Влюбляешься в Рим очень медленно,
понемногу — и уж на всю жизнь.
Николай Гоголь. Из письма Алекандру Данилевскому
Рим — сложен и многогранен. И его не так уж просто распробовать — приехав сюда первый раз в жизни и прогулявшись стандартными туристическими тропами, я так и не вынес из нашего знакомства каких-то особенных эмоций. Ну да, Рим. Ну и что? Друзья удивлялись, а я рассказывал им что-то про толпы туристов и про статуи Бернини, стоящие под открытым небом...
На этот раз я решил не отвлекаться на всякую ерунду типа творений Микеланджело или Браманте, а попробовать поглубже погрузиться в жизнь итальянской столицы. И Рим открылся мне с совершенно другой стороны.
Мы жили в старинных апартаментах практически в самом сердце города, примерно посередине между вокзалом Термини и Колизеем. Огромная дубовая дверь, весом, наверное, килограммов в пятьсот, надёжно защищала небольшой тихий дворик от городского шума. По другую её сторону располагалась оживлённая площадь Санта-Мария-Маджоре, посреди которой, словно огромная скала, возвышалась помпезная одноимённая базилика. Весь день к ней тянулись вереницы туристических автобусов, из которых друг за другом вытекали однообразные группы туристов. Ночью их место занимали многочисленные бездомные, располагавшиеся вдоль церковных стен на ночлег. Как-то так получилось, что за то время, пока мы были в Риме, я прошёл мимо этой церкви, наверное, раз тридцать, но так ни разу её и не сфотографировал...
Мы жили на третьем этаже. Старый лифт, настолько маленький, что зайди в него вдвоём — места для чемодана уже не останется, кряхтел и сопел, словно дряхлый старик, и иногда путал этажи...
Ранним утром второго дня я снова решил попытать удачу в поисках римского рассвета. И вот опять часы показывают какую-то чертовскую рань, а я бреду куда-то по пустынным римским улицам. До рассвета ещё минут сорок, поэтому можно не торопиться. Останавливаюсь на мосту Виктора Эммануила II. Напротив — замок Святого Ангела и ведущий к нему одноимённый мост. Это — одно из самых живописных мест итальянской столицы.
Не спеша перехожу на другой берег Тибра. Там меня ждёт темнота узких улиц, ведущих на вершину холма Яникуле — самого высокого из римских холмов. На улице прохладно — всего пара градусов выше нуля, по такой погоде идти вверх легко и приятно.
Светает. Я сижу на старом парапете и смотрю на замок Святого Ангела. Он — скорее нелеп, чем красив: будто какая-то странная громада, неумело слепленная ребёнком из неподатливого жёсткого пластилина. За свою долгую историю это здание претерпело немало изменений, пройдя непростой путь от императорской гробницы до резиденции Римских Пап. Я рассказывал подробно его историю пару лет назад, поэтому сегодня не буду заострять на ней внимания.
Неподалёку возвышается купол собора Святого Петра. Совсем рядом — кажется, что можно дотронуться до него рукой.
Интересно, но Яникул не входит в семь исторических холмов Рима — в античные времена он располагался за городскими стенами, на его вершине был построен храм богини Фурины, а его склоны были покрыты священными рощами.
Сегодня здесь расположен благоустроенный променад с несколькими смотровыми площадками, с которых открываются одни из лучших видов на Рим. Более лучше (как модно сейчас говорить) — только с крыши монумента Витториано.
Неожиданно для меня, Рим окружён со всех сторон довольно высокими горами. Зимой на их вершинах лежит снег.
Всегда приятно поразглядывать знакомые до прожилок архитектурные силуэты. Вот — похожий на перевёрнутую тарелку Пантеон, жемчужина античной архитектуры. Перед ним — закрученный спиралью купол церкви Сант-Иво-алла-Сапиенца, жемчужины римского барокко.
А вот — руины, подпирающие Палатин, древнейший из римских холмов, с которого когда-то давным давно началась история города.
Восходит солнце. Рассветное волшебство длится ещё меньше чем вчера — буквально пара минут солнечного света, и Рим снова погружается в утренний полумрак.
На вершине холма Яникуле стоит маяк — подарок от итальянских эмигрантов, некогда обосновавшихся в Аргентине. Маяк был установлен в 1911 году, и никогда не выполнял своей прямой функции (что неудивительно: отсюда до моря по прямой — больше 20 километров).
По длинной лестнице спускаюсь вниз. Меня обгоняют дети, спешащие в школу.
На восточном склоне Яникуле расположен один из интереснейших римских районов — Трастевере.
По местным мощёным мостовым не проходят туристические тропы, поэтому здесь нет суеты, присущей итальянской столице.
На улицах Трастевере царит какая-то домашняя атмосфера, чутка отдающая нотками романтизма. Всё душевно и очень просто, нет ни столичной величественности, ни пышности, ни помпезности...
В-общем, в свой следующий приезд в Рим я обязательно поселюсь где-нибудь здесь!
Узкими улицами Трастевере выхожу на небрежную Тибра.
Поговорим про римские мосты.
Мост Сикста. Он был построен в XV веке. Говорят, что круглое отверстие по центру когда-то служило ориентиром для оценки уровня воды в Тибре в периоды наводнений: если река поднималась до него — Рим оказывался под угрозой затопления.
