Думаете, в Турции всегда жарко? А вот и фигушки! Как там было в «Бриллиантовой руке»: Стамбул город контрастов?! Поверьте, это утверждение актуально для всей Турции, правда контрастность при этом можно смело выкручивать на максимум. Всё наше путешествие по этой стране было схоже с прыжками из сезона в сезон. Сначала мы из промозглой и слякотной Москвы попали на тёплое Анатолийское побережье. Оттуда мы отправились в морозную Каппадокию, где по ночам столбик термометра опускался ниже десяти градусов мороза. И вот нам предстоял обратный путь из зимы в лето, чтобы, лишь вдохнув солёного средиземноморского воздуха, отправиться снова в зиму, в Россию. И всё бы хорошо, но в наш красивый и выверенный план снегопадами решил ворваться циклон, накрывший в те дни всё Восточное Средиземноморье...
День начинался хорошо. Мы посмотрели пещерные крепости — Ортахисар и Учхисар, потом прогулялись по подземным городам — Каймаклы и Деринкую, после чего выехали на трассу, ведущую на Конью, куда мы планировали попасть к вечеру, после этого по-быстрому проскочить через перевал, и к ночи добраться до Аланьи.
Дул ветер. Настроение было распрекрасное. Мы летели по трассе, притормаживая перед невесть откуда появившимся снежными перемётами, и шутили: чего это в Турции так плохо чистят дороги от снега? Сквозь лёгкие облака уверенно пробивалось зимнее солнце.
Ветер постепенно усиливался, и вместе с ним погода становилась всё хуже и хуже. Сначала солнце скрылось за облаками. Потом начался снегопад, вскоре превратившийся в отменнейшую метель. Спустя час вместо асфальта под колёсами была лишь снежная каша, глубиной сантиметров в пятнадцать. Я в очередной раз радовался заранее установленной на машине зимней резине: не сделай мы этого — ночевать бы нам пришлось где-нибудь посреди бескрайних турецких полей.
Довольно быстро под снегом образовалась ледяная корка, и даже лёгкие подъёмы превратились в непреодолимые препятствия для многочисленных фур, оказавшихся в снежном плену. Было понятно: стоит нам где-нибудь остановиться, и тронуться с места мы тоже уже не сможем. Оставалось лишь давить на газ и надеяться, что нигде впереди не будет заторов — нам бы только до Коньи дотянуть, а там — цивилизация: разберёмся как быть дальше.
Спустя почти три часа мы кое-как доплелись до Коньи. Двухмиллионный мегаполис встретил нас метровыми сугробами и мёртвыми пробками.
Стемнело. Было ясно, что если даже здесь всё плохо, то на перевале, ведущем в Аланью, на высоте двух километров, — вообще шляпа. Нужно было искать гостиницу. Не без труда, поплутав по центру города ещё минут сорок, мы припарковались у какого-то отеля. Стоимость номеров оказалась космической — о том, чтобы останавливаться здесь, не могло быть и речи. Зато в гостиничном кафе нас напоили горячим чаем и дали попользоваться их вайфаем.
Связавшись с нашими друзьями в Аланье и в Анталье, удалось узнать следующее: снежные зимы в некоторый регионах Турции — вполне себе обычная история, и, да, перевалы, то и дело, закрывают. Надолго? А пёс его знает: может быть откроют через пару часов, а может быть и через неделю. Вот вам и жаркая гостеприимная Турция...
Именно в тот день, когда мы приехали в Конью, до Малой Азии добрался очередной циклон. До этого он засыпал снегом не только Сирию, Ливан и Израиль, но и некоторые районы пустыни Сахары, а теперь по полной отрывался здесь, в Турции. На перевале, через который нам предстояло ехать, за день выпало больше метра снега. Другие дороги, ведущие из Коньи, хоть куда-нибудь, тоже были перекрыты. И все наши турецкие друзья в один голос говорили: хорошо, что вы в городе находитесь, будь вы в горах — вертолётом пришлось бы эвакуировать...
Оставался единственный вариант — ждать. Мы забронировали какой-то копеечный отель на задворках городского центра, и отправились туда пережидать пургу. До самолёта в Россию оставалось около 36 часов, и шанс пропустить его — с каждой минутой становился всё реальнее и реальнее.
