Давным-давно где-то далеко за Северным полярным кругом в глубине живописного фьорда на гладко отполированных морем пологих бараньих лбах в окружении величественных гор древние предки современных саамов оставили множество загадочных наскальных изображений — петроглифов. Сегодня никто точно не знает, с какой целью первобытные художники создавали свои творения. Но с уверенностью можно сказать, что этот процесс был так или иначе связан с религиозными представлениями и ритуалами людей того времени. Среди групп петроглифов можно найти изображения большинства животных, обитающих в этих широтах — оленей и лосей, медведей и волков, лис и зайцев, гусей и лебедей, сёмги и китов, и некоторых других; есть фигуры, изображающие отдельных людей, сцены охоты и рыбалки, различные ритуальные действия; наконец, часть художеств — вообще не поддаётся никакой идентификации...
Крупнейшее в Северной Европе собрание наскальных изображений расположено на берегу красивейшего фьорда (правда, в Норвегии они все — красивейшие) рядом с норвежским городом Алта.
Скалы, на которых в течение нескольких тысяч лет творили доисторические художники, состоят из очень древнего серо-зелёного песчаника, невероятно плотного и твёрдого, с высоким содержанием кварца. Возраст этой породы — около 1,8 миллиарда лет.
Все найденные здесь петроглифы делятся на пять временных периодов, в зависимости от высоты над уровнем моря, на которой они расположены. Как я уже упоминал выше, первобытные творцы создавали свои шедевры недалеко от воды. Со временем берег постепенно поднимался и каждое новое изображение располагалось ниже предыдущих.
Первые петроглифы появились на норвежских скалах более шести тысяч лет назад. Сегодня они располагаются на высоте от 22 до 26,5 метров над уровнем моря. Наиболее поздние изображения находятся заметно ниже — не выше десяти метров над уровнем моря. Их возраст — две-три тысячи лет. Некоторые исследователи считают, что последние петроглифы были созданы в середине первого тысячелетия нашей эры. К этому времени наскальная живопись, вероятно, перестала играть важную роль в ритуальных действиях и создание петроглифов прекратилось.
Предполагается, что в доисторические времена люди делили вселенную на три уровня: верхний и нижний миры, где жили боги и духи, и средний мир, находящийся на поверхности земли, где жили люди. В их представлении, миры, в которых жили духи, были организованы таким же образом как и мир людей — духи тоже имели дома и семьи, их окружали леса, моря и реки, в которых водились звери и рыбы. Прибрежная зона считалась пересечением всех трёх миров, и наскальные изображения были призваны обозначать связь между этими мирами.
Очень вероятно, что берег фьорда, на котором находится скопление петроглифов, раньше являлся местом ритуальных встреч жителей окрестных поселений. Предположительно, они встречались здесь несколько раз в год, что было связано с сезонными миграциями. Во время этих встреч проводились различные ритуальные действия, направленные на задабривание духов.
Местность, где расположены петроглифы, играла важное значение в жизни местных народов в течение, по крайней мере, четырёх тысяч лет. За это время произошло множество культурных изменений — совершенствовались методы охоты и рыбной ловли, менялись технологии судостроительства. Со временем на смену каменным инструментам пришли более совершенные железные. Всё это скрупулёзно зафиксировано в камне древними мастерами.
Прямо у входа на территорию комплекса расположены следы поселения времён каменного века. Предполагаемый возраст — от 4 до 6 тысяч лет.
Петроглифы рядом с Алтой были обнаружены случайно осенью 1972 года во время строительства линии электропередач. Память об этом храни железный штырь, вбитый рабочими в скалу рядом со стадом древних оленей.
Несмотря на превосходную сохранность, петроглифы практически не различимы на фоне камня.
Поэтому, чтобы их было лучше видно, большинство изображений подкрашены красной охрой.
Согласно одной из теорий, в древние времена петроглифы так же были цветными.
Через всю территорию музея проложена удобная деревянная тропа. Типа, handicapped friendly.
Самый древний участок с изображениями. Высота над уровнем моря — 23-25,5 метров. Возраст 5300—6200 лет.
Можно разглядеть длинные ограждения, использовавшиеся для загонной охоты на оленей, которая проходила обычно осенью — когда животные наиболее откормлены, а их шкуры — наилучшего качества. Ограда, вероятнее всего, делалась из дерева и могла открываться с двух сторон, в зависимости от того куда гнали добычу. Охотник был всегда один и располагался внутри ограды.
К слову, это — самое древнее в мире из всех известных человечеству изображений оград для загонной охоты на оленей.
Некоторые фигуры легко угадываются, например фигуры оленей и лосей. Над другими нужно поломать голову. Например, необычное изображение в верхней части следующего кадра, — вероятнее всего нашейное украшение с зубами или когтями зверей.
Охота на медведя. Предположительно, в центре кадра — медвежья берлога, от которой в разные стороны расходятся медвежьи следы.
Большое стадо оленей и охотник с луком.
В Алте сплошь и рядом встречаются явно взаимосвязанные фигуры и действия, которые не имеют ничего общего в реальном мире.
