Экспедиция на Водлозеро|1–6 октября 2014

Старый Архангельский тракт, подводная лодка Б-440 в Вытегре и Онежское взморье у деревни Голяши

Опубликовано: 25 марта 2021

Было время, мы c Лёхой каждый год ездили на Русский Север любоваться золотой осенью. Представьте: природа, облачённая в свой торжественный багряно-золотой наряд, мрачная с болотным отливом вода северных озёр, потемневшие от времени покосившиеся бревенчатые избы и устремлённые в небо изящные главки милых деревянных часовен, и всё это — будто окутано еле заметной пеленой той самой русской культуры, настолько родной каждому из нас, насколько едва уловимой, словно лёгкий поцелуй утреннего ветра. Для меня и сегодня это сочетание — одно из приятнейших, есть в нём что-то сказочное, но очень родное, то, что все мы когда-то впитали с молоком наших матерей, то, о чём рассказывали в далёком-далёком детстве нам наши бабушки, просто мы о нём в беспокойной суете мегаполисов почему-то забыли...

Одно из удивительных мест Русского Севера — Водлозерье. Этот культурный регион, заселённый ещё в VIII тысячелетии до нашей эры и считающийся одним из древнейших на севере Европы, охватывает территорию вокруг озера Водлозера. Местные жители называют себя «водлозёрами», и хотя, скорее всего, являются потомками вепсов, но по всем признакам выделяются как отдельный субэтнос русского народа. Сто лет назад на Водлозере было сорок семь поселений, в которых проживало без малого три тысячи человек. Сейчас жилых деревень осталось всего пять, а постоянных жителей в них — дай бог если пять сотен наберётся, причём каждый десятый — приезжий, то есть не настоящий, не «потомственный» водлозёр. Водлозеро вместе с прилегающими к нему окрестностями включено в состав Водлозерского национального парка, и в 2014 году (боже, шесть с половиной лет уже прошло, хотя было словно вчера) мы отправились с Лёхой сюда на встречу с золотой осенью. Сегодня я начну вам рассказывать о том хоть и далёком, но очень захватывающем путешествии.

Основная часть Водлозерского национального парка — озеро Водлозеро — расположена на северо-востоке Карелии, хотя охраняемая природная территория выходит за пределы республики, занимая ещё и часть Архангельской области. Современное сердце Водлозерья — деревня Куганаволок. До неё от Санкт-Петербурга — шестьсот километров дорог не самого хорошего качества.

Первые часы всех моих северных путешествий — довольно обыденны: Мурманское шоссе, более известное как автодорога Р-21 «Кола».

Ленинградская область

Это сейчас оно на всём своём протяжении — прекрасно, а каких-то шесть с половиной лет назад отдельные его участки изобиловали глубокими ямами. В моём дневнике есть заметка, что после очередной такой колдобины в машине что-то жалобно хрустнуло. Мы припарковались на обочине, Лёха полез под днище. Вернувшись, он выдержал театральную паузу, выплюнул своё коронное «Да похуй!» и, ничего не объяснив, поехал дальше...

Ленинградская область

В Лодейном Поле, там где «Кола» убегает к Петрозаводску и дальше к Мурманску, на восток устремляется старый Архангельский почтовый тракт. Первая его часть проходит по окраине Вепсского леса. Справа — Оять, откуда тайными лесными дорожками можно пробраться на юг — к Шугозеру, или же на восток — к некогда густо заселённому, а ныне пустынному Шимозеру. Слева — Подпорожье, с его знаменитым среди геокэшеров «деревянным кольцом», и дорога на Шелтозеро — центр расселения прионежских вепсов.

В годы Второй мировой войны здесь шли тяжёлые бои. В 1941–1944 годах левый берег Свири оказался захвачен финнами, которые за три года превратили его в мощный укрепрайон. Для укрытия пехоты на открытых участках были возведены специальные сферические железобетонные убежища. Одно из них, сохранившееся до наших дней, внутри заваленное мусором и обсоссанное, можно увидеть прямо на обочине дороги неподалёку от Подпорожья.

Ленинградская область

Истерзанный десятилетиями без ремонтов асфальт вскоре сменяется скользкой грунтовкой. Мы выезжаем из Ленинградской области в Вологодскую.