Конья — крупный турецкий культурный и религиозный центр, столица суфизма и родина кружащихся дервишей. В общем, с культурно-историческим наследием тут всё в порядке, и останься мы в Конье на пару лишних дней, пережидая капризы природы, — можно было бы провести время с пользой.
Сделав пару ночных фотографий из окна, я отправился спать.
Утром меня встретила следующая картина.
За ночь выпало ещё сантиметров двадцать снега.
Турецкие водители особо не парятся, и снег с крыши машин не чистят. Иногда он сам улетает назад, радуя тех, кто едет следом.
Зимней резины тоже ни у кого нет, поэтому езда по городу больше похожа на игру в боулинг. Ну-ка, кегли, встали в ряд!
Тем временем, появились хорошие новости: перевал открыт. Правда, его опять активно засыпает снегом, однако если мы очень поторопимся, то, может быть, даже успеем проскочить.
Это для турок снегопад равно шок, а для нас — обычное дело: бывало и похуже. Попросили у портье швабру — не руками же снег с машины скидывать. Он было пытался лопатой помочь сугробы вокруг машины раскопать. Пришлось провести мастер-класс:
— Эй, дружище, кто ж так снег-то копает? Ты так до весны с этими сугробами возиться будешь! Смотри: копаем глубже, кидаем дальше! Раз, два, всё, достаточно!
С первого раза выехать не удалось. Вперёд, назад, в раскачечку, — и мы на мостовой.
— Всё, спасибо за гостеприимство, нам пора. Вперёд — на поиски новых приключений!
В то утро Конья пребывала в транспортном коллапсе. Город был занесён снегом, многие улицы были вообще не расчищены.
Думаю, что такую Турцию мало кто видел.
Перед выездом из города стоял полицейский патруль, проверявший у всех выезжающих на трассу наличие зимней резины. У нас спросили — куда мы держим путь. Услышав про Аланью полицейские несколько опешили, однако препятствовать проезду не стали: с этими сумасшедшими русскими связываться — себе дороже, пусть едут куда хотят.
Местами зимняя Турция как две капли воды похожа на Россию. Родной Лукойл, прямо как дома, румянится своей яркой расцветкой посреди монотонной снежной пустыни.
Очередная фотография из серии «угадай страну по фотографии».
В какой-то момент в облаках начали появляться просветы.
А потом и вовсе выглянуло солнце.
Снегопад закончился, ветер успокоился. На мгновение даже показалось, что самое страшное позади.
Конечно, наша радость была недолгой. Не прошло и пятнадцати минут, как небо снова затянуло, и начался очередной снегопад.
Мы въехали в горы.
Пейзажи стали напоминать Скандинавию.
Дорога вилась между горами, постепенно поднимаясь наверх — к перевалу. Одометр откручивал километр за километром. Снегопад всё усиливался.
На обочинах, то тут, то там, стояли занесённые снегом фуры, те кому не повезло оказаться здесь накануне.
Тракторист, который должен был чистить дорогу от снега, был почему-то мертвецки пьян. Метров 300 он задорно ехал перед нами задним ходом, пока не положил трактор на бок в ближайший кювет.
Долго ли, коротко ли, но мы всё-таки добрались до перевала. На самой его вершине, раскорячившись посреди дороги, стояла фура.
Все повылезали из своих машин и, не сговариваясь, дружно сдвинули перегородивший проезд прицеп фуры на обочину: мужик, извини, мы торопимся, а у тебя всё равно ехать не получается, жди теперь пока снег растает.
После перевала дорога резко устремилась вниз.
Снега с каждой минутой становилось всё меньше и меньше.
Наконец, спустя двадцать минут, мы выехали к морскому побережью. Там нас встретил очередной полицейский патруль. Дорога на перевал, с которой мы только что выехали, из-за усилившегося снегопада снова была закрыта.
Не переключайтесь!
Продолжение: Алара: караван-сарай, крепость и маленькая зарисовка про разницу между русскими и казахами
Да, дорожка была та еще, с приключениями)
Здорово на курорт съездили!
Повезло! =)