Пиза страшно переоценена. Про неё почему-то принято рассказывать с восхищением, при этом город настолько неинтересен, что знай я об этом заранее — тысячу раз подумал бы: стоит ли вообще сюда заезжать. Нет, сама по себе Пиза — конечно не плоха. Но вот в сравнении с другими городами Италии — ничего особенного, я так и не смог понять — чего это все от неё кипятком писают.Те кто бывал здесь, обычно могут показать лишь пару фотографий в стиле «я помогаю Пизанской башне не упасть», и больше ничего. Меня всегда удивлял факт чрезмерной популярности этой наклонившейся кампанилы — мало что ли подобных «падающих» башен в других местах? Да я только в России вам сходу несколько штук назову (вот хотя бы колокольня в Кидекше)!
Но по пути в Пизу меня больше интересовал другой вопрос: почему все проводят здесь максимум пару часов, после чего сразу уезжают? Неужели кроме башни в городе нечего смотреть? Мне казалось, что это — миф. И мне очень хотелось его развеять. Но оказалось что снобистские заявления про замусоленную до дыр башню и полное отсутствие альтернативных достопримечательностей — сущая правда. Вся Пиза — это набор обычных итальянских жилых кварталов, отчасти симпатичных, но не имеющих ни индивидуальности, ни какой-то особенной красоты и не вызывающих абсолютно никаких эмоций — будто это не Пиза вовсе, а Лобня какая-нибудь.
Город встречал нас циклоном — шёл дождь, было по-зимнему холодно и неуютно.
Если бы не наклонившаяся кампанила, то про Пизу, наверное, сегодня и не вспоминали бы, хотя в прошлом ей всё же есть чем гордиться. Именно пизанцы когда-то находились на передовой в борьбе Европы с сарацинской агрессией. В XI веке они совместно с генуэзцами чистили от мусульман Сардинию с Корсикой и даже совершали дерзкие вылазки на Сицилию и на северное побережье Африки.
Пиза тогда была центром независимой Пизанской республики, считавшейся одной из ведущих морских держав Европы. В течение нескольких веков она с переменным успехом противостояла Генуе и Венеции на море и Лукке и Флоренции на суше. Закончилось все лишь в начале XVI века, когда Пиза окончательно перешла под власть Флоренции.
Город расположен на реке Арно.
На одном из её берегов стоит старая цитадель — остаток средневековых укреплений, возведённых за пределами городской стены и охраняющих подходы к Пизе с моря. Именно из этой крепости, начиная с XIII века, отправлялись в военные походы флоты Пизанской республики.
Если вы думаете, что в Пизе есть только одна «падающая» башня — то вы ошибаетесь. В городе немало подобных зданий, которые со временем немного наклонились в разные стороны, будто перебрали с тосканским вином.
Но какими улочками не иди, в результате все равно придёшь на Пьяцца деи Мираколи — главную туристическую площадь города. На русский её название переводится как «Площадь Чудес», хотя наши соотечественники чаще называют её «Полем Чудес».
«Чудеса» ограничиваются трёмя шедеврами романской архитектуры: Пизанским собором, Пизанской башней (хотя если быть точнее — колокольней) и Баптистерием. Здесь всегда многолюдно, так что приезжать на Пьяцца деи Мираколи лучше либо на рассвете, пока все туристы спят, либо в плохую погоду, когда все туристы где-нибудь прячутся.
Центр архитектурного ансамбля — Пизанский кафедральный собор.
Внутри всё по-итальянски — торжественно и помпезно.
По местной традиции внутри каждого уважающего себя собора должен обязательно находиться стеклянный гроб с какими-нибудь мощами. В случае с Пизой это — Святой Раньери, покровитель города и путешественников.
Пизанский баптистерий — крупнейший в Италии. Он славится своей акустикой. Пока я бродил по верхнему ярусу внизу пел какой-то оперный певец. По ощущениям — так круче чем в лучших театрах мира.