Лодка с длинной леской, на конце которой насажен палтус. Рядом с палтусом — фигура медведя. Исследователи считают, что они расположены рядом неслучайно. В древней мифологии медведь занимал особое место, связывая между собой жизни в разных мирах.
Кстати, палтус — единственная рыба, которая изображалась во все временные эпохи, на которые исследователи делят петроглифы Алты. Очень вероятно, что палтус так же имел какое-то важное ритуальное значение.
Справа вверху — символ музея в Алте: лодка, на борту которой шесть человек, среди которых стрелок из лука и персонаж с неизвестной хренью над головой. То ли это - орудие для зверобойного промысла или рыбалки, то ли — какой-то ритуальный предмет.
Более молодые петроглифы. Высота — 19-20 метров над уровнем моря. Возраст 4200—5300 лет.
Лоси, выстроенные в ряд.
Напротив них — смешанное стадо из оленей и лосей. Двое из животных — беременны. Тот факт, что животные находятся в смешанном стаде, и то, что у них остуствуют бороды и рога, по мнению учёных, чётко указывает на то, что это — самки в зимнее время года. Зачем посетителю нужна эта информация — непонятно.
Лодка, на борту которой семь человек. Все они — с индивидуальными чертами, что говорит о том, что все члены экипажа имели различный статус и различные роли.
Рядом с лодкой — олень, лось, человек и геометрическая фигура с бахромой. Самое интересное, что все фигуры ориентированы в разных направлениях. Как обычно, исследователи уверяют, что всё это тоже не случайно.
Вообще, очень хорошо быть специалистом по петроглифам. Никакой достоверной информации по этим изображениям нет и быть не может, поэтому можно трактовать изображения как угодно. Лишь бы фантазия хорошо работала.
То ли олень с гусём, то ли утка с лосём. Ну или какие там ещё возможны варианты?
А это уже — относительно свежие изображения, из возраст — «всего-то» 2600—3200 лет.
Рога оленей очень велики. Сами фигуры стали меньше, а проработка деталей — чётче. У некоторых животных художники начинают изображать по четыре ноги, а не по две, как было на более ранних изображениях.
Палтус, лодки, олени. Палтус — большой. Олени — маленькие. Лодки — значительно отличаются от изображений более ранних периодов.
На и всё на сегодня.
Не переключайтесь!
Продолжение: Северная Норвегия. Тромсё
Статья отличная!!! Хорошее качество фоток, и, главное! они разбиты по периодам создания ! А то смотришь и не понятно, где, кто,когда???. Спасибо))). А создатели кто были , не совсем поняла((( Предки норвежцев или предки саамов? У саамов вроде не было кораблей, а изображения лодок Альты вроде приводят как образец прообразов-эволюции развития лодок и кораблей скандинавов и викингов/
Насколько я понимаю (могу ошибаться), большинство наскальных изображений Фенноскандии было создано именно древними предками саамов, первыми пришедшими сюда несколько тысяч лет назад вслед за отступавшим ледником. Основными промыслами у них были охота с рыбалкой, что и являлось первопричиной их перемещения на север: с одной стороны — олени, на которых они охотились, постепенно мигрировали туда где было попрохладнее, с другой — таявший ледник оставлял после себя бесчисленное количество озёр, богатых рыбой. Ну а где рыба, там появление лодок — лишь вопрос времени.
Норвежцы же считаются потомками древнегерманских племён, заселявших Скандинавию значительно позже, когда большая часть наскальных рисунков и петроглифов уже существовала. Хотя это вовсе не противоречит тому, что древние германцы, пришедшие на населённые протосаамами земли, вскоре переняли у последних культуру строительства лодок, способных ходить по неспокойным северным морям. А возможно и дополнили её какими-то своими наработками, так что всё это в итоге эволюционировало в дракары викингов. Если смотреть на самые поздние из петроглифов Алты — ну дракары же и изображены, ни дать, ни взять.
Конечно, нельзя забывать, что, так как речь здесь идёт о доисторическом периоде, все эти теории — в значительной части лишь домыслы. А как там было на самом деле — мы вряд ли когда-то узнаем.
А были ли у саамов корабли, или не было — а хрен его знает. Письменности до конца XIX века у них точно не было, поэтому отыскать какие-то упоминания об их быте можно лишь в исторических источниках других народов, а они (в смысле — упоминания) — довольно скудны. Известно, например, что разведение одомашненных северных оленей стало основным занятием саамов лишь к XVI веку, а что там было до этого — можно лишь гадать. Старейшее же известное изображение саамского быта — так это вообще лишь первая треть XVIII века. Да чего уж — мы даже не знаем, как они сами себя называли в прошлом: этнонимы «саамы» и «лопари» — лишь производные из других языков. Так что тут и говорить не о чем — одни загадки...
Если вдруг интересно — вот все мои статьи, где упоминаются саамы — kezling.ru/tags/sami/.
Ну а здесь можно почитать про их историю: «Sámi soga lávlla или Кто такие саамы?» и «Музей «Сиида» и национальный парк «Лемменйоки»».