Опубликовано: 30 октября 2014

Наступил крайний день нашего путешествия. Уже к вечеру мы должны были быть дома. Но помимо собственно дороги до Петербурга на этот день у нас была ещё запланирована обширная познавательная программа. И всё бы хорошо, но снова коррективы в наши планы внесла погода, испортившись настолько, насколько это вообще возможно в середине июня. Ночью была сильная гроза. Потом град. Под утро начался ливень, который сопровождал нас весь день до самого вечера. Ну а чтобы убить последние сомнения в вопросе как нам организовать этот день — резко похолодало и поднялся ветер. Прикинув что к чему, мы приняли непростое решение — сократить запланированную программу до минимуму да ехать скорее домой, — и так за последние дни посмотрели немало, а что пропустили — обязательно посмотрим в следующий раз...

В итоге, отбросив все начальные планы, мы приехали в Кондопогу.

Крайний день экспедиции

Большую часть города занимает целлюлозно-бумажный комбинат, один из крупнейших в России. Его терпкий вызывающий рвотный рефлекс аромат — главная достопримечательность Кондопоги.

Крайний день экспедиции

Если попробовать не дышать хотя бы секунд тридцать, можно заметить, что вокруг — вполне себе красиво.

Крайний день экспедиции

На современной городской окраине, там где когда-то давно располагалось историческое село Кондопога, стоит большая деревянная церковь — Успенская. Её высота — 42 метра, что делает её одним из высочайших деревянных храмов в мире. Например, известная Преображенская церковь в Кижах — и та ниже на 5 метров.

Крайний день экспедиции

Успенская церковь была построена в 1774 году, да так с тех пор и стоит, пережив за время своего существования всего три незначительных реставрации.

Крайний день экспедиции

Раньше рядом с ней было ещё два строения — деревянная колокольня и зимняя каменная церковь. Но они обе были варварски разрушены в советские времена. Каким образом смогла выстоять Успенская церковь — загадка.

Крайний день экспедиции

Сегодня — здесь музей. За вход берут небольшую плату.

В интерьере угадываются  языческие мотивы.

Крайний день экспедиции

На потолке — немного странное сочетание русского деревянного зодчества и барочной росписи.

Крайний день экспедиции

Интересно, что последняя реставрация происходила на деньги какого-то американского мецената — ни Русской православной церкви, ни Министерству культуры, в ведении которого находится этот храм, дела до национального достояния нет.

Крайний день экспедиции

А мы едем в Петрозаводск. Дождь только усиливается. Выходить из машины совершенно не хочется, поэтому вместо прогулки по карельской столице идём в местный Макдональдс.

Жуя чизбургеры думаем, как нам поступить дальше. У нас есть два варианта. Первый: ехать себе спокойно прямо в Санкт-Петербург по трассе «Кола», это примерно 430 километров по хорошему асфальту и никаких приключений. Второй: ехать вдоль берега Онежского озера до посёлка Вознесенье, там сворачивать на Подпорожье и выбираться на «Колу» лишь в районе Лодейного Поля. Второй вариант на 90 километров дальше. И включает в себя ряд развлечений. Для начала — по пути будет древнее карельское село Шёлтозеро, в котором находится музей вепсской культуры. Помимо этого, в Вознесенье нет моста через Свирь — там ходит паром, что доже добавляет свою толику непредсказуемости. Ну и главный бонус — состояние дороги на этом направлении вообще неизвестно. Может будет хороший асфальт, а может — наидерьмовейший грунт.

Выбираем второй вариант: музей вепсов — это интересно. Приезжаем в Шёлтозеро. Музей закрыт на ремонт. Занавес.

Крайний день экспедиции

Ну что ж. Видимо, карельские боги сегодня не на нашей стороне — надо скорее ехать домой.

Крайний день экспедиции

Покидаем Карелию. Здесь, рядом с неприметной свалкой основная часть нашего путешествия подходит к концу.

Крайний день экспедиции

Хотя до дома ещё далеко — около 400 километров пути по Ленинградской области. Асфальт? Не, не слышали.

Крайний день экспедиции

Последнее приключение этого дня — паром через Свирь.

Крайний день экспедиции

Крайнее экспедиционное фото. 17 июня 2014 года, 17:05. Паромная переправа. Посёлок Вознесенье, Ленинградская область.

Крайний день экспедиции

* * *

Большое карельское путешествие подходит к концу. За спиной остаётся 13 экспедиционных дней и 3388 километров пути, почти половина из которых прошла по грунтовкам самого различного качества. Большая часть запланированной программы успешно выполнена. Мы — довольны.

Карелия оказалась невероятно колоритной и многогранной. Однозначно, это — один из интереснейших регионов нашей страны, изучать который можно ещё очень и очень долго. Две главных карельских ценности: необыкновенные по своей красоте природа и деревянная архитектура. К сожалению, мы не бережём ни первую, ни вторую. А в это время финны строят дороги под Калевалой, Европейский союз занимается благоустройством национального парка «Паанаярви», а какой-то американский меценат реставрирует за свой счёт уникальную Успенскую церковь в Кондопоге...

Жизнь идёт своим чередом.

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Большое карельское путешествие»

5–17 июня 2014

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

Каждый вторник я отправляю своим подписчикам анонсы опубликованных за неделю материалов, а также небольшую подборку актуальных из архива. Всего 52 письма в год, написанных лично мной и сторого по теме. Не пропустите!

Обсуждение статьи

Уже оставлено 19 комментариев, примите участие в обсуждении!

guest
19 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Давайте дружить!

Я есть в Фейсбуке, ВКонтакте и Одноклассниках!

Инстаграм

Меню
19
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x