Афины. Наиболее могущественный из древнегреческих полисов, ставший родиной демократии и колыбелью величайших философов Древнего мира — Платона, Сократа, Аристотеля. Здесь творили Эсхил и Софокл. Здесь рождались великие воины, громившие персидских пехотинцев под Марафоном и топившие их корабли под Саламином. Здесь возродились современные Олимпийские игры. Мой сегодняшний рассказ про греческую столицу — город античной богини мудрости, древний и неоднозначный, до костей пропитанный турецкой культурой, насаживаемой Османской империей без малого четыреста лет.
Писать про такие города сложно. В моем представлении Афины были чем-то вроде Рима — красивая картинка с обложки школьного учебника по истории Древнего мира. Реальность, ожидаемо, оказалась очень далека от той самой картинки. Как я уже неоднократно рассказывал, от Античности до наших дней практически ничего не сохранилось (кто не видел — смотрите фотографии Куриона, Саламиса, Пафоса... Да что уж тут говорить, когда тот же великий Древний Рим представляет собой всего лишь груды камней). Отчасти свой вклад в это внесли прошедшие столетия, отчасти — Османская империя, жестокая и беспощадная к памятникам древности.
Знакомство с Афинами начинается в пятом классе школы с легенды о том, как греческие боги Посейдон и Афина спорили в чью честь будет назван город. Как мы помним с уроков истории, победила Афина, подарившая жителям оливковое дерево.
Главная достопримечательность города — холм Акрополь с руинами Парфенона и ещё нескольких менее значительных храмов. На всё это открывался неплохой вид из ресторана в нашей гостинице. Вообще, я люблю завтракать с красивым видом — обычно это предопределяет настроение на предстоящий день. Забегая вперёд скажу, что смотреть на Парфенон нужно исключительно издалека, ни в коем случае не приближаясь ближе чем на пятьсот метров. Так что данный ракурс — самое то.
Ну и собственно, на этом можно было бы и остановиться — больше делать в Афинах особо нечего. Да ещё и погода пасмурная. Бррр.
Но продолжим. Недалеко от Акрополя находится холм Филопаппу. На его склонах разбит симпатичный заброшенный парк, через который на вершину ведёт живописная тропа.
По пути периодически открываются красивые панорамы. Думаю, что это — лучший из возможных видов на Акрополь.
Парфенон весь окутан строительными лесами. Как писал Тёма Лебедев: «Парфенон ремонтируют так долго, что строительная техника, леса и краны скоро будут занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.»
С вершины Филопаппу видно весь город.
Вдалеке плещется Средиземное море. Вообще, если говорить начистоту, то своей архитектурой Афины ничем не отличаются от других городов, некогда находившихся под турецким началом, — кварталы той же Никосии выглядят абсолютно так же. Османская империя, одним словом.
Если бы не красивое небо с растянутым на горизонте полосатым покрывалом дождя — было бы совсем скучно.
Конечно, для разнообразия можно сходить в музей Акрополя, посмотреть на что греческие строители потратили 130 миллионов евро.
Правда, интереса там заслуживает разве что макет Акрополя.
Всё остальное — либо статуи-инвалиды, либо просто осколки рук, ног и прочих частей тела, оставшиеся нам в наследство от древних греков.
Вежливый охранник музея появляется неожиданно: «Sir, no photo, please».
Да, да, конечно. Sorry, больше не буду.
На верхнем этаже музея расположена шикарная галерея, с которой сквозь залитое дождём стекло можно снова посмотреть на Акрополь. Фильм про Парфенон в видео-зале, там, кстати, неплохой показывают. Рекомендую.
У подножия Акрополя расположен старейший район Афин — Плака, с множеством ресторанов и сувенирных лавок, в которых неожиданно можно поторговаться. Треть цены сбивается за 5 минут.
Район интересный — неоклассицизм в своём лучше проявлении. Обратите внимание на двери!
Стоит немного отойти в сторону от основного сосредоточения магазинов и количество туристов сразу резко уменьшается. Здесь приятно погулять пару часов.
Чудесно же.
Рядом со зданием греческого парламента постоянно проходят какие-то пикеты и демонстрации. Вокруг полно автозаков с военными. Обстановка явно напряжённая.
