Каракольская долина — один из самых заповедных уголков Алтая. Окружённая со всех сторон высокими горами она почти не затронута цивилизацией. Проще всего попасть сюда по Чуйском тракту: через Семинский перевал, когда едешь из Бийска, или через перевал Чике-Таман, если двигаешься со стороны Монголии. Этот край — один из эпицентров современных алтайских верований. Местные жители, подавляющее большинство которых — этнические алтайцы, и сегодня живут по заветам своих предков, сохраняя переданный ими жизненный уклад. И хотя сюда очень редко заезжают туристы, это — один из крупнейших в регионе исторических памятников, бережно хранящих следы всех некогда присутствовавших на Алтае культур.
Каракольская долина тянется вдоль реки Каракол на три километра.
Её дальняя точка — живописное озеро Ару-Кем (в переводе с алтайского — «Чистое озеро»). Жители долины почитают его как святое.
Добраться до Ару-Кема можно лишь пешком. Если отправиться по горной тропе дальше, то через перевал можно выйти в Уймонскую долину, которую увлечённые эзотерикой люди считают особым местом силы и преддверием мифической Шамбалы.
В самом начале долины стоит каменный воин в древнетюркском стиле. Это — новодел, установленный здесь в память об изваяниях, вывезенных с Алтая археологами и ныне размещённых в многочисленных музеях.
Всего в Каракольской долине — три села: Бичикту-Боом, Боочи и Кулада. Общее население — около семисот человек, почти все — этнические алтайцы.
Местные жители до сих пор сохраняют традиционный алтайский уклад: с уважением относятся к природе, не поднимаются на горы, которые считают священными, и не ходят на реку за водой после наступления сумерек, дабы не тревожить духа воды.
Практически в каждом дворе стоит аил — традиционное алтайское жилище, отдалённо похожее на чум. В наши дни аилы чаще используются в хозяйственных целях, тем не менее являя олицетворение древнего мировоззрения о трёх мирах — подземном, земном и небесном. Согласно алтайской философии, аил (как и чум у северных народов), находясь в земном мире, через место, где расположен очаг, связан с подземным миром, а через отверстие для дыма — с небесным.
С 1985 года в Каракольской долине не продаётся алкоголь. Туристы обычно связывают это с алтайскими верованиями, но это — заслуга местных женщин, однажды окончательно отчаявшихся из-за алкоголизма своих мужей. Размах этого явления к середине 1980-х годов достиг небывалых масштабов: доходило до того, что местные чабаны прогуливали выпас скота из-за пьянства, а их дети оставались голодными.
Тогда в результате «женского» схода Каракольская долина была объявлена «территорией трезвости». Запрет как на продажу, так и на домашнее производство алкоголя сохраняется здесь до наших дней.
Каракольская долина — место священное для всех алтайцев. С целью сохранения природы и самобытности каракольских деревень в начале 2000-х годов был образован этно-природный парк «Уч-Энмек».
Уч-Энмек (в переводе с алтайского — «Три темени») — название местной высочайшей вершины, которую все алтайцы издавна считают священной. Её высота — 2821 метр.
Работники этно-природного парка воссоздают древние культурные памятники, некогда вывезенные отсюда археологами. Все эти стелы — такие же новоделы, как и каменный страж на въезде в долину.
Большинство каракольцев — язычники, хотя своего язычества они стесняются и стараются лишний раз при русских о нём не упоминать.
Часть каракольцев — шаманисты, другие — бурханисты, последователи религиозного движения «ак янг», зародившегося в начале XX века в противоположность шаманизму.
Первые ходят к шаманам, следуют различным знамениям и выполняют соответствующие обряды.
Вторые считают шаманизм пережитком прошлого, не участвуют в кровавых жертвоприношениях и не признают «чёрных» злых духов. Термин «бурханизм» им неизвестен, для них это — «ак янг», белая вера. Шаманизм они соответственно называют «кара янг» — чёрной верой.
Шаманисты и бурханисты друг друга откровенно недолюбливают.
Самое дальнее село Каракольской долины — Кулада. На въезде в окружении деревянных скульптур, вырезанных местным резчиком Станиславом Урчимаевым, установлен хорошо заметный предупреждающий знак «ОСТОРОЖНО! КЛЕЩИ».
Алтай традиционно находится на вершине рейтинга неблагополучных территорий по заболеваниям клещевым энцефалитом, сыпным тифом и иксодовым боррелиозом. Каждый год здесь фиксируются тысячи укусов людей клещами. И по статистике каждый десятый из укушенных заболевает какой-нибудь из вышеобозначенных гадких болезней.
Кулада живёт своей обыденной жизнью, как и много лет назад. Рядом с заборами неспешно жуют траву коровы, овцы и лошади.
Сквозь растяжки телефонных проводов просвечивают укрытые снегом вершины Алтайских гор.
В селе есть музей.
Его забор украшен названиями алтайских родов.
