Опубликовано: 6 сентября 2020
Где это находится?Где это находится?

Чемальский тракт — ответвляющаяся от Чуйского тракта автодорога, начинающаяся в Усть-Семе и теряющаяся в горах вскоре после села Куюс. Её длина — около ста километров, и на всём своём протяжении она тянется вдоль правого берега Катуни. Чемальский тракт для Горного Алтая — что Южный берег для Крыма: это — главный туристический центр региона. Шикарная транспортная доступность, невысокие цены и спектр развлечений на любой вкус — от верёвочных парков и речных сплавов до каракое-баров и дискотек — всё в наличии и сейчас. И зачем все эти чуйские тракты и прочие кату-ярыки?..

Изначально мы с бабушкой сюда не собирались. Ввиду плохой погоды я закладывал один резервный день, на случай если перевалы заметёт, и мы застрянем в долине Чулышмана. Снегопадами нас немного, конечно, припорошило, но алтайские боги были благосклонны: мы без задержек вырвались из цепких лап грозившего нам непогодой Улаганского тракта, задорно проскочили несколько сотен километров и остановились на ночёвку в какой-то грязненькой придорожной гостинице на Семинском перевале.

Наутро встал вопрос: чем занять крайний день нашего алтайского путешествия? Варианта было два: либо отправиться в верховья Катуни — в Уймонскую долину, и там любоваться Белухой да пытаться отыскать мифическую Шамбалу, либо в низовья — на Чемальский тракт. Бабушка сказала, что хочет в Чемал. Туда мы и отправились.

У местных гидов очень популярна легенда о том, что Чемальский тракт — не что иное как неудачный вариант строительства Чуйского тракта. Мол русские инженеры при трассировке дороги чутка ошиблись и, отчего-то решив что кратчайший путь в Монголию идёт вдоль берега Катуни, пробили дорогу до села Куюс, где упёрлись в скалы, которые не смогли обойти. Конечно же, это — полная ерунда. Оптимальный маршрут Чуйского тракта — через перевалы Семинский и Чике-Таман — был натоптан за много веков до этого воинами и торговыми караванами. Поэтому когда на стыке XIX и XX веков началось обустройство полноценной «колёсной» дороги от Бийска до Кош-Агача, вопрос по какому маршруту её строить — даже и не стоял.

Интереснее другое. В прошлом Чемальский тракт проходил не так как сейчас, а по другому маршруту: начинаясь в современном Горно-Алтайске, он поднимался по долине реки Маймы до села Бирюля, дальше уходил на Бешпельтир и лишь потом спускался к долине Катуни, чтобы в итоге достигнуть Чемала. В наши дни этот исторический маршрут совсем зарос, и пройти его можно только на очень хорошо подготовленной технике.

Современный Чемальский тракт — главная курортная зона Республики Алтай. Счёт турбаз, кемпингов и гостевых домов, расположенных вдоль него, идёт на тысячи. Составляющих успеха — две: с одной стороны — достаточно красивая горная природа, с другой — шикарная транспортная доступность. Добраться сюда от Горно-Алтайска можно всего за час, при этом на пути нет ни одного горного перевала — дорога всё время идёт вдоль русла Катуни.

На словах всё хорошо. На деле же все сёла вдоль Чемальского тракта выглядят как причерноморские курортные посёлки: беспорядочная застройка, какого-то сомнительного вида гостевые дома, шалманы, в которых царит антисанитария, и сменяющие друг друга рекламные баннеры да растяжки: экскурсии, конные прогулки, отдых на берегу, стриптиз, доставка пива, лечебные алтайские травы — всё чего только душа пожелает... Эстетики — ноль, и даже окружающая величественная алтайская природа не в состоянии весь этот негатив скрасить. Чур меня!

Элекмонар

Село Элекмонар расположено в тридцати километрах от Усть-Семы. Здесь из вод Катуни выглядывает длинная скальная гряда, прозванная туристами Зубами дракона.

Чемальский тракт

В прошлом через реку был перекинут деревянный мост. Его смыло наводнение в 2014 году, теперь вместо него подвесной.

Чемальский тракт

Чемал

Сердце Чемальского тракта — село Чемал. Оно появилось в середине XIX века, когда с согласия местных жителей на берег Катуни переселились тридцать крестьянских семей из Бийского уезда.

С самого начала своего существования Чемал был связан с барнаульской духовной миссией. В 1849 году в селе был построен храм Иоанна Богослова. В начале XX века его перенесли на близлежащий скалистый остров, названный в честь Патмоса, острова в Греции, где, согласно преданию, Иоанн Богослов получил своё «Откровение». В советские времена храм был разрушен, но в 1990-х годах его восстановили на деньги одного из московских художников. Теперь посетить его может любой желающий.

Чемальский тракт

С материка на остров ведёт подвесной мост.

Чемальский трактЧемальский тракт

По высокому скалистому берегу Катуни проложена «козья» тропа.

Чемальский тракт

Вокруг — красота! Летом, говорят, тут не протолкнуться, однако в середине мая — почти никого нет. Можно сесть на скамеечку и долго-долго смотреть в тишине на убегающую на север Катунь.

