Опубликовано: 24 октября 2014 | 0:18 | 7 комментариев

Путешествия / Российская Федерация / Карелия

Большое карельское путешествие /День 10.

Начало дороги домой

Все репортажи из этого путешествия:

1. Большое карельское путешествие. День 1. Вступление. Дорога до Сортавалы
2. Большое карельское путешествие. День 2. Гора Воттоваара
3. Большое карельское путешествие. День 3. Озеро Пизанец
4. Большое карельское путешествие. День 4. Дорога на Калевалу и водопад Кумиокоски
5. Большое карельское путешествие. День 5. Калевала и дорога в «Паанаярви»
6. Большое карельское путешествие. Дни 6–7. Национальный парк «Паанаярви». Гора Нуорунен
7. Большое карельское путешествие. День 8. Национальный парк «Паанаярви». Озеро Паанаярви
8. Большое карельское путешествие. День 9. Национальный парк «Паанаярви». Водопад Киваккакоски и гора Кивакка
9. Большое карельское путешествие. День 10. Начало дороги домой
10. Большое карельское путешествие. День 11. Слоистый берег Белого моря, Беломорские петроглифы, Сандармох
11. Большое карельское путешествие. День 12. Заонежье и окрестности Гирваса
12. Большое карельское путешествие. День 13. Окончание экспедиции

Большое карельское путешествие

Длительные автомобильные переезды — неотъемлемая часть любого интересного путешествия. Особенно, если речь идёт про такую большую страну как Россия. Если избегать по пути крупных городов, то, при условии хорошей дороги, за день можно без особых напрягов преодолеть около тысячи километров. Хотя у меня есть знакомые, для которых и полторы тысячи в день — вполне обычное дело. Но это — скорее исключения из правил. Иногда бывает и наоборот — например, я до сих пор со смешанными чувствами вспоминаю горные дороги в Грузии, когда на преодоление шестидесяти километров пути на неплохом внедорожнике у меня уходило более семи часов. Конечно, и здесь до рекордов мне далеко — есть среди моих знакомых, например, рьяные любители бездорожья, которые лишь презрительно фыркнут, слушая мои рассказы, и с энтузиазмом расскажут в ответ, как они, где-нибудь в глухой тайге, с трудом преодолевали на своих подготовленных внедорожных монстрах не более десяти километров в день. В-общем, как вы уже, наверное, догадались, сегодня я позволю себе пуститься в пространственные размышления о дорогах, которые я выбираю в своих путешествиях, и о мыслях, которые меня посещают на этих самых дорогах...

Дороги, ведущие к целям, — самое ценное что есть в путешествиях. Сколько километров я оставил за спиной за последние несколько лет — неизвестно. Счёт давно уже идёт на десятки тысяч, если не на сотни. Ехать куда-нибудь далеко-далеко — всегда очень интересно. А минуты и часы, проведённые в пути, — всегда дают очень богатую почву для размышлений. Десятый день нашего карельского путешествия прошёл как раз под таким знаком.

Покинув утром национальный парк «Паанаярви», мы планировали до ночи добраться до Беломорска. Расстояние, которое нам предстояло преодолеть, — всего каких-то 400 километров, сущая ерунда по меркам дальних путешествий. По этой причине программа на этот день была щедро напичкана всякими второстепенными карельскими интересностями. И всё бы было хорошо, и я в очередной раз опубликовал бы какой-нибудь интересный рассказ, снабжённый парой десятков фотографий, если бы в наши стройные планы победным маршем не ворвался бы капитальный ремонт трассы «Кола». А так как и без него к этому дню в нашем дружном экспедиционном коллективе наметилась лёгкая раздражённость, мы решили порезать всю культурно-развлекательную программу на этот день, и спокойно ехать в Беломорск.

Ехали долго. Ехали молча. Каждый думал о чём-то своём.

Я просто люблю куда-то ехать. Люблю смотреть как одометр отматывает километры. Люблю складывать их в десятки, сотни, тысячи. Люблю наблюдать, как за окном меняются пейзажи.

