Опубликовано: 22 апреля 2021

Россия — не Италия, у нас все дороги, как ни крути, ведут не в Рим, а в Москву. И, хочется этого или нет, приходится мне иногда нашу дорогую, во всех смыслах этого слова, столицу навещать. Она для меня — как нелюбимая тётя: и рад бы не приезжать, но иногда всё же надо. Здесь находятся российские представительства многих международных компаний, проводится основная масса отраслевых выставок и конференций, да и с некоторыми друзьями и коллегами из других регионов чаще проще встретиться именно в столице. Ещё только здесь можно получить визы некоторых стран типа Ирана или Шри-Ланки. Наконец, как ни крути, в Москве крутятся все-все российские деньги. Казалось бы, обладая такими возможностями, этот город давно уже должен был превратиться в какую-нибудь туристическую Мекку, типа Лондона или Дубая, но...

Москва, на мой взгляд, — один из самых унылых и неинтересных с точки зрения туризма городов России: эдакое одноразовое местечко, посетив которое единожды, возвращаться больше не хочется. Я, честно, не понимаю, тех, кто в почёт нашей златоглавой воспевает туристические дифирамбы. Да, в столице за последние полтора десятилетия произошли кардинальные перемены. Да, в городе стало комфортно находиться. И да, я больше не морщусь, от одной мысли что в очередной раз нужно провести здесь несколько дней. Но нет, если бы не рабочие дела да задорные друзья, фиг бы меня когда-нибудь снова в границы МКАДа занесло: уж лучше в какую-нибудь Коломну, Елец, Псков, на худой конец — Великий Устюг... Эх, здравствуй, обрюзгшая и одряхшая!

Понаезжав за свою жизнь в Москву, наверное, под сотню раз, я, тем не менее, никогда не был в Третьяковской галерее (а ещё — в Историческом музее и Большом театре). Нужно было это как-то исправлять, и, лишь заселившись в отель, мы отправились на знакомство c шедеврами русской живописи.

История Третьяковской галереи началась в 1856 году, когда купцом Павлом Третьяковым были приобретены первые полотна — «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. В 1860-м году для музея было построено отдельное здание. Неоднократно перестроенное и за полтора с небольшим века значительно разросшееся, оно как и много лет назад встречает посетителей парадным фасадом, созданным в начале XX века художником Виктором Васнецовым.

Удивительно, но даже в выходной день посетителей здесь немного. Мы не покупали билеты заранее онлайн, и я был уверен, что какую-никакую очередь нам на входе отстоять всё-таки придётся, но нет: спрос на искусство в наше время невысок.

Московское весеннее

Третьяковская галерея наших дней сродни Икее: маршрут её посещения охватывает все залы без исключения, и пока в каждом из них не побываешь — обратно на божий свет не выберешься. Пройти через всю экспозицию быстрым шагом можно за пару часов. Мы кое-как управились за три.

Что отмечу?

Первое: удивительные картины с видами Санкт-Петербурга и Москвы. И если «младшая столица» на изображениях всё же безошибочно угадывается, то на некоторых полотнах, например — кисти Фёдора Алексеева, «белокаменную» можно легко  спутать с какими-нибудь европейскими городами. Только и остаётся восклицать: ну какава красота когда-то была!..

К слову, аналогична история с некоторыми видами петербургских окрестностей (например — кисти Семёна Щедрина), которые подчас скорее похожи на таинственные пейзажи Южной Европы, а то и вовсе сказочного Средиземья, но уж никак не на родные просторы Приневской низменности.

Московское весеннееМосковское весеннее

Второе: я впервые открыл для себя пейзажи Александра Иванова, некоторые из которых вообще неотличимы от фотографий. Поразительное мастерство!

Третье: как водится, интереснее всего разглядывать полотна с битвами, например — «Осаду Пскова Стефаном Баторием» кисти Карла Брюллова. Последнюю, кстати, некоторые искусствоведы считают самым неудачным из творением живописца.

Московское весеннее

Четвёртое: «Богатыри» Виктора Васнецова — ровно такие, какими я их и представлял. Шедевр!

Московское весеннее

Пятое: «Апофеоз Войны» кисти Василия Верещагина — на мой взгляд, одна из самых сильных картин русской живописи — скромно висит в углу одного из залов. Позади, за дверным проёмом, виднеется «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова.

Московское весеннее

Шестое: петербургские мотивы Александра Бенуа — лаконично блистательны. Ради них одних можно было в Москву приехать.

Московское весеннее

Седьмое: Третьяковская галерея — это не только картины. Вот например — удивительный камин работы Михаила Врубеля. Красота!

