5 августа 20209 минут1611

Путешествия / Российская Федерация / Иркутская область

На Байкал с бабушкой /

Усть-Орда — сельская столица несуществующего региона

Буряты — один из крупнейших коренных народов Сибири. Их историческим местом проживания является Байкальский регион, в наши дни включающий в себя Республику Бурятия, Забайкальский край и Иркутскую область. В Забайкальском крае большинство бурятов проживает в Агинском Бурятском округе, а в Иркутской области — в Усть-Ордынском Бурятском округе. И первый, и второй до 2008 года были автономными и считались самостоятельными субъектами Российской Федерации.

Административный центр Усть-Ордынского Бурятского округа — посёлок Усть-Ордынский. Это — его официальное название, которым никто из местных не пользуется. Для всех местных он — Усть-Орда, именно так в прошлом называлось село, из которого он вырос. Интересно, что сельский статус закреплён за посёлком до сих пор. И Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, существовавший до 2008 года, был единственным субъектом Российской Федерации с полностью отсутствующим городским населением, а сам посёлок Усть-Ордынский — единственной столицей-селом.

Усть-Орда — название звучное. Когда я его увидел впервые по пути на Ольхон, я почему-то решил, что оно как-то связано с Золотой Ордой и её завоеваниями. Тем более что на въезде в посёлок Усть-Ордынский стоит монумент с воинственным всадником, один в как на картинках из раздела школьного учебника по истории про Монголо-татарское иго. Стало интересно, причём тут Золотая Орда, и на обратном пути в Иркутск мы решили заехать в Усть-Орду дабы разобраться что к чему.

На развилке, от которой убегает дорога к Ольхону, расположен музейный комплекс «Бурятская усадьба XIX века». Он, конечно, был закрыт, но рядом со входом обнаружился довольно познавательный информационный стенд.

Большинство строений в музее — настоящие, перевезённые из окрестных улусов.

Буряты издревле делились на племена. Племя состояло из родов, каждый из которых вёл свою родословную от какого-нибудь предка. Свадьбы внутри одного рода были под запретом.

Традиционным бурятским поселением был улус. В улусе жили родственники из одного рода, во главе которых стоял предводитель — нойон. Каждый улус состоял из нескольких семейных владений — аилов. Буряты жили в юртах — войлочных либо бревенчатых. В каждом аиле обычно стояло несколько юрт. В центральной жил старейшина вместе с семьёй младшего сына, в обязанности которого входила забота о своих родителях. Старшие сыновья строили для своих семей отдельные юрты. У каждого аила были свои пашни и скот.

Бурятские поселения делились на зимние — зимники, вокруг которых располагались пашни, и летние — летники, использовавшиеся для сезонного выпаса скота. Расстояние между первыми и вторыми обычно составляло около десяти километров. Основным местом жительства, где хранилось всё семейное имущество и инвентарь, был зимник.

Начиная с XIX века некоторые буряты начали строить избы русского типа. При этом бревенчатые юрты до сих пор продолжают использоваться ими в качестве хозяйственных строений.

Усть-Ордынский

Традиционное бурятское святилище — бариса. В таких местах принято делать подношения духам и подвязывать хадаки, буддистские ритуальные шарфы.

Усть-Ордынский

Рядом со святилищем — лютый срач. Большинство валяющихся в траве пустых бутылок — из-под алкоголя. Подозреваю, что местные жители любят здесь побурханить (а заодно и прибухнуть) пивом-водкой, ну а потом просто бросают пустую тару — ну, право, не с собой же везти.

Усть-Ордынский

На холме огромными белыми буквами выложено историческое название посёлка — Усть-Орда.

В начале XIX века на его месте существовало бурятское село Харгана. Примерно в то же время где-то здесь появилась почтовая станция Усть-Орда. Её название, вопреки моим ожиданиям, оказалось совершенно не связано ни с монголами, ни с татарами, ни с историей их завоеваний. Всё проще: Усть-Орда находится в устье реки Ордушки (которую местные называют Ордой), там где она впадает в Куду.

На заре советской власти конгломерат села и почтовой станции превратился в окружной центр. Сейчас здесь проживает чуть менее пятнадцати тысяч человек.

Усть-Ордынский

Автобусные остановки в Иркутской области построены из кирпича. Рядом с каждой возведён кирпичный же туалет типа «сортир». Подходить к нему ближе чем на несколько метров не рекомендуется: всё засрано до крыши.

Усть-Ордынский

На въезде в Усть-Орду установлен монумент, тот самый, вызвавший у меня ассоциации с Золотой Ордой.

Его поставили в 1979 году, причём по указанию местных властей предложенный скульптором традиционный для Прибайкалья коренастый конь был заменён огромным высоким тяжеловесом, которых в этих краях отродясь не было.

Усть-Ордынский

На окраине посёлка в старом деревянном здании школы, украшенном резьбой, находится краеведческий музей. Мы с бабушкой свалились на его работников как снег на голову посреди лета. Казалось, что мы — первые с эпохи застоя туристы, заехавшие в этот забытый всеми уголок, и музейный персонал банально не знал что с нами сделать. Началась суета, к нам даже директор музея пару раз вышла, чтобы уточнить — уверены ли мы, что хотим посмотреть экспозицию. После нашего утвердительного ответа, она так растрогалась, что даже денег за посещение с нас не взяла, а минут через пятнадцать прислала к нам невесть откуда взявшегося экскурсовода.

