Про великие города очень тяжело писать: про них столько всего было сказано за прошедшие века, причём людьми, владеющими слогом намного увереннее меня, что представить их как-то по новому — задача невыполнимая. Этот пост я пытался написать несколько раз, и каждый раз выходила какая-то отвязнейшая дрянь — в итоге я удалял всё полностью и начинал сначала. Раз на пятый до меня донёсся явный аромат бесперспективняка — ну вот что, скажите мне, что нового можно рассказать про Флоренцию? Да ничего — только стандартные штампы: великий город, раскинувшийся по берегам реки Арно, ставший родиной итальянского Ренессанса; центр культуры и искусства, пытавшийся спорить за это звание с самим Римом... Можно ещё добавить, что здесь творили Джотто и Донателло, Данте Алигьери и Джованни Боккаччо, Филиппо Брунеллески и Джорджо Вазари, Сандро Боттичелли и Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи... Это — клинический факт: Флоренция дала миру столько великих людей, что сложно представить себе город, способный составить ей в этом конкуренцию...
Официальная история Флоренции началась в 59 году до нашей эры, тогда римляне основали на этом месте деревню, предназначенную для ветеранов войн. За прошедшие с того времени века город повидал немало: были взлёты и падения, войны, дворцовые перевороты и эпидемии чумы.
Главные страницы флорентийской истории писались в XVI-XVIII веках, и связаны они с расцветом дома Медичи. Представители этой олигархической семьи, к слову одной из богатейших в Европе того времени, неоднократно становились правителями Флоренции. Из этой же династии вышло четверо римских пап и две королевы Франции. Но главное, конечно, не это, а то — что Медичи, будучи щедрыми меценатами и расточительными заказчиками, активно покровительствовали молодым художникам и архитекторам.
За годы своего величия Медичи собрали одну из крупнейших в мире коллекций европейского изобразительного искусства. Её формирование началось в XV веке, а столетие спустя для её хранения был построен отдельный дворец — Уффици.
Одним своим концом дворец Уффици упирается в набережную Арно. Здесь расположен один из главных символов Флоренции — пешеходный мост Понте Веккьо, древнейший в городе и единственный сохранивший свой первоначальный облик. Он был построен в 1345 году.
С другой стороны от Уффици — шумная площадь Синьории. Здесь много чего интересного, например — лоджия Ланци.
Под её сводами — царство мраморных скульптур: чтобы приобщиться к прекрасному во Флоренции — вовсе не обязательно заходить в какие-либо музеи.
Главное здание на площади Синьории — Палаццо Веккьо, с конца XIII века являющийся центром политической жизни Флоренции. У входа — известный на весь мир пятиметровый Давид работы Микеланджело. К слову, это — копия, а оригинал прячется в одном из местных музеев.
Внутри Палаццо Веккьо — музей. Вместе с ним в этих же стенах скрывается городская ратуша.
Одно из главных дворцовых помещений — зал Пятисот, когда-то крупнейший в мире. Его построили в конце XV века для совещаний Большого народного совета, в который входило ровно пятьсот членов — отсюда и название.
Стены зала украшены гигантскими фресками. Оформление одной стены было заказано Микеланджело, другой — Леонардо да Винчи. По официальной версии, ничего путного из этого не получилось — первый так и не приступил к росписи стен, ограничившись лишь созданием набросков на картоне, а последний чего-то там перемудрил с составом красок, из-за чего фрески начали таять буквально на глазах...
В XVI веке зал обновили, подняв крышу, что позволило расположить под потолком длинные ряды окон, через которые внутрь начал проникать уличный свет. Работами руководил Джорджо Вазари. Он же украсил стены новыми фресками, созданными поверх старых.
Уже в XX веке на одной из них было найдено таинственное послание, выведенное крошечными буквами на небольшом боевом знамени: «cerca trova», или, если по-русски, — «ищущий находит». Некоторые исследователи решили, что это — подсказка будущим поколениям: Вазари, восхищавшийся работой Леонардо да Винчи, не стал рисовать свою фреску поверх старой, а построил новую стену, спрятав за ней шедевр своего предшественника. И вообще, история про плачевное состояние работы Леонардо да Винчи — не более чем миф, а решение заказать новые фрески поверх старых имело под собой исключительно политическую подоплёку.
Как бы там ни было, современные исследования показали, что действительно за фреской Вазари находится узкая воздушная прослойка, достаточно крупная, чтобы скрывать утерянную фреску Леонардо да Винчи. Но эта тайна пока ждёт своей разгадки...
Внизу, под фресками, — скульптуры, прославляющие подвиги Геракла. Слева — «Геракл и Диомед», знаменитая иллюстрация запрещённого приёма — захвата пениса. Справа — «Геракл и Какус».
