Итальянские каникулы|25–29 апреля 2012

Музеи Ватикана

Опубликовано: 1 июля 2012

Подавляющее большинство мировых музеев вызывает у меня рвотный рефлекс: посещать можно и нужно только избранные и реально интересные, а их, даже в мировых масштабах, не так уж и много. То, что обязательно нужно посетить, притом даже не один раз в жизни — музеи Ватикана, крупнейшее в мире собрание произведений искусства. При этом надо быть готовым к толпам ошалевших посетителей, которые, отстояв сначала в немаленькой очереди, показывают просто чудеса человеческой выносливости, не спеша бродя днями напролёт по бесконечным залам. Даже чтобы просто вместе с основным потоком туристов пройти через залы ватиканских музеев к его главному сокровищу — Сикстинской капелле — нужно выделить минимум несколько часов. Я даже не говорю про то, чтобы хотя бы поверхностно знакомиться с экспонатами — на это уйдут недели и месяцы...

Музеи Ватикана огромны.

1400 залов и 20 двориков-музеев Ватикана хранят более 60 000 произведений искусства. Среди них творения древних мастеров, работы Джованни Беллини, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, скульптуры Бернини.

Сразу на входе тебя подхватывает огромная человеческая река и не спеша несёт через все залы. Так как залов много, и переходы довольно запутаны, то если не следить — минут через 5 теряешь ориентацию в пространстве.

Музеи Ватикана

В дополнение к этому, видимо пытаясь контролировать направление человеческих рек, сотрудники музеев периодически перекрывают некоторые проходы, закрывают двери. Реки бурлят, останавливаются и меняют течение.

Музеи Ватикана

Расскажу о том, что меня восхитило.

Во-первых — нереально крутые росписи потолков.

Музеи Ватикана

Хотя и выглядят они как настоящее 3D, это — не барельефы, а обыкновенные рисунки.

Музеи Ватикана

Вообще, про музейные потолки можно было бы сделать отдельный пост. Половину времени, пока мы гуляли по музею, я провёл с задранной вверх головой.

Музеи Ватикана

Галерея географических карт. Здесь можно познакомиться с географическими картами ватиканских владений в Европе и некоторых других важных регионов в эпоху папы Григория XIII.

Например, Венеция. Сравните эту роспись с моей фотографией, сделанной с борта самолёта. Довольно реалистично.

Музеи Ватикана

Зал непорочного зачатия. Зал посвящён утверждённому в 1854 году папой Пием IX догмату о непорочности зачатия Девы Марии. Довольно туманный вопрос, являющийся, к слову, одним из камней преткновения между католичеством от православием.

Кстати, Пий IX — это тот самый, который приказал отрубить у всех обнажённых мужских скульптур пиписьки, мол они оскорбляют своим обнажённым видом обитателей Ватикана. Страшная потеря для искусства эпохи возрождения. «Великая кастрация», как назвал её в «Ангелах и демонах» Дэн Браун:

Папа изувечил шедевры Микеланджело, Браманте и Бернини. Нанесенные скульптурам повреждения были стыдливо прикрыты алебастровыми фиговыми листками. Лэнгдона всегда занимал вопрос, не стоит ли где-нибудь в Ватикане громадный, заполненный мраморными пенисами сундук?..

Музеи Ватикана

Станцы Рафаэля — четыре небольших помещения в папском дворце Ватикана, которые папа Юлий II избрал для своих апартаментов. По совету Браманте он поручил сделать росписи стен молодому Рафаэлю, которому тогда только-только исполнилось 25 лет.

Станца Константина. Здесь проводились официальные церемонии. Украшающие её фрески, созданные учениками Рафаэля уже после его смерти, посвящены римскому императору Константину, сделавшему в III веке нашей эры христианство официальной религией.

«Битва у Мульвийского моста».

Музеи Ватикана

Станца Элиодора. Это помещение использовалось для частных приёмов папы. Тематика росписей — покровительство Бога, оказываемое католической церкви.