Ленинградская область

История расположенного на нашем пути города Вытегры насчитывает как минимум пять веков. Уже в XV веке здесь существовало торговое поселение. Неподалёку от Вытегры начинался волок на Ковжу, по которой можно было попасть к Белому озеру, а оттуда либо на Волгу, либо через следующие волоки — в Заволочье, на Онегу и Северную Двину, туда где ныне расположено самое сердце Русского Севера. В начале XIX века на смену волокам пришла Мариинская водная система, столетие спустя превратившаяся в Волго-Балтийский водный путь.

В наши дни главная достопримечательность Вытегры — подводная лодка Б-440. «Что?» — спросите вы. — «Подводная лодка??? Причём тут Вытегра?»

А ни при чём. Но факт остаётся фактом: субмарина — есть, в ней — музей, и, по правде говоря, если бы не он — то мы с Лёхой вообще бы здесь не остановились.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Установленная в Вытегре дизель-электрическая подводная лодка относится к проекту 641, некогда самому массовому в СССР. Всего было построено семьдесят пять таких кораблей. Например, именно подводные лодки проекта 641 участвовали в операции «Кама» в дни Карибского кризиса. К этому же проекту относится «Запоріжжя» — единственная субмарина, доставшаяся после раздела Черноморского флота СССР Украине и бесславно потерянная ей в 2014 году.

Подводные лодки проекта 641 могли погружаться на глубину до четырёхсот метров и находиться в автономном походе до трёх месяцев.

Субмарина с бортовым номером Б-440 была построена в 1970 году в Ленинграде. В советские времена она входила в состав Северного флота, совершив за 22 года службы несколько кругосветных плаваний. Когда СССР преставился, подводную лодку перевели в Балтийский флот. В 1998 году было принято решение об её утилизации.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Благодаря усилиям заместителя главы Вытегорского района Александра Штурманова, в прошлом подводника, отдавшего Северному флоту без малого двадцать лет своей жизни, Б-440 вместо того чтобы быть разрезанной на металлолом была переоборудована на Кронштадтском заводе в музей, после чего доставлена на Вытегорское водохранилище. С 2005 года посетить её может любой желающий.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Лодка находится в воде, но при этом врыта в грунт. Её не раскачивает ветром, однако когда находишься в отсеках, отчётливо слышишь, как вода бьётся о борт.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

На входе — карта (явно неполная) существующих музеев подводных лодок. Всего их в мире — около шестидесяти, и большая часть создана на базе некогда списанных подводных лодок производства СССР.

Помимо Вытегры переоборудованные в музеи субмарины проекта 641 установлены в Калининграде, Вишакхапатнаме (Индия), Лос-Анджелесе и Сан-Диего (США).

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Листая местную гостевую книгу, поражаешься географии посетителей. Я ещё могу представить себе гостей из Одессы или Будапешта, проездом оказавшихся в Вытегре, но как сюда забрались путешественники из Перта и Уэстона — большой вопрос. Подозреваю, что все они — пассажиры одного из круизных судов, курсирующих по Волго-Балту.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Вообще, расположенную на Волго-Балтийском водном пути в десяти километрах от Онежского озера Вытегру по образу и подобию Москвы иногда именуют «портом пяти морей». Правда, единственное, что роднит этот город с морем, — то, что здесь в разное время родились пять российских адмиралов (и ещё несколько вице- и контр-).

Что касается истории российского подводного флота, то началась она в полутысяче вёрст от Вытегры — в селе Покровское-Рубцово, ныне поглощённом активно разросшейся Москвой. В 1718 году один из местных крестьян — Ефим Никонов — написал челобитную Петру I, в которой рассказал о придуманном им «потаённым судне», призванном разбивать днища вражеских кораблей. Русский царь инновацию одобрил, так в 1720–1721 годах была подготовлена модель, а к 1724 году — полноразмерный подводный корабль. Его экипаж, состоявший то ли из четырёх, то ли из восьми человек, выполнил несколько успешных пробных погружений на дно Невы, однако в ходе показательного выступления при Петре I произошла авария: «потаённое судно» ударилось о дно реки и получило пробоину. Ефим Никонов ещё несколько лет работал над проектом, но после смерти Петра I попал в опалу и был сослан рядовым плотником в Астрахань, где вскоре и умер.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Много воды утекло с тех пор. Теперь подводный флот — обязательная составляющая военно-морских сил любой уважающей себя страны.

