Наше марокканское путешествие неумолимо приближалось к своему логическому завершению. Длительные переезды, хронический недосып и прочие прелести экспедиционного графика настолько нас измотали, что ближе к концу поездки не оставалось никакого желания ни совершать подвиги, ни даже чуть-чуть перенапрягаться, так что финальные аккорды нашей экспедиции получились если не в темпе largo, то, по крайней мере, в adagio. Не было в них ни увлекательности, ни остросюжетности — тупое выполнение запланированной программы без каких-либо импровизаций, эдакое ленивое блуждание по относительно туристическим тропам. Поэтому мои заключительные рассказы про Марокко так же будут довольно простыми, я бы даже сказал — немного пресноватыми: не ждите захватывающих историй, все они остались в Марракеше и Фесе. Нет, конечно, без перчинки и здесь не обошлось — например, в Сале мы насилу унесли ноги с местного пляжа. Но кому это интересно? После того как нас прошлой осенью чуть не зарезали пьяные рыбаки в Вепсском лесу, меня такими мелочами уже не удивишь. Да и вообще нефиг разгуливать после заката по всяким отшибам с двумя камерами наперевес! Кажется, меня опять понесло куда-то не туда...
В Марокко есть два города — Рабат и Сале. По сути это — одна большая агломерация, разделённая на две части рекой Бу-Регрег. Рабат, расположенный на её левом берегу, — современная столица Марокко, один из имперских городов. По другую сторону находится Сале, который по численности населения — почти в два раза крупнее Рабата, хотя по сути является чем-то типа спального района-придатка: очень многие живут на правом берегу реки, а на работу ездят на левый.
Рабат и Сале расположены на севере Марокко. Эта часть страны — вообще ни разу ни Африка, Европа. Летишь со скоростью хорошо за сотню по прекрасному хайвею, по своим качествам не уступающему немецким автобанам, вокруг — аккуратно нарезанные зелёные поля, над которыми клубится туман. Потом въезжаешь в город, там мерцают неоновые огни и звучат хиты европейских дискотек, а по широкому проспекту с мощёными тротуарами наперегонки бегают новёхонькие скоростные трамваи, такие, о которых нам в нашей инновационной России пока можно лишь мечтать.
Мы хотим оставить машину где-нибудь на побережье океана в Рабате, сходить пешком через мост в Сале, а потом вернуться обратно.
С парковками в Марокко есть некоторые проблемы, поставить в городе машину бесплатно — практически невозможно: только остановишься — сразу подбежит какой-нибудь араб с удостоверением парковщика, а вместе с ним — ещё один-два хелпера, все они будут громко кричать каждый о своём, махать руками и требовать деньги. Конечно, на те астрономические суммы, которые они будут называть, можно смело забить. Достаточно дать чуваку с удостоверением десятку дирхамов, после чего изящно развернуться и идти по своим делам.
Я обожаю города, расположенные на побережье океана. Не озера или моря, а именно океана — чтобы грохот волн и туман по утрам, постоянный ветер и соль на губах. Мечта усталого романтика!
Достопримечательностей в Рабате ровно две. Первая — старый маяк, живописно возвышающийся над побережьем. Рядом с ним можно удобно устроиться на одном из скалистых уступов и долго-долго смотреть в затянутую солёной дымкой даль.
Вторая достопримечательность — старая касба Удайя, заложенная Альмохадами ещё в XII веке. Часть её сохранилась с тех славных дней, хотя, по большей части, то что мы видим сейчас — наследие более поздних эпох.
Рядом с касбой — небольшой пляж, закрытый от океана длинным волнорезом. Летом, говорят, на нём яблоку негде упасть, но в ноябре — желающих искупаться немного.
Рассказывать про историю этих двух городов я ничего вам не буду — она стандартна для всего северо-запада Марокко. Сначала — финикийцы, потом — карфагеняне, после них — римляне, затем — арабы, берберы, территориальные споры между Испанией и Францией, наконец, с 1956 года — независимое Марокко.
Поведаю вам лишь интересную легенду: в XVII-XIX веках в устье Бу-Регрег существовала одноимённая пиратская республика, с которой приходилось считаться самым могущественным державам Европы того времени. Торговые суда нередко терялись в местных туманах, садясь на мели, и к ним тут же направлялись вооружённые берберы на маленьких лодках, грабившие корабли и угонявшие моряков в рабство. Награбленным добром и рабами-европейцами тогда свободно торговали вдоль всего западного побережья Африки.