Усть-Ордынский

Краеведческий музей такой краеведческий музей. Все они в России одинаковы — облезлые чучела животных, запах нафталина и безграничное чувство бедности, запущенности и полного безразличия властей к культуре и истории своей страны.

Усть-Ордынский

У меня уже давно чёрный пояс по краеведческим музеям: я не считаю, но по ощущениям количество посещённых мной уже давно перевалило за сотню. Примерно в каждом пятом из них можно узнать что-нибудь интересное, а каждый десятый однозначно достоин посещения.

Усть-Ордынский музей ничем особенным из череды своих собратьев не выделяется, но посетить его всё равно было интересно.

Усть-Ордынский

Первые люди появились в Прибайкалье около двадцати пяти тысяч лет назад.

Усть-Ордынский

По местным степям тогда вовсю бродили мамонты, шерстистые носороги, бизоны и другие крупные травоядные.

Усть-Ордынский

В одном из музейных залов создана реконструкция древней стоянки, обнаруженной в одном из окрестных сёл. Её относят к XIII тысячелетию до нашей эры.

Усть-Ордынский

Тогда люди жили в полуземлянках, построенных на каркасе из костей крупных животных. Такие же жилища использовались, например, эскимосами вплоть до XIX века.

Усть-Ордынский

Отдельный исторический пласт Прибайкалья — курыканская культура. По одной из версий курыкане — прародители современных якутов и бурятов. Упоминания об этом полумифическом народе встречаются в древнетюркских источниках, однако историки до сих пор не могут сказать ни где они точно обитали, ни на каком языке они говорили.

Зато по всему Прибайкалью разбросаны оставшиеся от них укрепления и святилища. На фото — курыканские петроглифы V-X веков нашей эры.

Усть-Ордынский

Традиционная религия бурят — шаманизм. Её суть — в почитании сил природы и умерших предков. В прошлом шаманизм пронизывал все сферы жизни бурят, выполняя мировоззренческую, медицинскую, социальную и другие функции. В последующем бурятский шаманизм плотно переплёлся с проникшим в Прибайкалье из Монголии буддизмом, превратившись в уникальную для этого региона религиозно-культурную смесь.

Для бурят характерны онгоны — культовые изображения относящихся к конкретной семье или роду духов предков, созданные из металла, дерева, меха, кожи, шерсти или ткани.

Усть-ОрдынскийУсть-Ордынский

Усть-Ордынский

В советские времена институт шаманизма был практически уничтожен, однако в наши дни происходит его возрождение. Например, только в Иркутской области называют себя шаманами несколько тысяч человек.

Усть-ОрдынскийУсть-Ордынский

Некогда забвенные семейные обряды тоже возрождаются.

Один из них — хонёор бариха, жертвоприношение молодого барана, связанное с каким-нибудь предстоящим событием: рождением детей, дальней поездкой, свадьбой, учёбой в другом городе. Обряд начинается он с того, что жертвенное животное окропляют кислым молоком. Потом всем участникам нужно пройти процесс очищения, для этого они окуривают себя дымом от тлеющего кусочка пихтовой коры. Затем шаман взывает к духу, которому предназначается жертва. Барана убивают, делая надрез на груди и разрывая ему аорту голой рукой. Туша разделывается, мясо варится в котле отдельно от головы и внутренностей. После окончания варки всё это укладывается в специальные корыта и шаман, обращаясь к духу, просит принять жертву от данной семьи. Для этого он бросает в огонь кусочки мяса. При этом корыта необходимо всё время покачивать в знак того, что баран всё ещё якобы жив и торопится встретиться с духом.

По сигналу шамана все участники обряда принимаются за пищу. Всё мясо необходимо съесть. Остатки бросаются в огонь. Шаман строго следит, чтобы ни один кусок мяса и ни одна капля жира не упали на землю или пол. После окончания трапезы обглоданные кости складываются в шкуру, так создаётся впечатление что баран целый, только без мяса. В завершение шкура вместе с костями сжигается на костре.

С проведением этого обряда связаны строгие правила. Мужчины должны быть в головных уборах, а женщинам и детям запрещено скрещивать руки и ноги. В течение трёх дней после обряда нельзя выносить из дома никакие продукты или вещи, иначе жертва не будет принята духом.

За сим на сегодня всё.

The show will go on!

Следующая часть: Аршан

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Будьте в курсе!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке, вКонтакте, в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS.

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube.

Оставлен 1 комментарий, будьте следующим!

avatar
25000
Загрузить изображения
 
 
 
 
 
Загрузить аудио или видео
 
 
 
 
 
Лариса Цысс

Очень трогательный рассказ о посещении Вами местного музея... Все публикации очень интересные и по описанию и очень замечательные фотографии. Байкал,это сила,мощь и Красота!!!

Структура: Главная страница / Путешествия / На Байкал с бабушкой / Усть-Орда — сельская столица несуществующего региона