В Малой Азии испокон веков было неспокойно. Менялись верования, вместо одних народов приходили другие, целые государства уходили в небытие, а на их месте тут же образовывались новые. Человек — существо, не любящее излишних потрясений, а тем более войн — там ведь и убить могут ненароком, поэтому местные жители, как могли, старались себя от всего этого защитить. Одни уходили под землю, другие — забирались повыше в горы, и все строили мощные укрепления. Наследие тех смутных времён, большей частью всеми забытое и заброшенное, теперь встречается в Турции на каждом шагу. Едешь вечером по шоссе вдоль Средиземного моря: бац, на горе — стоит древняя крепость, смотришь, а на следующей — ещё одна, и ещё, и ещё...
Если говорить на чистоту, за прошедшие века особых изменений не произошло — в Турции и сейчас не то чтобы очень спокойно. Конечно, сегодняшнюю ситуацию со Средневековьем сравнивать глупо, но против фактов не попрёшь. Сначала, ровно накануне нашего прилёта, в Кайсери (это — неподалёку от национального парка «Гёреме») прогремел взрыв. Погибло 13 человек и ещё несколько десятков были ранены. Двумя днями позже, как раз когда мы возвращались в Аланью после прогулки по Сиедре, в Анкаре был застрелен посол России в Турции Андрей Карлов. Местные жители очень переживали по этому поводу и, лишь узнав что мы приехали из России, искренне извинялись перед нами за этот инцидент. Друзья волновались и каждый день донимали нас вопросами: живы ли мы там? А мы — просто наслаждались восточным колоритом.
С конца XI по начало XIV века на большей части сегодняшней Турции правил бал Сельдужский султанат. Сельджуки сделали своей столицей Конью, перестроили крепость в Аланье, после чего стали наводить порядок на оказавшихся в их ведении торговых путях — в Малой Азии как раз заканчивалось одно из ответвлений Великого шёлкового пути.
Торговля неплохо пополняла казну, поэтому обеспечение комфорта и безопасности для караванов стало делом государственной важности, и вскоре по всей территории султаната началось спешное возведение сети караван-сараев. Пик строительства пришёлся на первую половину XIII века, и до наших дней этих строений сохранилось около сотни, по большей части на территории Турции, а также в Сирии, Иране и Азербайджане.
Караван-сарай по-турецки — «хан». Один из таких сельджукских ханов, больше похожий на прямоугольную крепость, стоит на реке Алара. В течение многих веков он использовался по своему прямому назначению. С развитием морской торговли и угасанием сухопутных караванных путей здесь начали останавливаться странствующие дервиши. Сегодня Аларахан превращён в музей.
В большинстве случаев караван-сараи находились на расстоянии дневного перехода, это — около 30 километров. В каждом из них любой путник, вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса имел право проживать бесплатно до трёх дней. На этот срок он обеспечивался питанием и медицинским обслуживанием.
Типичный сельдужский хан был хорошо укреплён и мог выдерживать как нападения разбойников, так и кратковременные осады. Внутри постоянно находился целый штат специалистов: врачи, ветеринары, повара, кузнецы, имамы, и имелся достаточный запас продуктов и воды.
Аларахан был построен в 1231 году и имел высокий статус «султанского караван-сарая». Над единственным входом, обращённым на север, — надпись, гласящая, что «этот благословенный хан построил султан земли и двух морей, правитель Сирии, Армении и Франкии, Ала ад-Дин Кей-Кубад».
Продавец билетов почему-то решил что мы приехали из Казахстана. Когда мы поправили его, мол, ошибся ты, дружище, мы — не казахи, а русские, он спросил:
— А водка у вас с собой есть?
Водки у нас с собой не было, и мы, без задней мысли ответили:
— Нет.
— Ну и зачем вы врёте? Какие вы русские?! Вы — настоящие казахи!!!
У входа в хан обычно располагались баня и мечеть, дальше шёл длинный открытый двор с многочисленными айванами по сторонам.
Вдоль внешней стены устраивались крытые сводчатые залы, в которых держали вьючных животных — верблюдов и лошадей.
Символом сельджуков был анатолийский лев.
Грустное выражение его морды — не случайно: в его глазах отражается тоска путников по родному дому. Согласно древней легенде, как только все путешественники успешно доберутся до дома — лев должен улыбнуться.
Путешествуя по Армении несколько лет назад, я очень хотел посетить старый караван-сарай на Селимском перевале, и сильно расстроился, когда у меня не хватило времени до него добраться. Посетив Аларахан, я сделал одно важное открытие: смотреть караван-сараи я больше не хочу.
Неподалёку от караван-сарая на высокой горе, возвышающейся над руслом Алары, расположена одноимённая крепость. В XIII веке здесь проходил важный торговый путь — из Аланьи в Конью, и укрепление было необходимо для его защиты.
Посетить крепость мне не удалось — солнце уже коснулось горизонта, а идея лезть в наступающей темноте на вершину горы — даже для меня оказалась слишком безрассудной.
Так я и уехал, решив, что когда-нибудь ещё вернусь.
Не переключайтесь!
Продолжение: Сиде: современность vs Античность
Очень красиво, очень интересно и очень познавательно. Спасибо.