Музеи Ватикана

Станца Сеньятура. Эта комната была рабочим кабинетом папы. Тема её росписи — духовное развитие человека.

«Диспут».

Музеи Ватикана

«Афинская школа». Это — одна из известнейших работ Рафаэля.

Из Википедии:

В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон, в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи, воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель, в синем плаще, указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ, Диоген, Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре, с чертами лица Микеланджело, Евклид, с чертами лица Браманте, Птолемей и Зороастр, с которыми беседуют двое юношей, один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце. По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии.

Музеи Ватикана

Станца Пожара в Борго. Здесь собиралась верховная судебная инстанция Святого Престола.

Центральная фреска — «Пожар в Борго» — повествует о пожаре 847 года в районе Борго, примыкающему к Папскому дворцу. В глубине фрески — собор Святого Петра со старым фасадом.

Музеи Ватикана

Сикстинская капелла. Здесь, начиная с XV века, проходят конклавы — собрания кардиналов, созываемые после смерти понтифика для избрания нового папы.

Музеи Ватикана

Стены и потолок капеллы украшены фресками, к созданию которых приложили руки известнейшие художники Возрождения.

Стены опоясывают два цикла: история Моисея и история Христа.

Музеи Ватикана

Алтарную стену и потолок расписывал Микеланджело.

На левой фотографии — часть потолка: сцены изгнания из рая, сотворения Евы, сотворения Адама и отделения суши от воды. На роспись потолка у Микеланджело ушло 5 лет. Существует легенда, что всё это время он работал лёжа, это не так — писать ему приходилось стоя, но запрокинув голову назад.

На правой фотографии — «Страшный суд», тоже работа Микеланджело, созданная им через 25 лет после росписи потолка.

Музеи ВатиканаМузеи Ватикана

Вообще-то, фотографировать в капелле запрещено, но все плевать хотели на этот запрет.

Музеи Ватикана

Напоследок, макет Ватикана, стоящий на выходе из музеев.

Музеи Ватикана

Не переключайтесь!

Продолжение: Везувий

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Итальянские каникулы»

25–29 апреля 2012

Другие статьи про Рим

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 6 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

6 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Надежда

Краткость, как известно, — сестра таланта. Лаконизм Вашей экскурсии по музеям Ватикана приятно удивил.

«Нереально крутые росписи потолков», которые Вас так поразили, выполнены в технике гризайль. "Крутые "- в смысле объёмные, пластичные?

Слово «пиписьки» я бы, будь Вашим редактором, заменила на нормативные пенис или фаллос.

Обратите внимание также на слово — «неспеша». Вы его употребляете дважды во вступлении и каждый раз с ошибкой. Частицу «не» нужно писать раздельно — не спеша.

Очень обидно за музеи, к0торые почему-то вызывют у Вас чувство тошноты. Избегайте таких музеев:)

Надежда

Приятно иметь дело с человеком, к0торый нормально воспринимает критику. От этого Ваш сайт станет ещё лучше, ещё безупречнее. Именно этого мне и хочется. До совершенства Вам осталось совсем чуть-чуть. Обычно я прихожу в ужас от интернетных грамотеев. Вы в этом смысле — исключение из правил. От души желаю Вам успехов!

Елена (Вялых)

Спасибо за репортажи по Риму!! Довелось побывать практически во всех местах, о которых Вы повествуете, но несомненно мои любительские фото не могут соперничать со столь профессиональной съемкой, как Ваша!!! В музеях Ватикана мне более запомнился Зал круглой чаши с изумительным орнаментом на полу мелкой мозаикой и именно потолки в Галерее географических карт, о Соборе Св.Петра рассказать даже целого сайта не хватит!!! Но мне -то заполнилась Св.Елена напротив Св. Андрея, т.к. я -Елена, а муж -Андрей. Еще раз -БРАВО, Владимир!!!

mitya

Фотографировать фрески (как и другую живопись) можно, если отключить вспышку. К сожалению, многие не знают или не хотят знать как это делается. Отсюда и запрет.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
6
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x