Мой роман с небом начался в Великом Новгороде. Это случилось в 2012 году на II фестивале воздухоплавателей. Так вышло, что следующий фестиваль, который проходил год спустя, я пропустил, а дальше у организаторов был пятилетний перерыв, в течение которого я успел полетать на воздушных шарах в Лаосе, Турции и Мексике. Наконец, с 9 по 12 июня 2018 года в Новгороде прошёл IV фестиваль воздухоплавателей. И я просто не мог его не посетить, тем более, что организаторы — мои хорошие друзья.
Летать над Новгородчиной — одно удовольствие. Ну а если есть шанс подняться в небо над самим Господином Великим Новгородом, то упускать его вообще никак нельзя. Так в один из июньских вечеров я снова оказался в небе над Новгородской землёй. Честно, это был мой самый захватывающий и красивый полёт на монгольфьере. И сегодня я с удовольствием вам о нём расскажу.
Воздухоплаватели — это как небольшой закрытый клуб. Это — как раллисты, или как кругосветчики, или как космонавты — все друг друга знают. Это — одна большая семья, где все живут небом, общаются на каком-то своём непонятном чужакам языке, и загадочно посверкивают глазами, лишь только синоптики дают благоприятный прогноз для подъёма в небо.
В этом году в фестивале воздухоплавателей в Великом Новгороде принимало участие 13 аэростатов. Групповое фото перед вечерним полётом — пилоты, пассажиры, друзья — все здесь.
Если честно, на фестиваль я не собирался. Но за пару дней до его начала мне вКонтакте упало сообщение от Марины Фёдоровой, пилота и одного из организаторов: «Привет, ты где?»
— Где-где, в офисе сижу, работаю. В стране кризис, заводы стоят, так что сидеть мне тут и в субботу, и в воскресенье, и вообще — «от работы дохнут кони, ну а я — бессмертный пони», вот такой вот прекрасный план на все июньские праздники...
— Приезжай! У нас десятого будет очень круто!..
И вот на календаре — десятое июня, а я выруливаю на Московское шоссе в сторону Новгорода.
Вечерний полёт, в котором я принимаю участие, — со спортивным уклоном. В воздухоплавании есть такая дисциплина — «кей граб» (от английского «key grab» — захват цели). В нашем случае цель — небольшие ворота, установленные на пляже рядом с Новгородским детинцем, в которые нужно попасть мячом, бросив его с воздушного шара. Взлетать при этом следует примерно в шести километрах от городского центра.
Это на словах всё просто: поднялся в небо, подлетел к цели, бросил мяч. В реальности — всё совсем не так: аэростат — это не вертолёт, и летит он только туда, куда дует ветер. Поэтому, для начала, важно выбрать правильное место для старта, а иначе, поднявшись в воздух, можно легко отправиться в противоположном направлении от цели.
Ну а дальше на первый план выходит грамотный выбор высоты. Дело в том, что на разных высотах ветер дует с разной скоростью и в разном направлении. Например, может быть так, что на 100 метрах он северный, а на 500 — южный, и можно сначала улететь от точки старта, а потом, поднявшись выше, вернуться обратно.
Основных механизмов управления монгольфьером два: горелки и клапан. Горелки нагревают воздух, и шар поднимается вверх, а при открытии клапана воздух внутри оболочки остужается, и аэростат опускается вниз. Можно ещё немного корректировать курс полёта, подтягивая стропы и немного меняя форму оболочки, но всё равно общее направление полёта будет проходить в направлении куда дует ветер.
Мы поднимаемся в небо неподалёку от озера Ильмень. Когда-то очень давно его называли Словенским морем. Озеро было важным пунктом на легендарном торговом пути «из варяг в греки».
Некоторые ошибочно ставят ударение в слове Ильмень на букву «е», на самом деле правильно ставить ударение на «и» — И́льмень.
С высоты хорошо виден весенний разлив. На календаре уже середина июня, а вода пока даже и не думает уходить. Ильмень — единственное озеро, площадь которого после таяния снегов может увеличиваться более чем в три раза, а перепад уровня воды достигать семи метров.