Руины моста Эмилия (другое название — Понте Ротто) — самого старого каменного моста в Риме. Он был построен во II веке до нашей эры. Его восточная часть обрушилась в конце XVI века, а западная — в конце XIX века, так что на сегодня сохранилась всего одна каменная арка, хотя когда-то их было целых шесть.
На заднем плане — мост Фабричио — самый древний из полностью сохранившихся римских мостов. Он был построен в I веке до нашей эры. Мост ведёт на единственный остров на Тибре — Тиберину. Если верить легендам - то это вовсе на остров, а перевёрнутый корабль. Некоторое сходство действительно есть.
Ещё один из римских холмов — Авентин. На его вершине расположен парк Савелло, более известный как Апельсиновый сад.
На дворе — конец января, а на ветках висят спелые апельсины. Жаль что они несъедобны — это дикий кислый сорт.
Из Апельсинового сада открывается один из классических видов на Рим. Вечером здесь может быть довольно многолюдно, а вот ранним утром — так просто красота: идеальное место для неспешных раздумий о вечном...
Приближается время завтрака. Возвращаюсь в апартаменты. После завтрака у меня важная миссия — отвезти бабушку, которую я сопровождаю в путешествии по Италии, в Музеи Ватикана.
Удивительное дело, я слышал бесчисленное количество историй про многочасовые очереди на входе, но так ни разу их и не видел. Так и на этот раз - приезжаем ко входу, а там — ни души. Ненароком начинаю думать, что рассказы про очереди — не более чем слухи, специально распространяемые Ватиканом для привлечения туристов: мол, смотрите, какой у нас тут ажиотаж!
Провожу бабушку внутрь — она будет там гулять до самого вечера. А у меня — другая программа: спускаюсь в метро, еду до Сан-Джованни, там сорок минут жду автобуса, и уезжаю на нём в римские предместья.
Мой цель — Аппиева дорога. Когда-то она соединяла столицу Римской империи с Грецией, Египтом и Малой Азией. Первый участок Аппиевой дороги был построен в 312 году до нашей эры, и некоторые его отрезки сохранились до наших дней в оригинальном виде.
Общественный транспорт Рима — непредсказуем и беспощаден: дорога занимает больше двух часов. Непозволительное безрассудство, уж лучше бы на такси поехал! Времени на прогулку практически не остаётся, но отступать поздно — беру в туристическом центре велосипед, и отправляюсь в путь.
Дорога идёт через поля, перемежаемые с тихими рощами. Поют птицы. Я снимаю куртку и еду в одной футболке.
Вдоль Аппиевой дороги расположено огромное количество памятников — здесь и античные гробницы и мавзолеи, и раннехристианские катакомбы, и загородные виллы республиканского и имперского периодов, и средневековые оборонительные башни.
Сюда, конечно же, нужно приезжать на целый день, чтобы спокойно — с чувством, с толком, с расстановкой — проехать весь отрезок старой дороги от начала до конца. У меня же в запасе — немногим более двух часов, поэтому, чувствую, что придётся сюда как-нибудь вернуться.
На строительстве и содержании дорог в Древнем Риме было не принято экономить. Да и строили римляне на славу. Ширина дороги достигала четырёх метров, на ней могли спокойно разъехаться два конных экипажа. По бокам дороги располагались похожие на тротуары возвышения, а так же канавы для стока дождевой воды.
Отличить оригинальные участки старой римской дороги от восстановленных — проще пареной репы: большие пологие камни — родом из Античности, мелкая брусчатка — из более поздних времён.
Согласно римской традиции считалось, что человек жив, пока о нём кто-то помнит — пусть даже путник, случайно бросивший взгляд на его могилу. Вкупе с запретом на погребение людей в черте города это привело к тому, что все дороги, ведущие из Рима, со временем превратились в огромные некрополи.
Захоронения были самыми разнообразными - от колумбариев и подземных катакомб до гробниц и огромных мавзолеев.
Да, да, и это — тоже Рим!
Вечер. Я возвращаюсь в центр города, чтобы посмотреть закат со смотровой площадки на крыше монумента Витториано.
За несколько секунд лифт поднимает меня на высоту 75 метров. Теперь весь Рим — у моих ног.
Одна из центральных городских магистралей — Виа-дель-Корсо.
Знатоки римской архитектуры могут поискать знакомые силуэты. Отлично видны замок Святого Ангела, Пантеон и Дворец Правосудия, рядом с которым я пытался поймать рассвет накануне.
Башня дворца Сенаторов на Капитолийском холме.
Скульптуры на крыше Нового дворца.
Римский форум, центр общественной жизни в Древнем Риме.
Рядом — холм Палантин.
За ним — холм Целий.
Неподалёку — холм Авентин.
Единство — одна из квадриг, венчающих Витториано.
Закат достигает своего апогея. Солнце касается краем горизонта. Город окунается в царство ярких красок.
Купола Рима.
Собор Святого Петра.
Колизей.
Форум Траяна.
За сим — всё.
Не переключайтесь!
Интересная и полезная статья. Мне нравится Ваш стиль повествования, прекрасные фотографии и замечательный стиль путешествий: рано утром и подальше от туристов. Спасибо, Владимир! Это будет моя первая поездка в Рим.
Хорошей вам поездки!
Вот подборка всех моих статей про Рим: kezling.ru/tags/roma/ — надеюсь, пригодится.
Спасибо! Я все Ваши статьи прочла. Замечательно пишете. Хороших Вам путешествий!