Пизанская башня в реальности — точь-в-точь как на фотографиях. И вы не поверите: она действительно «падает»! Баптистерий, кстати, тоже «падающий». Не так сильно, конечно, как башня, но всё же заметно.
Что про башню, то крениться она начала ещё во время строительства, которое стартовало в 1173 году и длилось, с перерывами на разные войны, почти два столетия. За всю историю существования несколько раз проводились работы по её стабилизации, последний раз — уже в наши дни. Считается, что сейчас башня — зафиксирована и простоит в таком виде ещё минимум 200 лет.
Наверху находится смотровая площадка. Несмотря на грабительскую цену в 15 евро, от посетителей — отбоя нет.
Рядом с башней — бронзовый падший ангел.
* * *
Из Пизы наш путь лежал в Геную. Поезд, на который у нас были заранее куплены билеты, почему-то отменили. Пришлось идти в кассу и договариваться о замене. Кассирша, как водится в Италии, не знала ни слова по английски. Мои же знания итальянского ограничивались трёмя словами: buongiorno, grazie и ciao. Худо-бедно, но общий язык всё-таки был найден. Вырисовывалось два варианта: либо доплатить 22 евро за билет и уехать через час, либо не доплачивать ничего и уехать через полтора. В короткой схватке разума и жадности победила последняя — я решил сэкономить 44 евро, и подождать лишних полчаса.
Поезд, на котором можно было уехать с доплатой, ушёл точно по расписанию. После этого произошёл какой-то коллапс, и поезда вообще перестали ходить. Пришлось провести на вокзале ещё четыре незабываемых часа — с дождём, ветром, и в окружении всяких криминальных элементов арабской наружности.
Поздней ночью мы всё-таки добрались в Геную.
Не переключайтесь!
Продолжение: Огенуительная Генуя: кладбище Стальено
То же самое могу сказать о Тадж Махале например, который в Агре :)
Ещё, говорят, та же история со Стоунхенджем и островом Пасхи. Можно начинать составлять рейтинг достопримечательностей-разочарований! =)
Мне кажется это просто из-за ожиданий) типа всё детство тебе рассказывают про некие чудеса света и они ассоциируются у тебя даже в настоящие дни с некоей волшебной сказкой. А когда ты попадаешь в тот же Тадж Махал, отстояв лютую очередь, где тебя обобрали за входной билет на бабки и не можешь закрыть два ноутбука в одной камере хранения, т.к. тебя стремится обобрать даже ключник и, попадая в тадж, его мать, махал, тебе говорят надеть тапочки, которые, опять же, продаются за деньги... А потом лютая толкучка и фоткать гробницу в центральной комнате нельзя... Монументальненько слегка конечно... А потом ты выходишь и на тебя накидываются торгаши. Купи, с понтом, сувенир! И, не приведи Боги, ты хоть что-то одно купишь — остальные разорвут на части!))))
А на картинках — да. Выглядит сказочно настолько, что хочется посетить)))
Да, всё так и есть. И ещё к этому добавляется то, что мы живём в мире, перенасыщенном информационными потоками. Всё восхищение чудесами проходит ещё на этапе рассматривания красивых картинок из интернета или журналов, и для посещения вживую эмоций уже не остаётся. Приплюсуем сюда ещё тот факт, что чаще всего фотографии с чудесами, через которые мы с ними знакомимся, сняты с правильных ракурсов, в правильное время и при правильном освещении. В реальной жизни всё получается совсем иначе. Тяжела судьба путешественника, c'est la vie!
На мой взгляд простого обывателя,так архитектурный ансамбль и «в живую» смотрится прекрасно.Была когда-то,а вот в городе не удалось побродить,судьба туриста с группой,привезли в одно место,дали 30минут «оглядеться»,и опять в автобусы...
На фотографиях Ваших все выглядит просто замечательно.Фотогеничный городок(смайлик улыбается).