В левой части фотографии можно разглядеть покрытый лесом остров Липно и маленькую розоватую точку на нем — Церковь Святого Николая, построенную в конце XIII века. Обычно она закрыта для посещения, но мне чудом удалось побывать в ней в мае прошлого года.
Ветер несёт нас к городскому центру. Те, кто хоть немного знаком с географией Новгорода, легко отыщут на следующей фотографии знаковые достопримечательности: в левой части — Новгородский детинец и Ярославово Дворище, связанные «горбатым» пешеходным мостом, по центру — насыпь и опоры переправы через Волхов для так и не построенных железнодорожных веток «Петроград — Орёл» и «Нарва — Валдай», справа — Юрьев монастырь.
На противоположном берегу Волхова, рядом с Сиверсовым каналом, находится Рюриково городище с изуродованными современными «рестовраторами» руинами Благовещенской церкви. Чуть поодаль за ними — одна из главных жемчужин Новгородской земли — церковь Спаса на Нередице.
Юрьев монастырь (известный так же как Юрьев-Георгиевский монастырь) — один из древнейших в России. В средине века он был духовным центром Новгородской республики и богатейшим феодалом.
Согласно легенде, обитель была основана в 1030 году князем Ярославом Мудрым в честь победы над чудью. Монастырь был назван именем небесного покровителя князя — Георгия, именовавшегося новгородцами Юрием. Тогда же появился город Юрьев (ныне — Тарту в Эстонии).
Сердце Юрьева монастыря — Георгиевский собор, заложенный в 1119 году. Строительство храма продолжалось 11 лет.
Считается, что собор был возведён новгородским мастером Пётром — одним из первых известных древнерусских мастеров-строителей. Предположительно он же руководил строительством Николо-Дворищенского собора на Ярославовом Дворище и Благовещенской церкви на Городище.
При Георгиевском соборе Юрьева монастыря велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей.
Неподалёку от обители находится один из известнейших музеев деревянного зодчества — «Витославлицы», созданный в советские времена на месте одноимённой деревни, существовавшей здесь с XII по XVIII века. Сейчас там проходит масштабная реконструкция.
В 1916 году было начато строительство железнодорожного моста через Волхов. Эта 150-метровая переправа должна была стать частью сразу двух новых железных дорог «Петроград — Орёл» и «Нарва — Валдай». В своё время этот проект наделал немало шуму — железнодорожный мост строился в непосредственной близости от Рюрикового городища и церкви Спаса на Нередице и кардинально менял местный ландшафт (например, против железной дороги активно выступал Николай Рерих).
После революции все работы были остановлены. К этому моменту были завершены три участка: «Павловск — Новгород-на-Волхове» для железной дороги «Петроград — Орёл», и «Луга — Новгород-на-Волхове» и «Крестцы — Валдай» для железной дороги «Нарва — Валдай». В Новгороде была построена железнодорожная насыпь и каменные опоры моста через Волхов, сохранившиеся до наших дней.
Сегодня, спустя один век после начала реализации проекта, Новгород так и является конечной станцией железнодорожных веток «Санкт-Петербург — Новгород-на-Волхове» и «Луга — Новгород-на-Волхове».
Рюриково городище — торгово-ремесленный и военно-административный центр Новгородской земли в IX веке. Считается, что именно здесь обосновался Рюрик со своей дружиной после призвания варягов на Русь (правда перед этим покняжив пару лет в Ладоге). Также здесь прошло детство Александра Невского, а в последующие века тут останавливались Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван III и Иван Грозный.
До наших дней на городище сохранился лишь остов Благовещенской церкви, разрушенной во время Второй мировой войны. В послевоенные годы эта церковь оставалась единственным невостановленным храмом Великого Новгорода. Ещё несколько лет назад она представляла из себя живописные руины. Но потом туда пришли «реставраторы», превратившие её в «музейный комплекс»: железная крыша, дешёвые пластиковые окна и прочие атрибуты современных строительных тенденций — всё это теперь есть и тут. Выглядит, конечно, дико — настоящая срамота, другого слова и не подберёшь. Зато рядом — вертолётная площадка, можно принимать высоких гостей и отчитываться на месте об успешном освоении выделенных средств. Тьфу, лучше бы в руинах всё оставили...