Длительные переезды, несмотря на все свои негативные стороны, всегда вызывают у меня трепет. Именно они позволяют почувствовать себя настоящим путешественником и предаться приятным размышлениям. К сожалению, в суете мегаполисов очень редко находится свободная минутка, когда можно просто остановиться и подумать. Все вокруг торопятся жить. И, как следствие, рано стареют. В этом отношении мне очень нравится мировоззрение скандинавов, их жизнь проходит в очень приятном неторопливом ритме, без спешки. Что, к слову, не мешает им быть одними из счастливейших людей на земле. И производимые ими товары, например, телефоны или автомобили по праву считаются одними из лучших в мире. Вот сейчас пишу эти строки, а сам осознаю, что я пользуюсь финским мобильным телефоном, езжу на шведской машине и с большой любовью отношусь к норвежским брендам одежды...

Я люблю заезжать в незнакомые города и сёла. Люблю смотреть из окна машины на местных жителей.

У каждого из них своя жизнь. Сколько всего этих жизней на нашей доброй необъятной зелёной планете? Более семи миллиардов. Подавляющее большинство из них не знает обо мне, а я ничего не знаю о них.

Я люблю вспоминать свои дороги и места, в которые они меня приводят. Мои воспоминания — это самое ценное, что я привожу домой из своих путешествий. В нашем переменчивом мире это — то немногое, что никто никогда не сможет у меня отнять. Всё остальное иногда исчезает из жизни — бизнесы банкротятся, дома сгорают, машины бьются, а самые близкие люди, которым верил как себе, предают, оставляя в память о себе тяжёлые рубцы на моём сердце. И оно, благородное и здоровое, прямо как у Остапа Бендера, вдруг начинает хандрить и болеть. И лучшим лекарством, как ни странно, оказываются именно воспоминания о моих путешествиях, а так же о людях, которые встречаются мне на моём пути.

Люди, которые встречаются мне на моём пути... О вас я могу складывать оды. Сколько было этих встреч за последние несколько лет? Сотни? Тысячи? Я помню их все: от случайного посетителя придорожного кафе в Грузии, помогавшего мне поздним вечером открыть сломавшуюся машину своим кинжалом, до юного пацана, встречавшего меня глубокой ночью в горной гостинице на Шри-Ланке, от пьяного тракториста в Латвии, приехавшего спасать меня из снежного плена как-то вечером первого января, до бравого капитана миссии ООН на Кипре, сопровождавшего меня на территории заброшенного аэропорта в Буферной зоне... Про вас, с кем меня сводит жизнь в моих путешествиях я могу говорить бесконечно. Низкий поклон — благодаря вам все мои поездки получаются такими яркими и интересными. С кем-то из вас мы стали хорошими друзьями. Других я вряд ли когда-нибудь ещё увижу в своей жизни. А у некоторых из вас я даже не догадался спросить вашего имени. Но, в любом случае, я благодарен своей судьбе за каждую новую встречу!

Я люблю вспоминать приключения, которые сопровождают меня на моих дорогах. Я отчётливо помню боевые стрельбы на границе Нагорного Карабаха и Азейрбаджана, на которые я случайно попал в прошлом году, или, например, последние километры дороги в Грузии, ведущей из Лентехи в Ушгули, когда я не успел пройти горный перевал засветло — моё состояние тогда было близко к истерике. Ох, сколько всего со мной происходило в моих путешествиях. Иногда было страшно. Иногда — противно. Но, как бы там ни было, все эти моменты почему-то всегда откладываются в моей памяти исключительно с положительным вектором. И когда я их вспоминаю, на моём лице появляется добрая улыбка. И я знаю о чём я буду рассказывать своим внукам в старости, сидя у тёплого камина в небольшом домике на берегу какого-нибудь спокойного озера...

Я люблю делиться воспоминаниями со своими читателями. Пусть эти воспоминания иногда сумбурны и не связаны! Что с того? Иногда в своих фотоотчётах я сокращаю свои эмоции до минимума, оставляя больше места для фактов. При этом я очень стараюсь не делиться с вами непроверенными данными. Больше всего на свете я ненавижу тех, кто публикует в интернете что попало. Подготавливая свои маршруты, я пропускаю через огромное количество информации, и в итоге, к сожалению, очень значительная её часть оказывается полнейшим бредом. Не зря интернет часто называют помойкой. Но я ценю своих читателей, поэтому стараюсь публиковать только достоверные факты. Да, мне, как и всем людям, тоже свойственны ошибки. Если они появляются — я стараюсь оперативно их исправлять. Поэтому, я не боюсь ошибаться. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Я не боюсь жечь мосты. Иначе можно пустить корни, и просидеть всю жизнь на лавочке у подъезда, грызя семечки и запивая их пивом. Я не боюсь менять свою жизнь. Такова уж природа путешественника: новые открытия и консерватизм — вещи несовместимые. Вот чего я боюсь — так это однообразности. И того, что когда-нибудь у меня не будет возможности путешествовать.