Доподлинно известно, что и Рабат и Сале неоднократно обстреливались из пушек европейскими флотилиями, так как местные пираты обнаглели до того, что совершали свои рейды за рабами чуть ли не в Великобританию. Пиратство в этих краях сошло на нет лишь к началу XX века, когда практически вся Северная Африка попала под влияние Испании и Франции.
Болтая про дела давно минувших дней, мы гуляем по старому молу, охраняющему устье Бу-Регрег от океанических штормов.
Я пытаюсь смыть Димона в океан: дружище, а встань-ка поближе к краю — крутое фото сделаем! Фото получается, а вот мой коварный замысел терпит фиаско.
На старой крепостной стене — большая смотровая площадка. В былые времена с неё из пушек обстреливали суда, пытавшиеся зайти в гавань.
На площадке — ни скамеечки, ни тенёчка — только голый камень, который даже на ноябрьском солнце нагревается — будь здоров. Что здесь летом творится — страшно и представить, можно почувствовать себя настоящим ужом на огромное раскалённой сковороде.
Прогуляемся по улицам касбы.
Внутри крепостных стен — обычный жилой квартал.
Узкие мощёные улицы и глухие бело-голубые стены.
Симпатично и тихо.
Правда, в очередной раз ни на минуту не покидает ощущение, что мы не в Африке, а где-нибудь на юге Португалии или Испании.
На улицах никого нет, только довольные холёные столичные коты.
На окраине касбы расположены Андалузские сады, высаженные ещё в XIX веке, — небольшой оазис спокойствия в самом сердце шумного мегаполиса. Очень тихое и приятное место, отгороженное от города могучей крепостной стеной. Здесь хорошо сидеть с какой-нибудь восточной красавицей под кипарисом или жасмином и нежно шептать ей в ушки какую-нибудь ванильную ересь.
Какими-то узкими улочками, выходим из касбы обратно в город.
Перед нами — набережная реки Бу-Регрег.
Большой каменный прямоугольник на заднем плане — не небоскрёб, а недостроенный минарет Хасана, заложенный в 1195 году. Он должен был стать самым высоким зданием исламского мира того времени. Но, как водится, эмир, затеявший этот грандиозный проект, неожиданно умер, и вместо запланированных 86 метров минарет достроили лишь до 44.
Справа — Рабат. Слева — Сале.
Переходим по мосту из одного города в другой. Внизу, под эстакадой, кипит уличная жизнь.
В Сале есть своя медина.
Но время уже клонится к закату, а нам ещё нужно возвращаться обратно к своей машине, так что решаем обойти её стороной. Тем более, видели мы уже этих медин во время нашей экспедиции более чем достаточно.
На берегу Бу-Регрег расположен какой-то элитный жилой квартал. Стоимость апартаментов здесь начинается с нескольких сотен тысяч долларов. Территория огорожена, на входе — суровые охранники с автоматами. Однако к европейцам вопросов никаких нет: проходите, гости дорогие!
На окраине квартала — своя марина, в которой пришвартованы яхты и катамараны. Большинство из них — под американскими флагами.
Вдоль реки проложен благоустроенный променад.
Вид из Сале на Рабат.
Выходим к океану. На переднем плане — заросший травой пляж, излюбленное место для воркования местных влюблённых.
Сразу за пляжем — дорога и старое кладбище. На заднем плане — медина Сале.
В ноябре в океане никто уже не купается, хотя вода в это время года здесь значительно теплее чем даже в лучшие лета на Ладоге. Местная молодёжь играет в футбол да с нездоровым интересом косится на двух европейцев, гуляющих с дорогими фотоаппаратами наперевес.
Очередной день нашей экспедиции подходит к концу. До финала остаётся совсем чуть-чуть.
Не переключайтесь!
Продолжение: Касабланка, которая почти Шепетовка
* * *
Если вы хотите посетить Мхамид и увидеть настоящую Сахару, обращайтесь в компанию Caravane de Reve!
Телефон в Марокко: +212 6700-20033
Телефон в Германии: +49 6771-94027
E-mail: info@caravane-de-reve.com
Также для всех моих читателей действует промо-код vkezling, дающий скидку в $25 на первое бронирование отеля в приложении HotelTonight. Бронируйте номер прямо сейчас и отправляйтесь в лучшее путешествие вашей жизни!