Большое карельское путешествие|5–17 июня 2014
День 4.

Дорога на Калевалу и водопад Кумиокоски

Опубликовано: 4 августа 2014

Четвёртый день нашей экспедиции мы провели в пути. Ехали с раннего утра до позднего вечера. Ехали по грунту, ехали по асфальту. Ехали по государственным дорогам, ехали по ведомственным. Ехали через деревни, ехали через посёлки, ехали через города. Ехали мимо озёр, ехали мимо болот. Ехали мимо спокойных северных рек, ехали мимо шумных пенящихся порогов. Ехали вдоль государственной границы. Ехали, ехали, ехали...

День начался на берегу неизвестного озера. Было солнечно. Пока завтракали, небо затянуло серыми облаками, ставшими нашими попутчиками на ближайшие два дня.

Большое карельское путешествие

Лениво собрались и поехали дальше по маршруту. Проехали посёлок Муезерский (по-фински — Mujejärvi), после которого грунтовка сменилась плохим асфальтом. Через шестьдесят километров выехали на отличное покрытие дороги на Костомукшу. Начался ливень. Через сто десять километров — перекрёсток: налево пара километров до Костомукши, направо — сто пятьдесят километров до Калевалы.

Нам нужно в Калевалу, где у нас запланирована очередная ночёвка, но для начала заезжаем в Костомукшу (по-фински — Kostamus) — починить пробитое ещё пару дней назад колесо да пополнить запасы наличности в ближайшем банкомате. Пока шинных дел мастера колдуют над нашей покрышкой, обедаем в какой-то бургерной местного разлива. Без остановки идёт противный дождь, поэтому камеру даже не достаю.

Несмотря на то что Костомукша — исконно советский город, появившийся лишь в конце 1970-х годов вместе со строительством в его окрестностях горно-обогатительного комбината, архитектура здесь — безошибочно финская. Всё дело в том, что комбинат, как и город, строился совместно с финнами.

Тем временем колесо отремонтировано, и мы отправляемся дальше на север — в сторону Калевалы. Природа вокруг становится сдержаннее.

Большое карельское путешествие

Вот он — покой северных земель. Здесь реально не хочется никуда торопиться. Периодически останавливаемся на короткие прогулки.

Большое карельское путешествие

Как я уже писал ранее, большинство дорог в Карелии — грунтовые. Мосты чаще всего — деревянные, реже — бетонные.

Большое карельское путешествие

Въезжаем на какую-то ведомственную дорогу. На горизонте появляются первые сопки.

Большое карельское путешествие

Согласно плану нашего путешествия, мы должны были посетить две древних карельских деревни — Вокнаволок и Войницу. Обе этих деревни неразрывно связаны с карельским национальным эпосом «Калевала», о котором мы с вами поговорим в следующий раз.

Деревня Вокнаволок (по-фински — Vuokkiniemi) находится в стороне от дороги и мы её банально проскакиваем мимо, не заметив указателей. Понимаем нашу ошибку лишь спустя километров пятнадцать. На часах уже вечер — а нам ещё ехать и ехать, поэтому решаем не возвращаться, а оставить знакомство с деревней на следующий раз — к этому времени становится очевидно, что этот самый следующий раз несомненно будет спустя некоторое время. Пока доезжаем до деревни Войница (по-фински — Vuonnini), решаем, что и её мы посмотрим как-нибудь потом.

Дорога заканчивается развилкой: налево — граница с Финляндией, направо — Калевала. Сворачиваем налево — где-то там в двадцати километрах от нас, посреди тайги, прячется могучий водопад Кумиокоски.

По пути останавливаемся у живописного порога Каллиокоски на реке Куржма.

Большое карельское путешествие

Буквально несколько лет назад где-то здесь находился пограничный КПП. Кумиокоски и сегодня формально находится в пограничной зоне и для его посещения, если всё делать по закону, необходимо получать официальное разрешение. Однако контроль на сегодняшний день не ведётся и на все эти бюрократические формальности можно смело забить, что мы и сделали.

Большое карельское путешествие

Река Куржма.

Большое карельское путешествие

Река Войница. При длине в 94 километра имеет перепад высот от истока до устья в 128 метров.

Большое карельское путешествие

В нижнем течении река довольно буйная — например, этот мост раз в несколько лет успешно смывается во время весеннего половодья. В принципе, это — не страшно, потому что буквально в паре километров выше по течению есть ещё один мост, используемый пограничниками.

Большое карельское путешествие

Подъезжаем к водопаду Кумиокоски. Расположен он на реке Войница, которую мы только что пересекли по мосту.

Большое карельское путешествие

Смотровая площадка. Кумиокоски во всей красе.