Субмарины проекта 641 традиционно разделены на семь отсеков:
1 — торпедный;
2 — жилой, с кают компанией;
3 — центральный пост;
4 — жилой, с камбузом;
5 — дизельный;
6 — электромоторный;
7 — торпедный.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Все отсеки разделены перегородками. Переход из одного в другой осуществляется через специальные люки, которые в случае экстренной ситуации можно за считанные секунды герметично задраить.

На Б-440 перегородки между отсеками для удобства посетителей музея частично демонтированы: в них устроены проходы из отсека в отсек в полный рост.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Если снаружи подводная лодка действительно впечатляет, хотя бы своим размером, то внутри она местами похожа не на боевой корабль, а на пыльный краеведческий музей.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

В первом отсеке расположено шесть торпедных аппаратов, каждый из которых может осуществлять запуск торпед с глубины до восьмидесяти метров.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Справа вдоль борта расположены блоки стрельбы. Любопытно, что для запуска торпед используется сжатый воздух (кстати, такая же система применяется и в подводных лодках, производящихся в наши дни): шесть баллонов, которые видны внизу, — как раз для него.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Экипаж лодки состоял из семидесяти человек.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Интересна инструкция по использованию «гальюнного устройства». Она состоит из десяти пунктов.

1. Проверьте открытие клапанов «Вентиляция баллона» и «Вода на смыв унитаза».

2. Убедитесь по манометру «Продувание баллона» в отсутствии давления в баллоне.

3. Налейте немного воды в унитаз (слой — один-два см) кратковременным открытием клапана «Проливка унитаза из магистрали».

4. После использования унитаза: нажмите на педаль для смыва, после чего плавно отпустите её, так чтобы не повредить уплотнение на «тарелке захлопки» унитаза.

5. Для продувания баллона гальюна:
— закройте клапан «Вентиляция баллона гальюна»;
— откройте бортовой клапан и путевой клапан от баллона за борт;
— откройте клапан «Продувание баллону гальюна» и следите за тем, чтобы давление по манометру «Воздух среднего давления» было не более чем 1-2 кгс/см².

Окончание продувки определяется по падению давления на манометре «Воздух среднего давления» до забортного и по шуму выходящего за борт воздуха.

6. Закройте клапан «Продувание баллона гальюна».

7. Закройте бортовой клапан и путевой клапан от баллона за борт.

8. Плавно открывая клапан «Вентиляция баллона гальюна», стравите воздух из баллона, наблюдая при этом по манометру, чтобы давление на фильтре не превышало 0,5 кгс/см².

9. По окончании стравливания воздуха откройте полностью клапан «Вентиляция баллона гальюна» и оставьте его в таком положении.

10. Проверьте открытие клапана «Вода на смыв унитаза» и оставьте его в таком положении.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

При этом если что-то напутать в очередности пунктов, «продукты жизнедеятельности» отправятся не за борт, а под давлением в несколько атмосфер устремятся прямо на потолок.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Центральный пост: советские интерфейсы во всей красе.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Аналого-механические компьютеры ушедшей империи.

Подводная лодка Б-440 в ВытегреПодводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Интересно, на манекене — штатная форма?

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Поднимемся в рубку.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

При погружении она полностью затапливается водой.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Удивительное место.

Подводная лодка Б-440 в Вытегре

Подводная лодка Б-440 в ВытегреПодводная лодка Б-440 в Вытегре

В Водлозерском национальном парке нас ждут только завтра, поэтому из Вытегры мы едем в деревню Голяши, расположенную в тридцати километрах от города на южном берегу Онежского озера.

Вологодская область

Путь туда лежит через Онежский канал. Этот искусственный водный путь был создан в начале XIX века, чтобы исключить опасный переход судов через неспокойное Онежское озеро (с такой же целью в XVIII-XIX веках вдоль южного берега Ладожского озера были построены Староладожский и Новоладожский каналы).

Вологодская область

Онежский канал до сих пор используется малыми судами для безопасного перехода от истока Свири до устья Вытегры.