«Геракл и Ипполита».
Пройдёмся по остальным залам дворца. Там — красиво.
Иногда — даже слишком.
Палаццо Веккьо венчает девяносточетырёхметровая башня Арнольфо. С неё очень хорошо смотреть на Флоренцию.
Главная городская архитектурная доминанта — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. На момент постройки он был крупнейшим в Европе, вмещая под своими сводами до 30 тысяч человек.
Украшенный красной черепицей купол собора, спроектированый Брунеллески, — инженерный шедевр своего времени. Именно он стал примером, на базе которого был спроектирован купол собора Святого Петра в Ватикане.
При строительстве купола Санта-Мария-дель-Фьоре было использовано более 4 миллионов кирпичей. До сих пор это — крупнейший подобный купол в мире.
На самом верху — смотровая площадка. Мы с вами поднимемся туда чуть позже.
А пока осмотримся по сторонам.
Слева видна арка на площади Республики, за ней возвышается колокольня базилики Санта-Мария-Новелла, старейшей во Флоренции. Справа — базилика Санта-Кроче.
Река Арно. Спокойная с виду, она периодически радует Флоренцию катастрофическими наводнениями. Последнее произошло в 1966 году, тогда вода поднялась более чем на 3 метра.
Мост Понте Веккьо. С такого ракурса он с трудом угадывается среди черепичных флорентийских крыш.
Самим крышам можно смело посвятить отдельный пост. Они — прекрасны!
Но даже если забыть про крыши, Флоренция всё-равно невероятно хороша. Я очень люблю города, изобилующие мелкими деталями. Флоренция — определённо один из чемпионов в этой номинации.
Пьяцца-дель-Дуомо (или, если по простому, Соборная площадь) — сердце города. Здесь располагается соборный комплекс, состоящий из трёх зданий: главного городского собора — Санта-Мария-дель-Фьоре, баптистерия, и колокольни, носящей имя Джотто.
Строительство комплекса началось в конце XIII века и продолжалось около 600 лет.
Санта-Мария-дель-Фьоре настолько огромен, что на площади невозможно найти ни одного угла, с которого он был бы виден полностью. Приходится ходить вокруг него с высоко задранной головой.
Внутри собора — много интересного. Например, часы, установленные в 1443 году и до сих пор исправно отсчитывающие минуты, пролетающие над Флоренцией. Ну или известнейшая картина Доменико ди Микелино, на которой изображён Данте Алигьери со своей «Божественной комедией». Вокруг него — ад, чистилище, рай и, конечно же, Флоренция.
Собор венчает купол, украшенный фреской «Страшный суд» работы Джорджо Вазари и Федерико Цуккари.
Когда-то на этом месте находился другой собор — Санта-Репарата. Интересно, что он продолжал стоять пока не было закончено строительство Санта-Мария-дель-Фьоре, который был возведён вокруг него, словно саркофаг.
Если спуститься в подвал, можно посмотреть на то, что сохранилось от Санта-Репарата. Сохранилось немного.
Мозаики.
Да могильные плиты.
По подземельям погуляли. Самое время подняться наверх.
Узкая душная лестница ведёт к основанию купола — там находится небольшой балкон. С него можно рассмотреть «Страшный суд» поближе.
Эпичность, конечно, зашкаливает.
Ползу дальше.
Вершина купола. В лицо дует холодный январский ветер. В глаза бьёт яркий солнечный свет. Рядом что-то кричат вездесущие китайцы.
Внизу, у моих ног, — Флоренция.
Колокольня Джотто.
Палаццо Веккьо и галерея Уффици. Подъёмные краны — напоминание о теракте, совершённом сицилийской мафией в 1993 году. Флоренция не может оправиться от него до сих пор.
Башня Арнольфо, венчающая Палаццо Веккьо. С неё были сделаны фотографии, опубликованные чуть выше.
На заднем плане — форт Бельведер, крепость построенная семьёй Медичи в конце XVI века на всякий случай.
Башня дворца Барджелло, старейшего общественного здания Флоренции, и колокольня Флорентийского аббатства, крупнейшего городского монастыря.
Базилика Санта-Кроче.
Прямо — базилика Санта-Мария-Новелла. Справа — церковь Сан-Лоренцо, большой красный купол — капелла Медичи.
Санта-Мария-Новелла крупнее. Справа от неё — здание одноимённого флорентийского вокзала.
Городской рынок.
Ещё немного флорентийских крыш.
Пора обратно на землю...
Не переключайтесь!
Продолжение: Бессистемные блуждания по Флоренции. Часть 2
Красота!!!!!!!!!
Эх,какая красота наверху!А мы не поднялись наверх...поленились...
Круто! И восхождение и фото...