи — скромно висит в углу одного из залов. Позади, за дверным проёмом, виднеется «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова.
Шестое: петербургские мотивы Александра Бенуа — лаконично блистательны. Ради них одних можно было в Москву приехать.
Седьмое: Третьяковская галерея — это не только картины. Вот например — удивительный камин работы Михаила Врубеля. Красота!
В начале апреля в европейскую часть России пришла настоящая весна, поэтому после посещения Третьяковки мы решили прогуляться по парковой зоне, тянущейся вдоль южного берега Москвы-реки.
На следующей фотографии — одна из аллей Нескучного сада, крупнейшего пейзажного парка в столичном историческом центре.
Вместо аллей — слякотное месиво, на скамейках — тоже неизвестно откуда взявшаяся жидкая грязь, велкам ту зе Москау! Да, годовой бюджет российской столицы — три триллиона рублей, но нет, этого недостаточно, чтобы в одном из центральных столичных парков построить нормальные дорожки, которые не будут каждую весну превращаться в болото. Чесслово, будто не один из самых дорогих городов мира, а забытая всеми деревня какая-то...
Нескучный сад знаменит тем, что здесь расположен павильон, в котором снимают телевизионную игру «Что? Где? Когда?».
По телевизору, конечно, всё выглядит красиво — смокинги, вечерние платья, аристократичная атмосфера. Но реальность — такова: страшный серый забор по периметру, внутри — такого же цвета убогая железная сцена, зачем-то обтянутая синим винилом, на территории — какая-то страшная пластиковая мебель, которой самое место в дешёвых прибрежных шалманах Крыма. Представляю теперь, как знатоки и гости «элитарного интеллектуального клуба» пробираются на съёмки программы по плывущей жиже парковых дорожек...
Хотя официально навигация по Москве-реке ещё не открыта — туда-сюда от Воробьёвых гор до устья Яузы бегают прогулочные теплоходы. Если вдруг решите прокатиться на таких — не рекомендую. Почему — расскажу ниже.
К Нескучному саду примыкает Парк Горького. Большая его часть — традиционно огорожена: перекладывают плитку. Дальше расположен Музеон. Там почему-то тоже половина территории закрыта на ремонт, который, похоже, никогда не закончится.
Вот в Зарядье — действительно хорошо, но в выходной день уж очень многолюдно...
Сердце Москвы — Красная площадь. Вокруг собора Василия Блаженного — серый забор из профлиста и какие-то строительные бытовки. Ощущение, что мы не на главной площади страны, а в каком-то строительном городке для гастарбайтеров. Позор!
На воротах Никольской башни Кремля — удивительные ручки. Сколько раз проходил мимо, а никогда не обращал на них внимания. Кстати, именно от этой башни ведётся учёт расстояний от Москвы до других городов.
На Кремлёвскую стену, если очень хочется, можно попасть. Но согласование с ФСО может затянуться на год и больше. Альтернатива — восстановленный участок Китайгородской стены в одноимённом проезде. Аутентичности, конечно, — никакой: всё это отстроено уже в наше время с нуля, но выглядит при этом — неплохо.
Знаете, где находится загадочное «у чёрта на куличиках»? Меньше чем в километре от Кремля!
Здесь, в двух шагах от станции метро Китай-город, расположена историческая местность — Кулишки (или Кулижки). В прошлом на Руси так называли вырубленные участки леса, выжженные под пашню, но не раскорчёванные, а ещё просто топкие и болотистые места. Три сохранившихся здесь до наших дней старинных храма — Всех Святых, Рождества Богородицы и Трёх Святителей до сих пор сохраняют в своих названиях приписку «на кулишках».
До 1934 года на углу современных Солянского проезда и улицы Солянки существовала ещё одна церковь — Кира и Иоанна, как можно догадаться — тоже «на кулишках». Городская легенда гласит, что в 1666 году в храме неожиданно появился демон, совладать с которым, как ни старался, не мог ни один из московских священников. Так место, где располагалась церковь, стало считаться проклятым, и за ним очень быстро закрепилось народное название «у чёрта на кулишках», которое с годами трансформировалось в современное «у чёрта на куличиках». К слову, конец у легенды всё же счастливый: из Флорищевой пустыни в Москву был вызван иеромонах Илларион, который, непрерывно молясь в течение пяти недель, всё же смог одолеть нечисть.