Чемальский тракт

Тропа приводит нас к устью реки Чемал. Здесь её тёмно-бирюзовые воды встречаются с матово-салатовой Катунью, однако обе реки ещё в течение нескольких сотен метров не смешиваются. На хорошо заметной границе между ними каждую секунду появляются новые и новые причудливые узоры. Чарующее место.

Чемальский тракт

Неподалёку от устья через Чемал переброшен подвесной мост.

Чемальский тракт

На заре советской эпохи эти места были любимы партийными деятелями. В начале 1930-х годов здесь отдыхала (а по некоторым данным — была сослана) жена Михаила Калинина. При её активном участии в Чемале появились противотуберкулёзный санаторий, совхоз и хлебопекарня.

Сам всесоюзный староста тоже сюда наведывался. Согласно легенде, впервые приехав в Чемал и узнав, что в санатории, где отдыхает его жена, нет электричества, он издал указ о необходимости строительства локальной гидроэлектростанции.

Несмотря на активные протесты местных жителей, считавших, что рукотворное изменение реки разозлит местных духов и приведёт к бедам, работы были начаты уже в 1931 году. За основу был взят готовый немецкий проект, слегка адаптированный под алтайские реалии. Строительство продолжалось в течение четырёх лет. Работы велись силами семисот заключённых СибУЛОНА, для которых прямо на строительной площадке были возведены бараки. В 1935 году Чемальская ГЭС была введена в строй.

Чемальский тракт

В первые годы своего существования гидроэлектростанция снабжала электричеством все окрестные сёла. Но потребление год от года росло, и вскоре расчётной мощности в 460 киловатт стало недостаточно. В последние годы вырабатываемой Чемальской ГЭС электроэнергии хватало лишь на обеспечение потребностей местного санатория.

Чемальский тракт

Иногда горные реки неожиданно разливаются. Катунь — не исключение. Во время весеннего половодья уровень воды в ней может резко подниматься больше чем на десять метров, затапливая окрестности, так что подвесной мост через Чемал оказывается полностью скрыт под водой.

Особо сильные наводнения на Катуни случались в 1959, 1969, 2011 и 2014 годах. На стене машинного отделения хорошо заметен уровень, до которого может подниматься вода.

Чемальский тракт

После наводнения 2011 года гидроэлектростанция была закрыта и сейчас функционирует как музей. При этом, всё оборудование находится в рабочем состоянии и в любой момент снова может быть запущено.

На стене верхнего зала висят портреты советских партийных деятелей — Ленина, Сталина, Орджоникидзе. На последнем из них хорошо виден след от наводнения 1969 года, когда здание электростанции было затоплено почти полностью.

Чемальский тракт

Работа Чемальской ГЭС была основана на турбоприводной системе, включавшей в себя две горизонтальные турбины и два генератора. Всё оборудование здесь — оригинальное, сохранившееся без изменений с 1930-х годов.

Чемальский тракт

В верхнем зале установлены два генератора.

Чемальский тракт

В нижнем — две турбины.

Чемальский тракт

Чемальское водохранилище спущено, поэтому выглядит в последнее время совсем не живописно.

Чемальский тракт

От Чемала дорога убегает вдоль Катуни дальше на юг.

Чемальский тракт

Еландинские пороги

Рядом с селом Еланда, в двадцати пяти километрах от Чемала, возвышается гора. В ней прорублено несколько штолен, глубиной по 30-40 метров каждая. По официальной версии, они появились в 1970-х годах в процессе разработки проекта так и не построенной Еландинской ГЭС (более известной как Катунская). Неофициальные версии их появления, среди которых есть даже одна, связанная с инопланетянами, я приводить в рамках своего повествования не буду: любопытный читатель без труда отыщет их в сети.

Сейчас крупнейшая из штолен, обрамлённая бетонной входной аркой, превращена в туристический объект.

Чемальский тракт

Рядом со штольнями находятся Еландинские пороги. Катунь здесь разделяется скальным островом на два рукава — большой левый и узкий правый.

Чемальский тракт

Тельдекпенские пороги

Туристическая инфраструктура на Горном Алтае в большинстве своём выглядит так: сомнительного вида нелегальные самострои, закусывать в которых, даже если бы они были открыты, совершенно не хочется.

Чемальский тракт

Искусство по-алтайски. Венчает композицию крыша, укреплённая булыжниками.

Чемальский тракт

Живописный подвесной мост ведёт на противоположный берег Катуни. Там находится село Ороктой, проехав которое, можно по разбитой горной дороге выбраться в Каракольскую долину.

Чемальский тракт

В прошлом все переправы через Катунь строились из дерева. Ороктойский мост тоже не был исключением. В начале 1990-х годов его смыл очередной паводок, после чего жителям Ороктоя в течение нескольких лет приходилось переправляться через Катунь на люльке, прикреплённой к натянутым канатам. Новая подвесная переправа была построена в 1997 году.

Чемальский тракт

С Ороктойского моста открывается вид на одни из самых красивых и протяжённых катунских порогов — Тельдекпенские. Это — наиболее узкий и глубокий участок в нижнем течении реки. Говорят, что глубина здесь — свыше семидесяти метров.