Московское весеннее

В начале апреля в европейскую часть России пришла настоящая весна, поэтому после посещения Третьяковки мы решили прогуляться по парковой зоне, тянущейся вдоль южного берега Москвы-реки.

На следующей фотографии — одна из аллей Нескучного сада, крупнейшего пейзажного парка в столичном историческом центре.

Вместо аллей — слякотное месиво, на скамейках — тоже неизвестно откуда взявшаяся жидкая грязь, велкам ту зе Москау! Да, годовой бюджет российской столицы — три триллиона рублей, но нет, этого недостаточно, чтобы в одном из центральных столичных парков построить нормальные дорожки, которые не будут каждую весну превращаться в болото. Чесслово, будто не один из самых дорогих городов мира, а забытая всеми деревня какая-то...

Московское весеннее

Нескучный сад знаменит тем, что здесь расположен павильон, в котором снимают телевизионную игру «Что? Где? Когда?».

По телевизору, конечно, всё выглядит красиво — смокинги, вечерние платья, аристократичная атмосфера. Но реальность — такова: страшный серый забор по периметру, внутри — такого же цвета убогая железная сцена, зачем-то обтянутая синим винилом, на территории — какая-то страшная пластиковая мебель, которой самое место в дешёвых прибрежных шалманах Крыма. Представляю теперь, как знатоки и гости «элитарного интеллектуального клуба» пробираются на съёмки программы по плывущей жиже парковых дорожек...

Московское весеннее

Хотя официально навигация по Москве-реке ещё не открыта — туда-сюда от Воробьёвых гор до устья Яузы бегают прогулочные теплоходы. Если вдруг решите прокатиться на таких — не рекомендую. Почему — расскажу ниже.

Московское весеннее

К Нескучному саду примыкает Парк Горького. Большая его часть — традиционно огорожена: перекладывают плитку. Дальше расположен Музеон. Там почему-то тоже половина территории закрыта на ремонт, который, похоже, никогда не закончится.

Вот в Зарядье — действительно хорошо, но в выходной день уж очень многолюдно...

Сердце Москвы — Красная площадь. Вокруг собора Василия Блаженного — серый забор из профлиста и какие-то строительные бытовки. Ощущение, что мы не на главной площади страны, а в каком-то строительном городке для гастарбайтеров. Позор!

Московское весеннее

На воротах Никольской башни Кремля — удивительные ручки. Сколько раз проходил мимо, а никогда не обращал на них внимания. Кстати, именно от этой башни ведётся учёт расстояний от Москвы до других городов.

Московское весеннее

На Кремлёвскую стену, если очень хочется, можно попасть. Но согласование с ФСО может затянуться на год и больше. Альтернатива — восстановленный участок Китайгородской стены в одноимённом проезде. Аутентичности, конечно, — никакой: всё это отстроено уже в наше время с нуля, но выглядит при этом — неплохо.

Московское весеннее

Знаете, где находится загадочное «у чёрта на куличиках»? Меньше чем в километре от Кремля!

Здесь, в двух шагах от станции метро Китай-город, расположена историческая местность — Кулишки (или Кулижки). В прошлом на Руси так называли вырубленные участки леса, выжженные под пашню, но не раскорчёванные, а ещё просто топкие и болотистые места. Три сохранившихся здесь до наших дней старинных храма — Всех Святых, Рождества Богородицы и Трёх Святителей до сих пор сохраняют в своих названиях приписку «на кулишках».

До 1934 года на углу современных Солянского проезда и улицы Солянки существовала ещё одна церковь — Кира и Иоанна, как можно догадаться — тоже «на кулишках». Городская легенда гласит, что в 1666 году в храме неожиданно появился демон, совладать с которым, как ни старался, не мог ни один из московских священников. Так место, где располагалась церковь, стало считаться проклятым, и за ним очень быстро закрепилось народное название «у чёрта на кулишках», которое с годами трансформировалось в современное «у чёрта на куличиках». К слову, конец у легенды всё же счастливый: из Флорищевой пустыни в Москву был вызван иеромонах Илларион, который, непрерывно молясь в течение пяти недель, всё же смог одолеть нечисть.

В наши дни «у чёрта на куличиках» выглядит вот так: здесь за серым высоким забором располагается штаб-квартира Федеральной фельдъегерской службы.

Московское весеннее

Неподалёку от «чёрта на куличиках» вглубь квартала от улицы Забелина тянется истинно петербургская по духу сеть дворов, соединённых сквозными арками. Здесь снималась сцена погони в «Брате 2».