В наши дни «у чёрта на куличиках» выглядит вот так: здесь за серым высоким забором располагается штаб-квартира Федеральной фельдъегерской службы.
Неподалёку от «чёрта на куличиках» вглубь квартала от улицы Забелина тянется истинно петербургская по духу сеть дворов, соединённых сквозными арками. Здесь снималась сцена погони в «Брате 2».
Ещё один дивный уголок в самом центре Москвы — система дворов, прилегающая к палатам думного дьяка Емельяна Украинцева.
С начала нулевых здесь стихийно развился андеграундный культурный центр с книжным магазином, типографией и несколькими кафе. В какой-то момент стены местных домов даже выступали холстами для фестиваля граффити, но потом свободы в России поубавилось, и к настоящему моменту большая часть творений уличных художников закрашена.
На небольшом кирпичном здании, сиротливо ютящемся в углу двора в окружении мусорных баков, висит табличка: Подколпачный переулок.
Это, конечно, — бутафория. Никакого Подколпачного переулка в Москве никогда не существовало, как, например, и Староколпакского, о котором в одной из первых серий спрашивала у местного жителя впервые «понаехавшая» в Москву Масяня.
Вообще, прогуливаться по столичным проулкам — довольно интересно. В некоторых из них витает какой-то совершенно не столичный, скорее — провинциальный дух. Такое ожидаешь увидеть где-нибудь в Самаре или Краснодаре, но явно не в Москве.
Вот, например, двор Московского Союза художников.
Ещё один из удивительных столичных памятников — палаты, построенные в 1665 году. До недавнего времени считалось, что именно здесь жил во время посещений Москвы Иван Мазепа. На самом деле — это не так, но принадлежность этого дома преданного анафеме гетману Войска Запорожского так прочно утвердилась в московской топонимике, что это здание теперь известно именно как палаты Мазепы.
Несколько лет назад на улице Покровке была восстановлена историческая надпись «Булочная и кондитерская», чудом сохранившаяся под краской с первой половины XX века. На это мало кто обращает внимание, но на внешней облицовке того самого здания среди цветных плиток можно отыскать одну «рекламную» — с названием компании-производителя и её четырёхзначным номером телефона.
Ещё один прекрасный артефакт ранне-советского периода — знак «Крепим оборону СССР» на углу улицы Покровки и Покровского бульвара. Присуждение такого статуса жилым домам осуществляло Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (сокращённо — ОСОАВИАХИМ), существовавшее с 1927 по 1948 годы.
Для получения такого знака было необходимо, чтобы:
1. Всё взрослое население дома и дети старше двенадцати лет сдали норму на значок «Готов к ПВХО» первой ступени (для этого нужно было знать основы противовоздушной и противохимической обороны; разбираться в различных видах бомб — фугасных, зажигательных, химических, а так же быть в состоянии определить по внешним признакам и запаху иприт, люизит, фосген, хлорпикрин и адамсит; уметь пользоваться противогазом, герметизировать жилую комнату, выходить из местности, заражённой стойкими отравляющими веществами, пользуясь только подручными материалами; разбираться в признаках поражения и иметь навыки оказания помощи при поражениях различными отравляющими веществами — удушающими, общеядовитыми, раздражающими, нарывного действия; знать начальника противовоздушной обороны дома; и так далее, и тому подобное...);
2. На каждые сто взрослых жителей дома было не менее одного обладателя значка «Готов к ПВХО» второй ступени и не менее одного инструктора по герметизации жилищ от отравляющих веществ;
3. Все взрослые жильцы дома и дети имели противогазы, а не имеющие и те кто не может ими воспользоваться были обеспечены местами в защитных комнатах или убежищах;
4. Была подготовлена группа самозащиты, оснащённая всем регламентированным имуществом;
5. Все жильцы дома знали план противовоздушной и противохимической обороны;
6. Была организована светомаскировка дома, и полное затемнение дома по сигналу «воздушная тревога» производилось не более чем за одну минуту;
7. Были установлены специальные сигнальные приборы для дублирования сигналов «воздушная тревога» и «отбой» (например: сирены или радио) и подачи сигналов «химическая тревога» (например: колокол);
8. Был организован санитарный пункт первой помощи со специальной аптечкой для противовоздушной и противохимической обороны;
9. Были проведены профилактические противопожарные мероприятия: очищены от горючего хлама чердаки, коридоры, лестничные клетки и установлены специальные средства для тушения пожара — огнетушители либо ящики и кульки с песком.