Чемальский тракт

Петроглифы у села Куюс

Куюс — древнее алтайское село, ему — более четырёхсот лет. Это — последний населённый пункт на Чемальском тракте, дальше вдоль Катуни бежит лишь накатанная колея, которая, спустя примерно десять километров, теряется среди гор. В наши дни в Куюсе проживает около 200 человек. Почти все они — алтайцы.

Чемальский тракт

После села дорога тянется по большой морене, образовавшейся в процессе таяния алтайских ледников.

Чемальский тракт

В траве копошатся толпы непоседливых сусликов.

Чемальский тракт

— Дратути!

Чемальский тракт

На одной из скал, возвышающейся неподалёку от села, высечены древние петроглифы. Они разбиты на две группы, между которыми — примерно сотня метров. Скопления заботливо обнесены деревянными оградками, так что мимо не проедешь.

Чемальский тракт

Сюжеты — стандартны: животные, охотники, какие-то антропоморфные рогатые фигуры и фантастические гибриды. Всего здесь — несколько сотен изображений, относящихся к разным эпохам.

Когда мы приехали, местных «гидов», обычно увлечённо рассказывающих заезжим туристам про сакральный смысл, вложенный древними художниками в свои творения, не было (хотя в разгар туристического сезона, бьюсь об заклад, недостатка в них здесь нет). Поэтому ничего особо интересного рассказать вам о петроглифах Куюса я не смогу. Хотя вряд ли здесь есть что-то такое, чего нет среди других наскальных рисунков Алтая.

Чемальский тракт

Дальнее скопление петроглифов находится в небольшой скальной выемке, известной как Куюсский грот. Считается, что это место в течение многих сотен лет служило святилищем для древних кочевников. В ходе проведённых ещё в советские времена археологических изысканий рядом с Куюсским гротом было обнаружено сразу несколько культурных слоёв, охватывавших период от позднего неолита до раннего железного века.

Чемальский тракт

Петроглифы в Куюсском гроте считаются чуть ли не древнейшими на всём Горном Алтае. Некоторым из них, по меньшей мере, шесть тысяч лет.

Чемальский тракт

Осмотрев обе группы петроглифов, мы с бабушкой отправились домой: проехали в обратном направлении весь Чемальский тракт, заскочили в Горно-Алтайск, добрались мимо Бийска до Барнаула и оттуда улетели в Санкт-Петербург.

В самолёте в бизнес-классе оставалось только одно свободное место, поэтому я усадил на него бабушку, а сам отправился в эконом. Бабушка очень волновалась, что меня плохо покормят в «экономе», поэтому, когда наступило время обеда, попросила стюардесс из «бизнеса» отнести её обед мне. Стюардессы объяснили, что так делать нельзя. Тогда бабушка отправилась сама в «эконом», отыскала там меня где-то в самом конце салона и безапелляционно заставила поменяться с ней местами. Зная ещё с детства, что спорить тут бесполезно, пришлось ей уступить. Пока я сладко дремал в мягком кресле бизнес-класса, бабушка несколько часов кряду рассказывала всем пассажирам «эконома» о нашем путешествии по Алтаю: как нас сдувало ветром на Чуйском тракте, как мы пробирались через заснеженные перевалы к Телецкому озеру, и как она восхищена этим нашим путешествием...

* * *

В мае 2020 года мы с бабушкой должны были ехать на Урал: Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфа и всё вокруг них. В апреле границы регионов оказались закрыты из-за пандемии COVID-19, поездку пришлось отменить. В августе 2020 года после тяжёлой продолжительной болезни моя бабушка умерла...

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «На Алтай с бабушкой»

9–18 мая 2019

Другие статьи про Алтай

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 9 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

9 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Марина

Мне очень жаль, что Вашей бабушки уже нет. Она такая лучезарная была. Так здорово, что Вы путешествовали с ней!!! Наверняка таких бабушек не много на белом свете: соратница и сподвижница)). Так здорово, что она была у Вас ТАКОЙ! Будем помнить её!!!

Валерий Петров

Неожиданно печальная концовка увлекательного путешествия.

Татьяна

Соболезную! Бабушка-путешественница — это замечательно! Она ушла счастливой!

елена

спасибо за виртуальную экскурсию

Владимир

Молодец ты Владимир!

Александр

До 2014 года мост в Элекмонаре такой же и был , немного меньше провисший и казался надежней. Отец спокойно на гусеничном тракторе в 90-е перетаскивал по нему по несколько лесин. Мы всё детство с него ныряли и тарзанку к нему крепили. За Чемалом ещё пропустили Че Чкыш, скалу «Силы», смотрову (на верх заезжает любая машина). А Через село Ороктой есть дорога на Чуйский тракт, только на джипе надо ехать.

Алия

Примите мои соболезнование ,читаю ваше путешествие ,как удивительный приключенческий рассказ.Вы молодец,что взяли с собой бубушку.В ваших воспоминаниях останется не только этот удивительный край,а больше наверное ваша бабушка.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
9
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x