Московское весеннее

Ещё один дивный уголок в самом центре Москвы — система дворов, прилегающая к палатам думного дьяка Емельяна Украинцева.

Московское весеннее

С начала нулевых здесь стихийно развился андеграундный культурный центр с книжным магазином, типографией и несколькими кафе. В какой-то момент стены местных домов даже выступали холстами для фестиваля граффити, но потом свободы в России поубавилось, и к настоящему моменту большая часть творений уличных художников закрашена.

Московское весеннее

На небольшом кирпичном здании, сиротливо ютящемся в углу двора в окружении мусорных баков, висит табличка: Подколпачный переулок.

Московское весеннее

Это, конечно, — бутафория. Никакого Подколпачного переулка в Москве никогда не существовало, как, например, и Староколпакского, о котором в одной из первых серий спрашивала у местного жителя впервые «понаехавшая» в Москву Масяня.

Московское весеннее

Вообще, прогуливаться по столичным проулкам — довольно интересно. В некоторых из них витает какой-то совершенно не столичный, скорее — провинциальный дух. Такое ожидаешь увидеть где-нибудь в Самаре или Краснодаре, но явно не в Москве.

Московское весеннееМосковское весеннее

Вот, например, двор Московского Союза художников.

Московское весеннее

Ещё один из удивительных столичных памятников — палаты, построенные в 1665 году. До недавнего времени считалось, что именно здесь жил во время посещений Москвы Иван Мазепа. На самом деле — это не так, но принадлежность этого дома преданного анафеме гетману Войска Запорожского так прочно утвердилась в московской топонимике, что это здание теперь известно именно как палаты Мазепы.

Московское весеннее

Несколько лет назад на улице Покровке была восстановлена историческая надпись «Булочная и кондитерская», чудом сохранившаяся под краской с первой половины XX века. На это мало кто обращает внимание, но на внешней облицовке того самого здания среди цветных плиток можно отыскать одну «рекламную» — с названием компании-производителя и её четырёхзначным номером телефона.

Московское весеннее

Ещё один прекрасный артефакт ранне-советского периода — знак «Крепим оборону СССР» на углу улицы Покровки и Покровского бульвара. Присуждение такого статуса жилым домам осуществляло Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР (сокращённо — ОСОАВИАХИМ), существовавшее с 1927 по 1948 годы.

Для получения такого знака было необходимо, чтобы:

1. Всё взрослое население дома и дети старше двенадцати лет сдали норму на значок «Готов к ПВХО» первой ступени (для этого нужно было знать основы противовоздушной и противохимической обороны; разбираться в различных видах бомб — фугасных, зажигательных, химических, а так же быть в состоянии определить по внешним признакам и запаху иприт, люизит, фосген, хлорпикрин и адамсит; уметь пользоваться противогазом, герметизировать жилую комнату, выходить из местности, заражённой стойкими отравляющими веществами, пользуясь только подручными материалами; разбираться в признаках поражения и иметь навыки оказания помощи при поражениях различными отравляющими веществами — удушающими, общеядовитыми, раздражающими, нарывного действия; знать начальника противовоздушной обороны дома; и так далее, и тому подобное...);

2. На каждые сто взрослых жителей дома было не менее одного обладателя значка «Готов к ПВХО» второй ступени и не менее одного инструктора по герметизации жилищ от отравляющих веществ;

3. Все взрослые жильцы дома и дети имели противогазы, а не имеющие и те кто не может ими воспользоваться были обеспечены местами в защитных комнатах или убежищах;

4. Была подготовлена группа самозащиты, оснащённая всем регламентированным имуществом;

5. Все жильцы дома знали план противовоздушной и противохимической обороны;

6. Была организована светомаскировка дома, и полное затемнение дома по сигналу «воздушная тревога» производилось не более чем за одну минуту;

7. Были установлены специальные сигнальные приборы для дублирования сигналов «воздушная тревога» и «отбой» (например: сирены или радио) и подачи сигналов «химическая тревога» (например: колокол);

8. Был организован санитарный пункт первой помощи со специальной аптечкой для противовоздушной и противохимической обороны;

9. Были проведены профилактические противопожарные мероприятия: очищены от горючего хлама чердаки, коридоры, лестничные клетки и установлены специальные средства для тушения пожара — огнетушители либо ящики и кульки с песком.

10. На зачетном учении по ПВХО первичная организация ОСОАВИАХИМа жилого дома получила оценку руководства «отлично».