Справа от Рюрикова городища — Сиверсов канал, прорытый на рубеже XVIII-XIX веков. Когда-то он был частью Вышневолоцкой водной системы, старейшей в России. Через канал можно было попасть из Волхова в Мсту, минуя непредсказуемый Ильмень. Далее была построена система шлюзов, позволявшая судам проходить через водораздел в Тверцу и далее — в Волгу.
Устье Волхова. Справа от воздушного шара «Аэронатц» можно разглядеть небольшую покрытую лесом возвышенность — Перынь. Когда-то здесь располагалось святилище Перуна, славянского языческого бога-громовержца. В наши дни на этом месте находится Перынский скит, ещё одно волшебное место Новгородчины.
Хорошо виден противоположный берег Ильменя. До него отсюда около сорока километров.
Озеро Мячино.
Воздушный шар «Аэронатц» от одноимённого производителя аэростатов. Именно на этом монгольфьере я впервые поднялся в небо шесть лет назад.
Ещё две прекрасных новгородских церкви — Уверения Фомы в светлый праздник Воскресения (слева) и Иоанна Милостивого на Мячине (справа).
Устье Волхова и Юрьев монастырь.
Панорама Великого Новгорода.
Исторически город состоял из двух частей — Софийской стороны, располагавшейся на левом берегу Волхова, и Торговой стороны — на правом берегу. Софийская сторона включала в себя городскую крепость — детинец, и три прилегающих к ней района (по-новгородски — конца): Людин, Загородский и Неревский. Торговая сторона состояла из двух концов — Славенского и Плотницкого.
Полёты на воздушных шарах обычно проводятся либо рано утром, на рассвете, либо вечером, перед самым закатом, когда нет термиков — вертикальных потоков воздуха.
К счастью, именно это время суток, когда земля окутывается мягким рассветным или закатным светом, — самое прекрасное.
Вдалеке дымит всеми своими трубами завод «Акрон», один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений.
С Ярославова Дворища доносится громкая музыка — в этот день Великий Новгород празднует свой 1159 день рождения.
А мы тем временем подлетаем к городскому пляжу.
Софийская сторона соединяется с Торговой «горбатым» пешеходным мостом построенным в конце 1980-х годов.
Исторически мост на этом месте существовал по крайней мере с начала XII века. Многократно перестраиваемый он активно эксплуатировался до 1944 года, пока не был взорван отступавшими фашистскими войсками.
Новгородский детинец — городская крепость Великого Новгорода.
В левой части фотографии — монумент в честь 50-летия освобождения Новгорода от фашистской оккупации. Официальное название — «Монумент Победы», неофициальное местное — «Конь».
На пляже, рядом с кромкой воды, видны ворота, в которые нам и предстоит попасть мячом. Как мы ни стараемся, наш шар сносит ветром, и мы проходим над пляжем в 30 метрах от цели. Хоть нам и не удаётся закинуть мяч в сетку, всё равно наш результат по точности прохождения — один из лучших. Забегая вперёд, попасть мячом в ворота удалось лишь одной команде из тринадцати.
Ярославово Дворище — одна из исторических частей Новгорода. Когда-то здесь располагался княжий двор и рынок — торг. Здесь же с середины XII века собиралось вече.
До наших дней на Ярославовом Дворище сохранился ряд древних церквей и аркада гостиного двора. Значительная часть архитектурного наследия была утрачена уже в послевоенное время, так в 1950-х годах был полностью разрушен гостиный двор (за исключением сохранившейся аркады) и разобраны на кирпич несколько древних колоколен.