Род по-алтайски — сеок. Этим словом алтайцы обозначают свою общность по мужской линии. Всего на Алтае — несколько десятков сеоков: тёлёс, алмат, иркит, кергил, кёбёк, майман, мундус, саал, тодош и другие. Во главе многих родов до сих пор стоит зайсан — старейшина. Ещё на Алтае есть ага-зайсан — верховный старейшина всех алтайцев.
Каждому сеоку соответствует своё тотемное животное, своё дерево, свой родовой знак. Считается, что у каждого сеока есть свои характерные черты, и говоря про представителей другого рода алтаец может обозначать их не по названию рода, а по характерному признаку — «хвастливые» или «сильные».
Внутри одного сеока браки запрещены.
Два крупнейших алтайских рода — майман и тёлёс.
Каменные воины Каракольской долины относятся к древнетюркской культуре. У них — индивидуальные черты лица, и, считается, что их устанавливали в честь каких-то конкретных людей. Чем важнее был человек, тем крупнее было изваяние в его честь. Обычно древнетюркские каменные воины обращены лицами на восток.
Слева — традиционная алтайская коновязь. Раньше по её размеру можно было понять достаток семьи, рядом с жилищем которой она была установлена. Всё просто: чем крупнее коновязь, тем больше лошадей к ней привязывается, тем богаче семья.
Слева — традиционный алтайский аил. Его основу составляют двенадцать установленных в форме конуса жердей, перевязанных кольцами из стволов тальника. К последним крепятся тонкие жерди, поверх которых устанавливаются пластины из высушенной коры лиственницы. Сверху вся конструкция укрепляется ещё одним рядом жердей.
Справа — более современный тип аила. Такие жилища, собранные из бревна или бруса, появились на Алтае с приходом русских. Это — как бы симбиоз традиционного алтайского аила и традиционной русской избы.
Каракольцы до сих пор активно используют в своей жизни и первые, и вторые, хотя жить всё же предпочитают в традиционных бревенчатых домах.
Аил являет собой традиционную алтайскую модель мира, в центре которой — священное число «три». Три вершины — и у высочайшей горы Алтайских гор — Белухи, и у высочайшей горы Каракольской долины — Уч-Энмек. В мировоззрении алтайцев — три мира: земной, подземный и небесный.
В центре аила всегда стоит очаг на трёх ножках. Одна из них обращена ко входу, две других расположены в мужской и женской частях жилища.
На очаге стоит деревянный шурум — алтайский самогонный аппарат. Такие приспособления до сих пор встречаются в отдалённых горных деревнях, с их помощью производится тюркский алкогольный напиток — аракы. Его готовят из кисло-молочного чегена.
Вход в аил всегда обращён на восток. Внутреннее пространство делится на четыре части — женскую (справа от входа), мужскую (слева от входа), почётную (за очагом), обычную (от входа до очага). Расположение женской и мужской частей — не случайно и связано с физиологией человека. Большинство из нас с вами — правши. Если женщина заходит в аил, то она сразу правой рукой с женской части может взять нужную ей утварь и начать готовить.
Если мужчина выходит из аила, то он правой рукой с мужской части берёт оружие и лыжи.
Обратите внимание: лыжи обиты оленьим камусом (шкурой с голени животного). Такие же были раньше распространены на финно-угорском севере (например, в Коми).
Большая корзинка — из коровьего вымени.
Маленькая корзинка — из мошонки барана.
Детский рожок из бычьего рога.
Алтайские женские платья. Разрез на одежде сзади — символ того, что женщина замужем. В районе копчика — всегда тщательно утеплённое место, для сохранения женского здоровья.
Обратите внимание на маленькие ракушки, которыми украшено платье слева. Это — раковины каури. В прошлом их использовали в качестве денег. Эта традиция зародилась в Китае ещё три тысячи лет назад и была в ходу в некоторых провинциях вплоть до конца XIX века. На Алтае одну такую ракушку можно было обменять на быка.
Традиционный алтайский головной убор — бёрюк. Это — цилиндрическая шапка, сшитая из лисьих лапок. Бёрюк — изделие унисекс, его на Алтае носят и мужчины и женщины.
Основное здание музея — бывшие сельские ясли, организованные здесь ещё на заре советской власти. Если я не ошибаюсь, то это — первое построенное не в традиционном стиле здание села, до этого здесь были только аилы.
В первом зале размещена археологическая коллекция.
По центру — окружённое стилизованной поминальной оградкой каменное изваяние древнетюркской эпохи. Скорее всего это — шаман (потому что он — в тюбетейке, символизирующей его связь с космосом).
Вдоль стены развешены буклеты с различной краеведческой информацией.
Каракольская долина наряду с урочищем Пазырык и плато Укок является одним из крупнейших на Алтае местом скопления древних курганов. Обнаруженные здесь артефакты хранятся в коллекциях Эрмитажа и Государственного исторического музея.
У каждого алтайского сеока есть свой родовой знак — тамга. Раньше такими знаками пятнали табуны лошадей, размежёвывали земельные и пастбищные наделы, закрепляли личное имущество, ставили подписи на важных документах, украшали святилища.