Большое карельское путешествие

От смотровой площадки до парковки — несколько сотен метров. Вниз к водопаду ведут несколько довольно крутых тропинок.

Большое карельское путешествие

В разных источниках встречаются различные названия водопада — Куми, Куми-порог, Кумо-порог.

Большое карельское путешествие

Наиболее распространенным является Куми-порог, каноничным — Кумиокоски.

Большое карельское путешествие

Высота Кумиокоски — четырнадцать метров.

Большое карельское путешествие

Считается,  что это — самый высокий водопад Карелии. Хотя, на мой взгляд, Юканкоски — всё-таки выше. А вот широко разрекламированный Кивач, называемый вторым по величине равнинным водопадом Европы, — определённо ниже.

Большое карельское путешествие

Как бы там ни было, Кумиокоски смело можно назвать самым красивым водопадом Карелии. В этой номинации и Юканкоски и Кивачу до него далеко.

Большое карельское путешествие

Хотя, конечно, составление рейтингов водопадов, так же как и, например, пещер — дело ой неблагодарное. Всё очень относительно.

Большое карельское путешествие

Но смотрите сами — какая красота. Аж хочется грязно выругаться.

Большое карельское путешествие

Большое карельское путешествие

Большое карельское путешествие

Близится ночь. Пора ехать в Калевалу.

Большое карельское путешествие

На обратном пути решаем переехать Войницу по другому мосту, про который я рассказывал чуть выше.

Большое карельское путешествие

Внезапно упираемся в государственную границу. Хотя, на самом деле, до реальной границы отсюда — километров двадцать.

Большое карельское путешествие

А вот и второй мост через Войницу.

Большое карельское путешествие

Большое карельское путешествие

Большое карельское путешествие

Рельеф местности — поражает воображение. Настоящие русские горки.

Большое карельское путешествие

Контрольно-следовая полоса. С её помощью отслеживаются попытки нелегального пересечения границы.

Большое карельское путешествие

Выезжаем на трассу.

Большое карельское путешествие

Дорожные зарисовки. Задворки России. Зона беззакония. Хочешь — вырубай и вывози лес, хочешь — расстреливай дорожные знаки.

На правом фото — один из бесчисленных памятников Второй мировой войны. Здесь у озера с романтичным названием Кис-Кис в 1941 году было остановлено наступление фашистских войск.

Большое карельское путешествиеБольшое карельское путешествие

Прекрасные грунтовки в окрестностях Калевалы. Ходят слухи, что их строили финны за свой счёт, чтобы связать Калевалу с другими историческими карельскими деревнями — всё для удобства финских туристов.

Большое карельское путешествие

Вместе с вечерними сумерками въезжаем в Калевалу. С трудом находим базу отдыха, где у нас забронирован номер, залпом выпиваем купленное ещё в Костомукше пиво, и быстро ложимся спать — завтра очередной трудный день.

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Большое карельское путешествие»

5–17 июня 2014

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 13 комментариев, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

13 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексей Войнов

Эххх Вовка в следующем году повторить надо бы.

Алексей Войнов

кстати этот день почему то больше всего запомнился, и не потому что пузо помяли об камень.

Алексей Войнов

вот он редиска!!!!!!!!

Нина

Красивая Карелия!

Лидия Мясникова-Шарина

В этом году ездили в Карелию по путевки на 5 дней ( очень мало , так хотелось побыть еще)Посетили Петрозавдск, Кижи, Кивач, Валаам, Беломорск, озеро Шуя. От увиденного дух захватывает. Спасибо за ваш альбом смотрю и наслаждаюсь.

Alexey  Ichetovkin

продолжение будет? очень интересно!

и поучительно — есть желание прокатиться по Карелии — ваши отчёты весьма познавательны.

Местный

Цитата: «Задворки России. Зона беззакония.» Хе-хе :) и это пишет человек, который, Цитата: «на все эти бюрократические формальности можно смело забить, что мы и сделали.» ;) С этого и начинаются расстрелянные знаки. Хотя Вы ничего и не нарушили, но намерения были. На самом деле никаких бюрократических формальностей нет. С 2014 проход по погран.зоне до инженерно-технических сооружений (следовой полосы) граждане РФ осуществляют без ограничений при наличии паспорта. И, кстати, контроль ведется, погранцы Вас видели, просто, мешать не стали :)))). Их не видно, а они есть :))) Спасибо за отчет!

Андрей

Планирую поездку летом в отпуск к друзьям в Калевалу.Обратно хотелось через Костомукшу.Статья оказалась очень кстати,написано ярко,сочно,с приложением отличных фото.Теперь точно знаю,что назад в Питер пойду,как и пришел, через Кемска волость по асфальту.Большое спасибо автору,удачных поездок.Как говорится:"Ни гвоздя,ни жезла!".

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
13
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x