Я люблю своих читателей. Я люблю получать от вас письма и комментарии. Это сильно мотивирует писать новые посты. И я очень жалею, что не могу рассказать вам обо всем, что встречаю на своём пути. Очень многое остаётся за пределами моего объектива — в лучшем случае мне удаётся сфотографировать лишь треть того, на что я обращаю своё внимание. Пишу я тоже далеко не обо всём. Что-то банально забывается. О чём-то я не пишу умышленно, например, рассказы про быт: про гостиницы, гостевые дома, хостелы и частные квартиры, в которых мне случается останавливаться, про кафе и рестораны, где я завтракаю, обедаю и ужинаю. Всё это я отдаю в жертву информативности своих репортажей. Может быть и зря. Иногда мне начинает казаться, что без этих бытовых мелочей мои рассказы теряют свою индивидуальность, становясь похожими на статьи из энциклопедии. Но у этой медали существует и другая сторона — некоторая информация, которую я публикую на своём сайте, собирается реально по крупицам, и по некоторым вопросам мой сайт является самым полным источником информации на данный момент.

Я люблю писать. Мне жаль, что я не умею красиво излагать свои мысли — в искусстве владения словом я всего лишь неопытный дилетант. Мне жаль, что я не умею фотографировать — от мира профессиональных фотографов меня отделяет непреодолимая пропасть. Мне жаль, что я тяжело знакомлюсь с людьми - по складу характера я самый замшелый интроверт. Но я стараюсь меняться к лучшему!

Я люблю узнавать что-то новое. Мои путешествия — это отличная школа жизни. Ни одна прочитанная книга или просмотренный фильм не может сравниться по коэффициенту полезности с даже самой небольшой и невзрачной поездкой в какое-нибудь новое место. Каждое путешествие даёт мне дополнительный багаж знаний, который я обязательно применяю в своей повседневной жизни. И этим багажом я стараюсь, по возможности, делиться с окружающими.

Я люблю просыпаться в путешествиях ранним утром, хотя по жизни я неизлечимая сова — совее и не придумаешь. Но стоит мне в обнимку с чемоданом переступить порог моей квартиры, всё сразу меняется. Часто в путешествиях я просыпаюсь довольно рано. Мне нравится утреннее ощущение того, что впереди целый день, который обязательно принесёт что-то новое в мою копилку, даже если вокруг, на первый взгляд, нет и не может быть ничего интересного. Целый день, проведённый в путешествии, просто не может получиться бесполезным. Простой пример: десятый день нашего Карельского путешествия. Мы пробираемся из «Паанаярви» в Беломорск. На календаре — 14 июня. Время — около 2 часов дня. Мы едем по пустынной трассе 86К-127, связывающей Пяозёрский и Лоухи. Вроде бы ничего особенного — обыкновенная дорога регионального значения, имеющая, к тому же, какой-то дурацкий индекс. И вдруг, внезапно, нарисованный от руки дорожный знак. Интересно, сколько ему лет?

Республика Карелия

Посмотрим на него с другой стороны. За неровно обрезанной металлической лицевой частью скрывается подгнившая деревянная конструкция. Возможно, что это — один из последних экземпляров в своём роде и совсем скоро он, очень вероятно, сгорит в безжалостном огне глобализации...

Республика Карелия

Едем дальше. Дорога вьётся через глухую карельскую тайгу. Интересно, проеду ли я когда-нибудь ещё раз по этой трассе? Думаю, что вряд ли. Мир слишком огромен, чтобы позволять себе роскошь ездить два раза по одной и той же дороге.

Республика Карелия

Случайный населённый пункт на нашем пути. Сколько таких посёлков я проезжал в своей жизни? Сколько ещё проеду?.. Мой взгляд останавливается на названии — Сосновый. Внизу, на жёлтой табличке, — финский вариант — Mäntykylä.