Однажды в Каракольской долине обнаружили скелет лошади неизвестной породы.
Интересно, что некоторые её кости имеют отросток, которого у современных лошадей нет. Согласно легенде, это — один из крылатых аргамаков, водившихся в незапамятные времена на Алтае.
Какой-то фаллический каменный символ, артефакт навсегда скрывшейся в пелене веков эпохи.
Самодельный пистолет начала XX века.
В окрестностях села иногда встречаются осколки скал с удивительными «картинами». Все они созданы природой.
Вот, например, лодка, плывущая по горному озеру, окружённому цветущими холмами.
А вот — прекрасная длинноволосая девушка, стоящая под грозовыми облаками.
В 1926 году в Куладе была создана первая в Горном Алтае коммуна «Красная Кулада». Её истории посвящён отдельный зал. Тоска.
Алтайский язык формально делится на северноалтайский и южноалтайский. В состав первого входят кумандинское и челданское наречия, на них говорят около десяти тысяч алтайцев. Южноалтайский язык включает в себя четыре наречия: алтай-кижи, теленгитское, телеутское и тубаларское, всего их используют около пятидесяти пяти тысяч человек.
Часто под алтайским языком подразумевается самое распространённое из наречий — алтай-кижи, которым владеют как минимум сорок тысяч человек.
Один из крупнейших погребальных комплексов на Алтае — Башадарские курганы — расположен практически за границей Кулады.
Местная молва гласит, что знаменитая экспедиция 1993 года, отыскавшая «принцессу Укока», изначально намеревалась раскопать один из Башадарских курганов, но местные жители не позволили сделать этого, считая, что в кургане обитает древний злой дух, который, высвободившись, может принести им немало бед. Быль это или небыль — никто уже и не скажет, однако ещё в 1950 году Башадарские курганы были исследованы археологами. Вот вырезка из отчёта руководителя той самой экспедиции Сергея Ивановича Руденко:
Вскрыт малый курган, мерзлота в котором не простиралась до дна могильной ямы и поэтому сохранность захоронения оказалась очень плохой. Там в колоде обычного типа, был захоронен юноша лет 18 с отрубленной (вероятно в бою) головой и с ним 10 коней. От конской упряжи сохранились только украшения из листового золота; из прочих вещей—лоскуты очень тонкой работы шелковой ткани, красный с черным лаки, украшавшие головной убор, мелкие золотые украшения одежды. Особенно интересна находка ромбических со втулкой роговых наконечников стрел, сближающих культуру Алтая с культурой того же времени Саян, в частности Минусинских степей.
Село Бичикту-Боом — ближайшее к Чуйскому тракту.
Рядом с селом возвышается одноимённая гора.
На склоне этой горы прячется одноимённое скопление петроглифов.
Всего здесь — несколько сотен изображений, большая часть которых относится к I тысячелетию нашей эры. Поверх древних петроглифов небрежно нацарапаны современные надписи.
В вечерних сумерках как и много веков назад шебуршит о чём-то своём река Каракол.
Не переключайтесь!
Величественно красиво! Очень хочу увидеть воочию, прикоснуться к камням, зачерпнуть воды в прозрачной реке, подставить лицо ветру... Навеяло вашим рассказом про каракольскую долину.
Кстати, а в Киргизии есть город Каракол и расположен он в Чуйской долине. Совпадение?
Возможно, что и нет — корни-то одни.
Желаю вам до Алтая добраться, пусть всё получится!
Думается что разрез не просто что то символизировал а обеспечивал мужчине быстрый доступ к женским прелестям
Да, наверное, и это тоже. Но об этом наш гид тактично умолчала.
У вас в тексте 2 серьезных ошибки.
1) В Каракольской долине молодые алтайцы до сих стараются выбирать себе жён только из своего сеока.
Как раз наоборот — браки внутри сеока запрещены
2) Местная молва гласит, что знаменитая экспедиция 1993 года, отыскавшая «принцессу Укока», изначально намеревалась раскопать один из крупнейших Башадарских курганов.
Башадарский курган был раскопан в 1950 году, работы также велись в 80-е гг.
Спасибо за уточнения. Внёс исправления в текст.
Небольшая поправка — местные скорее всего называют озеро «Золотой луч», так как озеро в тюрских языках — коь, куль, кёль. Например: прекрасное облепиховое вино Алтая — «Алтын кёль».
Я родился в Барнауле, вернулся на родину предков — Урал, жена — башкирка.
А разве «кем» в переводе с алтайского — не «вода»? Во всяком случае, именно дословный перевод «Ару-Кем» — «Чистая вода» фигурирует на большинстве туристических сайтов. Я, к сожалению, совершенно не разбираюсь в тюркских языках, так что ориентируюсь на информацию из других источников.
Спасибо! Собираемся семьёй на Алтай, составляем маршрут, размышляем, что посмотреть. Ваши статьи нам очень помогли. И про бабушку очень трогательно )
Рад, что мои статьи оказались вам полезны. Заходите ещё!