Особенно хорошо положение дел видно в районах несколько отдалённых от центра.
Зато осколки Античности преследуют туристов даже в переходах метро, в музеи можно и не ходить. Почувствуйте контраст!
Высочайший холм Афин — Ликабет. Согласно древнегреческой легенде, Афина хотела увеличить высоту Акрополя, чтобы расположенное там в честь неё святилище стало ближе к небу. С одной из гор она оторвала огромную глыбу и потащила её в город, чтобы водрузить сверху на Акрополь. По пути к ней подлетели две чёрных птицы, сообщивших о неотложных делах, требующих её срочного внимания. Разгневанная богиня бросила свою ношу, да так про неё потом и забыла. Так и появилась остроконечная 280-метровая скала прямо посреди города.
Наверх холма можно подняться на фуникулёре. Там построена белоснежная церковь Святого Георгия.
Вокруг — белоснежные афинские кварталы.
Пока вы их разглядываете, немного расскажу про название города. В древности Афины по-гречески так же были во множественном числе. Здесь следует заметить, что в XX веке в Греции существовало две разновидности греческого языка — кафаревуса, ориентированная на греческую литературную традицию и следовавшая древнегреческим нормам письма, но с современным произношением, и возникшая в XIX веке современная димотика. В 1970 году единственным государственным языком была принята димотика. С тех пор, на греческом языке название города звучит в единственном числе - Αθήνα.
Ликабет расположен в стороне от исторического центра и является прекрасной смотровой площадкой, с которой вид на этот самый центр открывается.
Однозначно, место — обязательное для посещения.
Ну и, в завершение моего рассказа, так сказать, на сладкое — Акрополь.
Вход стоит неоправданно дорого, а вот смотреть там абсолютно нечего. Ну да, Парфенон, спрятанный от туристов в хитросплетении строительных лесов, конечно, в теории интересен. Но вот в живую представляет довольно жалкое зрелище.
Храм был построен в V веке до нашей эры в честь покровительницы города — богини Афины. С инженерной точки зрения, конструкция святилища, была продумана вплоть до невообразимых мелочей. Самым интересным приёмом была курватура — специальная кривизна здания, вкупе с утолщением угловых колонн, позволяющая храму выглядеть идеальным с геометрической точки зрения. Про другие интересные решения желающие могут почитать в Википедии.
За прошедшие две с половиной тысячи лет храм пережил многое. Много раз его грабили. Какое-то время он был христианским храмом. Потом около 200 лет в нём располагалась мечеть. Наконец, в конце XVII века Парфенон, в котором в то время располагался турецкий пороховой склад, был взорван во время одной из атак Венецианской республики. В последующие века, все что можно было утащить — было разворовано. Местными жителями — для строительства своих зданий, охотниками за античными ценностями — для последующей продажи находок в различные коллекции.
Весь Акрополь сейчас представляет собой большой склад обломков, при этом во многих случаях определить что к чему относится практически невозможно.
Холм Ликабет, про который я рассказывал чуть выше.
Плака. На второй фотографии — футуристическое здание нового музея Акрополя, а так же руины театра Диониса, на сцене которого Эсхил, Еврипид и Софокл ставили свои трагедии.
Одеон Герода Аттического.
В заключении — ещё один хороший вид на Парфенон, вполне способный претендовать на звание лучшего. Виден единственный угол Парфенона, свободный от строительных лесов.
Всё-таки, один раз в жизни побывать в Афинах стоит. Но возвращаться сюда, в отличие от Рима или Стамбула, совсем не тянет.
Не переключайтесь!
Продолжение: В погоне за закатом: Акрокоринф
спасибо Владимир!так интересно,но наверно страшно если учесть происходящие там беспорядки
Ничуть не страшнее, чем дома. У нас в спальных районах вечером пострашнее будет. =)
Если бы не Ваши остренькие комментарии к снимкам было бы грустное зрелище... :(
Но, в любом случае, это интересно. Спасибо!
Такое впечатление что Вы то ли турист хреновый, то ли фотограф криворукий, то ли не знаете что и где, а главное как надо смотреть)))) на кол таких блогеров!
Зачем искажать исторические факты и писать неправду?
Обоснуйте, где искажены исторические факты?