Такие таблички в Карелии ставят финны. Это — прямое указание, что в этом посёлке находятся какие-то важные для финской культуры объекты. Какие? А пёс его знает. Я смог найти лишь информацию, что в Сосновом находится крупнейшее в Карелии братское захоронение времён Второй Мировой войны. 6276 советских воинов навсегда остались лежать в этой земле.

Республика Карелия

Наше путешествие продолжается.

Федеральная трасса Р-21 «Кола». 1600 километров пути связывают Санкт-Петербург с Норвегией. Большая часть дороги, по состоянию на лето 2014 года, отремонтирована и находится в отличнейшем состоянии. Последний плохой участок — полторы сотни километров на севере Карелии. Именно на его преодоление мы и потратили большую часть этого дня.

Республика Карелия

К вечеру мы приехали в Беломорск. Изначально я надеялся на хорошую погоду — лето всё-таки, поэтому в плане у нас значилась ночёвка в палатках прямо на берегу Белого моря. Но в небесной канцелярии кто-то решил, что это — плохая идея, и послал нам неожиданные заморозки. В середине июня! Ни о каких палатках не могло быть и речи, поэтому мы отправились на поиски гостиницы. Поиск ночлега на севере России — та ещё задачка. Это не Кавказ, где в любой горной деревне в первом попавшемся доме усталому путнику сразу будет предложен ужин и ночлег. Здесь нам ещё повезло — Беломорск оказался не последним местом на туристической карте Карелии. И расположенные в его окрестностях древние петроглифы, а так же причал, являющийся одной из отправных точек на Соловки, сделали своё дело — быстрый поиск в интернете выдал нам на выбор целых три гостиницы.

Одна из них оказалась под завязку забита туристическими группами. Во второй просили какие-то совсем неадекватные деньги за ночь, поэтому в ней мы ограничились лишь ужином во довольно приличном для гостиницы ресторане. Забегая вперёд, расскажу, что здесь же мы отлично позавтракали следующим утром. Ну а ночевать мы отправились в небольшую мини-гостиницу, расположенную, судя по карте, где-то в самом центре Беломорска. Самый центр Беломорска оказался грязным двором с глубокими лужами и большими собаками с добрыми глазами. Где-то рядом должен был располагаться городской вокзал, но вместо него мы нашли только свалку, пустырь да покосившиеся гаражи. В центре всего этого безобразия стоял многоэтажный дом, на первом этаже которого и располагалась искомая нами гостиница.

Наш номер представлял собой маленькую комнату с широкой кроватью и двумя раскладными креслами, где мы всем нашим экипажем и разместились. Путём несложных махинаций я даже смог выбить себе место на кровати, отправив своих товарищей спать на креслах.

Десятый день нашего Карельского путешествия подошёл к концу.

The show will go on!

Будьте в курсе!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке, вКонтакте, в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS.

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube.

8 комментариев

Отправить ответ

avatar
25000
Загрузить изображения
 
 
 
 
 
Загрузить аудио или видео
 
 
 
 
 
Alexey  Ichetovkin

Вы хорошо пишете, читать интересно!

И фото отличные.

Демьян Александров

Не корите себя шибко. Вы замечательно излагаете свои мысли. Чисто, ясно, понятно, интересно, без словесных вывертов.........

Демьян Александров

Да, и еще. ИМХО Вы правильно делаете, что не пишете практические о быте, гостиницах, кафе и еде питье, как это делают многие в своих отчетах о путешествиях. Это в путешествиях не самое главное... А то получается «За деревьями леса не видно.»

Наталья

Круто!Круто!Круто!

Спасибо за отличный отзыв, очень интересно!!!

Загорелась этой поездкой, так интересно написано.

Решено через две недели еду по Вашим стопам.

Андрей

Профессиональные писатели и фотографы отличаются от любителей только тем, что получают деньги за свой труд, но не талантом. А с последним у вас все гораздо лучше чем у многих «профессионалов», а самое главное вы можете творить для души, а не на заказ.

wpDiscuz

Постоянный адрес страницы:

Структура: / / / / Большое карельское путешествие. День 10. Начало дороги домой