Вологодская область

Голяши — старинная рыбацкая деревня. Её название, вероятнее всего, происходит от слова «голыш» — так издавна на Руси называли гальку. Действительно, рядом с деревней расположен большой галечный пляж.

Там где заканчиваются жилые дома над заросшим полем высится часовня Ионна Богослова, воссозданная в 1993 году на месте старой, утраченной в советскую эпоху.

Вологодская областьВологодская область

Старая изрытая колеями дорога бежит дальше — к Петропавловскому мысу. До него от Голяшей — около двух километров.

Вологодская область

Онежское взморье в начале октября безумно красиво.

Вологодская область

Вологодская область

Онежское озеро

В начале XVII века на Петропавловском мысу (в то время называвшемся Лобановским и считавшимся священным) был основан монастырь. В описи 1628 года значится: «В Мегорскомъ погосте в Палтажской волостке у Oнегa озера на берегу Лобанова пустыня на тридевяти носехъ монастырь, а в немъ церковь св. апостолъ Петра и Павла, с трапезою, древяна клецки».

Известно, что в этот монастырь заезжал Пётр I и даже пожаловал братии четыре колокола. В конце XVIII века обитель закрылась, а монастырская церковь была упразднена до приходской. Вскоре она сгорела, и на её месте была возведена новая — Никольская.

Голяши

Голяши

Последняя, хоть и была закрыта советской властью, относительно неплохо пережила все потрясения XX века. Но годы безразличия взяли своё: сначала у храма провалилась крыша. Потом завалилась на бок и колокольня.

Голяши

Голяши

Церковные развалины окружены деревенским кладбищем, заросшим, но, судя по обилию свежих пластиковых венков, действующим. Удивительно, но — факт, колокольня, когда падала, не задела ни единого захоронения.

Голяши

Голяши

Я был во множестве заброшенных мест — деревень, посёлков, городов, но нигде мне не было так неспокойно как здесь.

Голяши

Голяши

С этого полузабытого кладбища с заваленной старой колокольней хочется уйти как можно скорее. Даже не уйти, а убежать, убежать без оглядки, так чтобы никогда больше сюда не вернуться. Возвращаться сюда не хочется на каком-то физическом уровне: так животные обходят стороной топкие болота, так птицы не поют в местах массовых расстрелов...

И знаете что? Не хочется об этом говорить, но в этой старой пустыни мне отчётливо видится современная Росссия — такая же неухоженная, покорёженная, полузабытая...

Голяши

Голяши

В пятистах метрах от кладбища, ровно на оконечности мыса, стоит Петровский маяк. Согласно легенде, здесь когда-то жил маячник, у которого было одиннадцать детей. История не сохранила для нас ни его имени, ни его истории...

Онежское озеро

Высота Петровского маяка от основания — шестнадцать метров, от уровня Онежского озера — двадцать четыре метра.

Старая скрипучая лестница ведёт на верхнюю площадку. С неё открывается вид на октябрьский закат.

Онежское озеро

Маяк, постанывая своим деревянным каркасом, неспешно покачивается на осеннем ветру. Внизу по прибрежной гальке бьют волны Онежского озера.

Онежское озеро

Онежское озеро

Онежское озеро

Онежское озероОнежское озеро

Не переключайтесь!

Владимир Кезлинг

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Экспедиция на Водлозеро»

1–6 октября 2014

1. Старый Архангельский тракт, подводная лодка Б-440 в Вытегре и Онежское взморье у деревни Голяши

Ещё одна статья про Вытегру

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

Оставляя вашу почту вы принимаете условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в отношении обработки персональных данных

Обсуждение статьи

Уже оставлено 2 комментария, примите участие в обсуждении!

Подписаться
Уведомления на e-mail
guest

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
George Kuznecov

Спасибо за путешествие в неизведанные северные районы России. В результате урбанизации люди покидают такие места. Капитализм не заинтересован в развитии мелких промыслов, деревни вымирают. Даже нет дорог. Выжать максимальную прибыль можно на больших производствах. И люди уезжают «в тесноту городов и потоки машин».

Марина

Владимир, очень интересно, как и всегда! Особенно познавательно про гальюн!! Благодарю Вас.

Давайте дружить!

Я есть в ВКонтакте и Одноклассниках!

Меню
2
0
Мне важно ваше мнение! Примите участие в обсуждении этой статьи!x