Первое укрепление на месте детинца появилось ещё в IX веке. Стены, сохранившиеся до наших дней, — результат глобальной реконструкции крепости XIV века, приправленной советской послевоенной реставрацией. Их длина — около 1,5 километров, высота — от 8 до 15 метров. Самая высокая башня детинца — Кокуй, её высота — 38,5 метров.
Главный собор Новгорода — Софийский — был построен в середине XI века. Звонница появилась несколькими столетиями позже, и неоднократно перестраивалась, последний раз — в XVIII веке.
Высокая белая башня рядом с крепостной стеной — надвратная церковь Сергия Радонежского, построенная в XV веке.
Начало Большой Санкт-Петербургской улицы. Отсюда идёт историческая дорога на Санкт-Петербург.
Вид на Новгородский детинец и на Ярославово Дворище.
Поднимемся выше.
Вокруг детинца находится Кремлёвский парк, разбитый в начале XIX века на месте Малого земляного города — исторической укреплённой линии, располагавшейся в 100-150 метрах от стен детинца.
Малый земляной город, воздвигнутый при Иване Грозном, состоял из рва с водой и земляного вала с деревянными стенами и башнями.
Если подняться ещё выше, можно разглядеть и внешнее кольцо древней обороны — Острог. Слово «острог» происходит от заострённых концов бревенчатой стены, окружавшей Новгород. Это — исконно новгородское название, в других древнерусских поселениях внешнее укрепление всегда носило название Окольного города.
С высоты хорошо видно, что Острог окружал и Софийскую и Торговую стороны Новгорода. Укрепление состояло из рва с водой и земляного вала, частично сохранившихся до наших дней. На валу располагались стены и башни, местами деревянные, местами каменные.
Известно, что в некоторые годы, например, когда на Новгород шло московское войско во главе с Иваном III, новгородцы возводили временные деревянные наплавные стены на Волхове, перегораживая реку.
Далее — ещё несколько фотографий города с высоты. Простите, не смог выбрать из них лучшую. На мой взгляд, все они — прекрасны.
Солнце клонится к горизонту, пора искать место для приземления.
Аэростаты для полётов могут быть любой формы. Например, в виде огромного сердца.
В этом году в фестивале принимают участие два «сердца» — «Сердце Новгорода» и «Сердце Самары».
Дорога на Рюриково Городище.
Церковь Спаса Преображения на Ковалёве (дата постройки — середина XIV века).
Реки Малый Волховец и Вишера.
Реки Малый Волховец и Волхов.
Хутынский монастырь (дата основания — конец XII века). Позади него — Волхов, извилистым руслом убегающий к Ладожскому озеру.
Мы приземляемся в каком-то садоводстве неподалёку от Хутыни. Десять минут, и оболочка от шара уже сложена и упакована. Кряхтя, пытаемся запихнуть тяжеленную корзину аэростата в подъехавшую Газель.
Час спустя мы всей толпой празднуем удачное завершение прошедшего дня: сначала — в гостиничном ресторане, потом, когда из ресторана нас выгонят, — на крыльце гостиницы. Посиделки заканчиваются лишь с восходом солнца, в пятом часу утра. Кто-то отправляется на утренний полёт (но не за водкой, потому что водки у нас — много), я отправляюсь спать.
* * *
В завершение моего сегодняшнего повествования — несколько отличных фотографий фестиваля, снятых с земли.
От ma chérie Инари:
От Николая Велицкого (слева: аэростат «Господин Великий Новгород», на нём — пилот Марина Фёдорова в момент броска мяча в цель и помогающий ей ваш непокорный слуга; справа: аэростат «Сердце Самары», демонстрирующий восторженным зрителям чудеса посадки на воду):
Не переключайтесь!
P.S.: Для тех, кто хочет полетать на воздушном шаре, рекомендую моих друзей — «Полёты на воздушных шарах в Великом Новгороде». И приглашаю всех на ближайший фестиваль воздухоплавателей, который пройдёт с 29 июня по 1 июля в Старой Руссе. Я там буду, а вы?
Боже мой! Какая красота!!
Шикарные виды! Великий Новгород впечатляет.