Московское весеннее

Хохловская площадь, больше известная как «Яма». Слева — сохранившийся фрагмент фундамента Белогородской стены XVI века, некогда оборонявшей Москву. Эта система укреплений была уничтожена в годы правления Екатерины II, как устаревшая, и вместо неё было проложено Бульварное кольцо.

Московское весеннее

Одна из семи сталинских высоток — Жилой дом на Котельнической набережной.

Московское весеннее

Рядом с ним на Москворецкой набережной находится один из причалов, с которого можно отправиться на речную прогулку по Москве-реке.

Московское весеннее

Мы тоже решили прокатиться и выбрали для этого первый подошедший теплоход. Им оказался «Колёсовъ», такой же как я показывал вам чуть выше на одной из фотографий.

Московское весеннее

Скажу честно: если вы хотите оглядеть столичные достопримечательности с реки, то это — не ваш вариант: нормально с борта теплохода Москвы вы всё равно не увидите. Впереди верхней палубы — глухая стена. Позади — какая-то железная конструкция со спасательной шлюпкой. Вдоль бортов — уродливый тент-навес, перекрывающий всю панораму, он же — сверху. На палубе установлены неудобные пластиковые стулья и пластиковые же столы. Всю дорогу из динамиков орут какие-то хиты сельских дискотек. В меню — недожаренный шашлык и дешёвое российское шампанское. Если начистоту, то это — уровень какой-нибудь придорожной шашлычной где-нибудь в тысяче километров от Москвы, но никак не столицы.

«Колёсовъ», кстати, — ещё не самый худший вариант, с его палубы всё же возможно хоть что-нибудь да разглядеть. Есть среди теплоходов, курсирующих по Москве-реке такие, вдоль бортов которых вообще установлены огромные экраны, по которым непрерывно крутится всякая реклама — там, получается, вообще ничего с палубы не видно.

В общем, все эти прогулочные теплоходы несут в себе явно не туристическую функцию, когда можно с удовольствием любоваться городом с воды, как это обычно сделано в большинстве европейских городов, а сугубо тусовочно-поедательную — покушать невкусной еды, да запилить в инстаграм фоточку с бокалом дешёвого шампанского на фоне винилового тента или спасательной шлюпки. Просто кто-то направляется за этим в торговые центры, расположенные вдоль МКАДа, а кто-то — на теплоход на Москву-реку.

Московское весеннее

Если вам всё же очень хочется прокатиться на кораблике по Москве-реке — мой вам совет: выбирайте теплоходы «Radisson». Пусть они и в два с половиной раза дороже того же «Колёсова», но там — полноценная открытая палуба, с которой всё прекрасно видно.

Московское весеннее

Одной из причин моего приезда в Москву было выступление в Клубе путешествий Лаборатории Касперского, где я рассказывал о нашей последней зимней экспедиции «Русский Север в объятиях зимы».

Московское весеннееФото: Александр Никулин

Московское весеннееФото: Александр Никулин

Дебют прошёл успешно.

Московское весеннееФото: Александр Никулин

Москва провожала нас шикарным перфомансом: развалившийся на асфальте у стены Ленинградского вокзала бухой обоссанный бомж с шекспировским трагизмом поучал своего направлявшегося к подземному переходу товарища: «Дима, научись уже себя любить!»

Выглядело это всё — будто пародия на многочисленных современных коучей и прочих инстаграм-учителей, расплодившихся в последние годы в каком-то неприличном количестве. В большинстве случаев всё их обучение со стороны выглядит примерно как советы этого самого бомжа, и он, как мне кажется, вполне мог бы занять достойное место в их плеяде.

Напоследок — горстка благодарностей моим московским и подмосковным друзьям: членам «иорданского» клуба — за готовность отложить все дела ради традиционно безумного пятничного забега по московским барам, Саше Никулину — за компанию и прекрасные фотографии с моего выступления в Лаборатории Касперского, Лёше Куликову — за удивительное погружение в московские закоулки (убедите его уже кто-нибудь экскурсии начать водить). До новых встреч!

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Столичная гастроль»

9–11 апреля 2021

Другие статьи про Москву

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 2 комментария, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Валерий Петров

Про Москву-подписываюсь под каждым Вашим словом,настолько точно и тонко подмечено !

Алексей

С огромным удовольствием читаю ваши комментарии, содержащие массу интересной информации, любуюсь фото к которым они написаны. Комментировать это тяжело да и незачем. Просто хочется сказать Большое спасибо за ваш «отчеты» о своих путешествиях. Таких как я, молчаливых подписчиков, наверное большинство и они будут рады, если вы не бросите это дело.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
2
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x