10. На зачетном учении по ПВХО первичная организация ОСОАВИАХИМа жилого дома получила оценку руководства «отлично».
Хохловская площадь, больше известная как «Яма». Слева — сохранившийся фрагмент фундамента Белогородской стены XVI века, некогда оборонявшей Москву. Эта система укреплений была уничтожена в годы правления Екатерины II, как устаревшая, и вместо неё было проложено Бульварное кольцо.
Одна из семи сталинских высоток — Жилой дом на Котельнической набережной.
Рядом с ним на Москворецкой набережной находится один из причалов, с которого можно отправиться на речную прогулку по Москве-реке.
Мы тоже решили прокатиться и выбрали для этого первый подошедший теплоход. Им оказался «Колёсовъ», такой же как я показывал вам чуть выше на одной из фотографий.
Скажу честно: если вы хотите оглядеть столичные достопримечательности с реки, то это — не ваш вариант: нормально с борта теплохода Москвы вы всё равно не увидите. Впереди верхней палубы — глухая стена. Позади — какая-то железная конструкция со спасательной шлюпкой. Вдоль бортов — уродливый тент-навес, перекрывающий всю панораму, он же — сверху. На палубе установлены неудобные пластиковые стулья и пластиковые же столы. Всю дорогу из динамиков орут какие-то хиты сельских дискотек. В меню — недожаренный шашлык и дешёвое российское шампанское. Если начистоту, то это — уровень какой-нибудь придорожной шашлычной где-нибудь в тысяче километров от Москвы, но никак не столицы.
«Колёсовъ», кстати, — ещё не самый худший вариант, с его палубы всё же возможно хоть что-нибудь да разглядеть. Есть среди теплоходов, курсирующих по Москве-реке такие, вдоль бортов которых вообще установлены огромные экраны, по которым непрерывно крутится всякая реклама — там, получается, вообще ничего с палубы не видно.
В общем, все эти прогулочные теплоходы несут в себе явно не туристическую функцию, когда можно с удовольствием любоваться городом с воды, как это обычно сделано в большинстве европейских городов, а сугубо тусовочно-поедательную — покушать невкусной еды, да запилить в инстаграм фоточку с бокалом дешёвого шампанского на фоне винилового тента или спасательной шлюпки. Просто кто-то направляется за этим в торговые центры, расположенные вдоль МКАДа, а кто-то — на теплоход на Москву-реку.
Если вам всё же очень хочется прокатиться на кораблике по Москве-реке — мой вам совет: выбирайте теплоходы «Radisson». Пусть они и в два с половиной раза дороже того же «Колёсова», но там — полноценная открытая палуба, с которой всё прекрасно видно.
Одной из причин моего приезда в Москву было выступление в Клубе путешествий Лаборатории Касперского, где я рассказывал о нашей последней зимней экспедиции «Русский Север в объятиях зимы».
Фото: Александр Никулин
Фото: Александр Никулин
Дебют прошёл успешно.
Фото: Александр Никулин
Москва провожала нас шикарным перфомансом: развалившийся на асфальте у стены Ленинградского вокзала бухой обоссанный бомж с шекспировским трагизмом поучал своего направлявшегося к подземному переходу товарища: «Дима, научись уже себя любить!»
Выглядело это всё — будто пародия на многочисленных современных коучей и прочих инстаграм-учителей, расплодившихся в последние годы в каком-то неприличном количестве. В большинстве случаев всё их обучение со стороны выглядит примерно как советы этого самого бомжа, и он, как мне кажется, вполне мог бы занять достойное место в их плеяде.
Напоследок — горстка благодарностей моим московским и подмосковным друзьям: членам «иорданского» клуба — за готовность отложить все дела ради традиционно безумного пятничного забега по московским барам, Саше Никулину — за компанию и прекрасные фотографии с моего выступления в Лаборатории Касперского, Лёше Куликову — за удивительное погружение в московские закоулки (убедите его уже кто-нибудь экскурсии начать водить). До новых встреч!
Не переключайтесь!
Про Москву-подписываюсь под каждым Вашим словом,настолько точно и тонко подмечено !
С огромным удовольствием читаю ваши комментарии, содержащие массу интересной информации, любуюсь фото к которым они написаны. Комментировать это тяжело да и незачем. Просто хочется сказать Большое спасибо за ваш «отчеты» о своих путешествиях. Таких как я, молчаливых подписчиков, наверное большинство и они будут рады, если вы не бросите это дело.